Тема: урок- проект по творчеству В. Катаева и его книги «Цветик - семицветик».
Цели:1. Вовлечь учащихся в активный познавательный процесс; проявить интерес к творчеству В. Катаева, проникуть учащихся чувством уважения к старшим стремление помочь ближнему.
3. Воспитывать уважительное отношение к ближнему, умение оказать помощь.
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.
Вид урока: обобщение знаний
Форма проведения урока: урок- проект.
Оборудование:
- карточки- задания для индивидуальной работы,
-карточки-цифры у каждого учащегося,
-словарь настроений,
-медиапроектор,
-презентация
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
-кабинет начального обучения;
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
- карточки;
Методы обучения:
Объяснительно –иллюстративные – демонстрация.
Проблемный – работа с книгой.
Частично – поисковый – беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: демонстрационный
Ход урока
I. Организационный момент.
-Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие. И путешествовать мы будем по страницам сказки.
--Я знаю, вы любите игры, песни, загадки, ребусы. Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Живут они рядом с нами. Стоит только открыть книги, и поведут они нас по лесам, морям, родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
--Ребята, сегодня мы будем путешествовать по страницам произведения В.П. Катаева «Цветик-семицветик» .
Почему сказка В.П. Катаева так понравилась вам?
- Предполагаемые ответы. Всё, что в ней описано - есть в нашей жизни. Герои сказки живут с нами. Кажется, что все события могли произойти с нами, в нашем дворе.
В течении нескольких дней мы с вами проводили исследования. Мы работали над проектом под названием « Цветик- семицветик!». У каждой группы был свой объект для исследования. И вот пришло время показать и рассказать о результатах работы каждой группы.
1 ГРУППА- БИОГРАФЫ.
1. Вступительное слово. Выступление детей
- Всегда очень интересно знать, а кто те люди которые умеют написать сказку или рассказ так интересно, что читая, мы не можем оторваться от книги! Может это волшебники? И поэтому мы захотели узнать побольше о человеке, который подарил нам сказку « Цветик- семицветик» и поделиться с ребятами.
2. Валентин Петрович Катаев
Родился 28 января 1897 года.
Детство и юность Валентина Катаева прошли в Одессе.
Есть город, который я вижу во сне.
О, если б вы знали, как дорог
У Чёрного моря открывшийся мне
В цветущих акациях город.
У Чёрного моря!
3.
Родители Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и концерты. Они прививали в детях любовь к русской литературе. Любимыми писателями в семье Катаевых были Александр Сергеевич. Пушкин, Лев .Николаевич. Толстой, Антон Павлович Чехов.
4.
У Катаева был младший брат Женя. Оба учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось первое стихотворение «Осень». Большинство стихов он пишет о природе.
Младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию — псевдоним — он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы — «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).
5. Началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило.
Началась Великая Отечественная война. Он вновь на фронте. В
качестве военного корреспондента газеты «Правда». Побывал на
многих фронтах, видел боевые действия наших войск. Участвовал во
многих сражениях.
Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей о войне. Самая известная из них — повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята».
В творчестве писателя приметное место занимают и сказки.
Они о трудолюбии, скромности, доброте и многих прекрасных качествах, украшающие человека.
Валентин Петрович Катаев прожил долгую жизнь. Умер на 89 году жизни в 1986 году.
2. Экспресс – опрос по творчеству Катаева
1)В. Катаев родился на Украине в городе Одесса.
2) У него был младший брат Виталий.
3)Катаев учился в лицее.
4)Сначала он писал рассказы. А потом - стихи.
5)Первое стихотворение он написал в 13 лет.
6)В стихах писал о море.
7)Катаев дважды был на войне.
8)Он работал военным корреспондентом газеты «Правда».
9)Писал о героизме наших людей.
10)Потом он писал и басни.
3. Проверка экспресс- опроса
+ 1. В. Катаев родился на Украине в городе Одесса.
- 2. У него был младший брат Виталий.
+ 3. Катаев учился в лицее.
- 4. Сначала он писал рассказы, а потом – стихи.
+ 5. Первое стихотворение он написал в 13 лет.
- 6. В стихах он писал про море.
+ 7. Катаев дважды был на войне.
- 8. Он работал военным корреспондентом газеты
« Правда»
+ 9. Писал о героизме наших людей
.- 10. Потом он писал и басни. Подведение итогов работы 1 группы ребят
2 ГРУППА- ИССЛЕДОВАТЕЛИ СКАЗОК.
Беседа учителя.
“Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.
-А понравилась ли она вам, юные читатели?
- Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберёмся.
- Почему мы любим сказки?
Дети: Оживает чудесный мир, с лесными тайнами, волшебными предметами, добрыми и злыми героями. Есть сказочные превращения, волшебство, магия чисел. Сказки учат добру, мудрости, силе и победе добра над чарами зла. (Не скучно читать, интересно).
- А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.
-Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной. И наша вторая группа работала над исследованием сказок. Смотрите, как однажды встретились две сказки.
2 ГРУППА- ИССЛЕДОВАТЕЛИ СКАЗОК.
СПОР СКАЗОК. Инсценировка детей.
Встретились однажды две сказки- народная и литературная. И завели между собой беседу, чтобы лучше познакомиться друг с другом!
Н: Мой Автор –народ.
Л: А мой Автор- конкретное лицо( он- творец).
Н: Меня передают из уст в уста, из поколения в поколение.
Л: А меня автор записывает.
Н: Ой! Как интересно! А вы можете меняться? Вот мой создатель- народ рассказывает меня всегда по-разному. Может даже, что- нибудь поменять.
Л: Что вы, что вы! Литературную сказку нельзя менять. Ведь она творение автора! Голубушка, а вы знаете когда вас сочинили?
Н: Нет, время моего создания определить невозможно. Иногда оно уходит далеко- далеко в века!
Л: Как грустно! А вот я точно знаю, когда меня придумал и записал мой выдумщик- автор!
Н: Зато у меня есть определённые жанры! Я бываю- бытовая!
Или я народная! Или просто о животных!
Л: А я могу в себя включать всё и волшебство, и черты бытовых сказок. И сказок о животных! И даже фантастику!
- Не спорьте. Милые сказки! Вы нам дороги любые! А вот к вам пришла гостья- Сказка
« Цветик- семицветик». Чья она ваша или ваша?
Н: А мы спросим об этом у ребят? Пусть они докажут чья это сказка!
Лёша: Я считаю, что она литературная!
Денис: А вот и нет, она народная и волшебная!
Сказка: Пусть ваш спор разрешат ребята!
Слайд « Сказки»
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГРУПП. Используя сравнения докажи какая это сказка
Народная
1 Автор –народ.
2. Существует в устной форме.
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах ( Создатель может вносить изменении).
4. Время создания сказки неизвестно.
5. У народной сказки есть жанры
-волшебная,
-бытовая,
-о животных
Литературная
1. Автор- конкретное лицо( он- творец).
2. Создаётся в письменной форме.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5.Нет определённого жанра; Включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных и даже фантастику
3 ГРУППА- АНАЛИТИКИ ЖЕЛАНИЙ.
Вот и пришли мы в гости к нашей сказке. А она решила нас испытать. Насколько хорошо мы её знаем?
ВОПРОСЫ –СЛАЙДЫ ПО СКАЗКЕ.
- Похоже ли вначале произведение на сказку? ( Найди в тексте)
- Кто главная героиня сказки?
-Что мы узнаём о Жене вначале? ( Найди в тексте)
- Когда становится понятно, что произведение не рассказ, а сказка?( Найди в тексте отрывок) Чтение по ролям.
-Для того , чтобы отправиться в страну желаний надо произнести волшебные слова.
Сейчас нам предстоит важная работа. Разобраться в чувствах и желаниях. Поможет нам в этом группа ребят- аналитиков желаний.
Лепестки -Желтый
Желание -Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой с баранками.
Чувство- Радость
Разумное или нет -разумное желание.
Лепестки - Красный
Желание -Девочка разбила мамину любимую вазу.
Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила она загадала второе желание..
Чувство- облегчение
Разумное или нет -разумное желание.
Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь
Лепестки - Синий
Желание -Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
Немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
Чувство- Обида страх
Разумное или нет- Это было глупое желание. Женя могла погибнуть
Лепестки - Зелёный
Желание -На то, чтобы оказаться в родном дворе .Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи
Чувсство- радость
Разумное или нет - это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
Лепестки -Желтый
Желание -Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой с баранками.
Чувство- Радость
Разумное или нет -разумное желание.
Лепестки -оранжевый
Желание - Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.
Чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.
Обида, рассердилась, захотела позлить
Чувство- испуг
Разумное или нет -Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.
Лепестки - фиолетовый
Желание - Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины
Чувство- облегчение
Разумное или нет -разумное желание
Лепестки -голубой
Желание – Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание
Чувство- Радость счастье
Разумное или нет -разумное доброе желание.
– Сделаем вывод о желаниях девочки.
Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.
1) Какой мы видим Женю в начале сказки?
- Маленькая девочка, «считающая ворон», вежливая, желающая много для себя.
Доброе сердце?
2) О чём задумалась Женя, истратив 6 лепестков? Почему?
- Главное не надо торопиться (в желаниях). Остался один лепесток. Надо всегда думать.
3) Какое желание было самым важным? Почему?
- Вели, чтобы Витя был здоров. Желание загадано не для себя и своих развлечений. Женька увидела, в чём и чем может помочь другому человеку.
4) Почему один и тот же человек может поступать по-разному?
Размышления учащихся. Человек всё время растёт, думает. Учиться. Он может ошибаться.
Но стремиться стать лучше, добрее. Делать для других добрые дела.
- Какое слово звучало чаще других и почему?
- Вывод. Человек имеет сердце, голову. Он обязан думать, сострадать. Думать не только о себе, а думать о тех, кто тебя любит, о тех, кто рядом. Думать о других живых существах. Хорошо поступать. И самому от хороших дел становиться лучше.
4 ГРУППА- СОЦИОЛОГОВ.
Мы тоже с вами загадывали свои желания, на своём цветике- семицветике. Тогда мы только начали знакомиться со сказкой о девочке Жене и о волшебном цветке. Мы оставили свободным только один последний лепесточек.
В течении этих дней у нас работала социологическая группа. Она проводила свои исследования
Вступительное слово. Об исследовании желаний, о том, как велась работа.
Группы желаний:
О чём желание Сколько
Забота о людях 14
Хочу игрушку 14
Хорошо учиться 13
Компьютер 10
Большой дом 10
Хочу быть здоровым,счастливым и веселым 6
О животных 6
О профессиях 6
О каникулах 4
Жить долго 3
Стать президентом 4
Не попадать в беду 9
Чтобы все давали бесплатно 2
Еще один цветик-семицветик 10
- Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.
-Сейчас каждый может спросить себя, а разумно ли я использовал свои лепестки?
В этой же группе у нас работал видеорепортёр . Он работал над одним вопросом.
ВИДЕО РЕПОРТАЖ.
-- А ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? доброта – это? - уважение, любовь, щедрость, внимание, забота... (перечисляют ученики).
А я представляю вам нашу книгу добрых сказок Цветика- семицветика.
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях
-Сейчас пришло время загадать нам последнее желание голубого листочка. И мы не должны торопиться. Это очень важно.
- Что надо сделать чтобы желание исполнилось? Сказать волшебные слова.
-Дети произносят слова и говорят свои желания.
Вывод. - Желания, мечты людей должны исполняться. Но для этого надо учиться, трудиться, идти к цели. Полагаться на свои силы, а не волшебство.
Наше путешествие подходит к концу. Вы отлично работали на уроке. И у нас осталось последнее задание.
Какие добрые дела делаете вы и для кого?
- Мы пришли в школу, учимся (для себя), помогаем и слушаем своих родителей, друзей, помогли учителю в подготовке к уроку, помогаем ветеранам труда...
- А ещё мы ставим спектакли у себя в классе, выступали в больнице, перед ребятами других классов, родителями.
- Помогаем братьям нашим меньшим.
У: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог. Рефлексия.
Рефлексия.
-Кому было интересно, кто хорошо работал- поднимите смайлики.Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
["file_id"] => string(6) "125335"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414952089"
}
}