kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - проект "Цветик - семицветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: урок-  проект по творчеству В. Катаева и его книги    «Цветик - семицветик».

Цели:1. Вовлечь учащихся в активный познавательный процесс; проявить  интерес к   творчеству                      В. Катаева, проникуть учащихся чувством уважения к старшим  стремление помочь ближнему.

          2. Приобщать  к полезной деятельности; развивать творческие способности,  коммуникативные,                информационные, социальные компетентности учащихся. Умение объяснять особенности,                      закономерности, анализировать,  сопоставлять овладевают навыками                                                      исследовательской деятельности.

          3. Воспитывать уважительное отношение к ближнему, умение оказать помощь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект "Цветик - семицветик" »

Тема: урок- проект по творчеству В. Катаева и его книги «Цветик - семицветик».

Цели:1. Вовлечь учащихся в активный познавательный процесс;

проявить интерес к творчеству В. Катаева, проникуть

учащихся чувством уважение к старшим,

стремление помочь ближнему.

2. Приобщать к полезной деятельности; развивать

творческие способности, коммуникативные,

информационные, социальные компетентности учащихся. Умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять овладевают навыками исследовательскойдеятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение к ближнему, умение оказать помощь.


Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.

Вид урока: обобщение знаний

Форма проведения урока: урок- проект.

Оборудование:

- карточки- задания для индивидуальной работы,

-карточки-цифры у каждого учащегося,

-словарь настроений,

-медиапроектор,

-презентация

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

-кабинет начального обучения;

2. Дидактическое обеспечение:

- учебник (учебное пособие);

- рабочая тетрадь;

- карточки;

Методы обучения:

Объяснительно –иллюстративные – демонстрация.

Проблемный – работа с книгой.

Частично – поисковый – беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: демонстрационный

Ход урока

I. Организационный момент.

-Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие. И путешествовать мы будем по страницам сказки.

--Я знаю, вы любите игры, песни, загадки, ребусы. Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Живут они рядом с нами. Стоит только открыть книги, и поведут они нас по лесам, морям, родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

--Ребята, сегодня мы будем путешествовать по страницам произведения В.П. Катаева «Цветик-семицветик» .


Почему сказка В.П. Катаева так понравилась вам?

- Предполагаемые ответы. Всё, что в ней описано - есть в нашей жизни. Герои сказки живут с нами. Кажется, что все события могли произойти с нами, в нашем дворе.

В течении нескольких дней мы с вами проводили исследования. Мы работали над проектом под названием « Цветик- семицветик!». У каждой группы был свой объект для исследования. И вот пришло время показать и рассказать о результатах работы каждой группы.

1 ГРУППА- БИОГРАФЫ.

1. Вступительное слово. Выступление детей

- Всегда очень интересно знать, а кто те люди которые умеют написать сказку или рассказ так интересно, что читая, мы не можем оторваться от книги! Может это волшебники? И поэтому мы захотели узнать побольше о человеке, который подарил нам сказку « Цветик- семицветик» и поделиться с ребятами.


2. Валентин Петрович Катаев

Родился 28 января 1897 года.

Детство и юность Валентина Катаева прошли в Одессе.

Есть город, который я вижу во сне.

О, если б вы знали, как дорог

У Чёрного моря открывшийся мне

В цветущих акациях город.

У Чёрного моря!

3.

Родители Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и концерты. Они прививали в детях любовь к русской литературе. Любимыми писателями в семье Катаевых были Александр Сергеевич. Пушкин, Лев .Николаевич. Толстой, Антон Павлович Чехов.

4.

У Катаева был младший брат Женя. Оба учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось первое стихотворение «Осень». Большинство стихов он пишет о природе.

Младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию — псевдоним — он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы — «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).

5. Началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило.

Началась Великая Отечественная война. Он вновь на фронте. В

качестве военного корреспондента газеты «Правда». Побывал на

многих фронтах, видел боевые действия наших войск. Участвовал во

многих сражениях.

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей о войне. Самая известная из них — повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята».


В творчестве писателя приметное место занимают и сказки.

Они о трудолюбии, скромности, доброте и многих прекрасных качествах, украшающие человека.

Валентин Петрович Катаев прожил долгую жизнь. Умер на 89 году жизни в 1986 году.

2. Экспресс – опрос по творчеству Катаева

1)В. Катаев родился на Украине в городе Одесса.

2) У него был младший брат Виталий.

3)Катаев учился в лицее.

4)Сначала он писал рассказы. А потом - стихи.

5)Первое стихотворение он написал в 13 лет.

6)В стихах писал о море.

7)Катаев дважды был на войне.

8)Он работал военным корреспондентом газеты «Правда».

9)Писал о героизме наших людей.

10)Потом он писал и басни.

3. Проверка экспресс- опроса

+ 1. В. Катаев родился на Украине в городе Одесса.

- 2. У него был младший брат Виталий.

+ 3. Катаев учился в лицее.

- 4. Сначала он писал рассказы, а потом – стихи.

+ 5. Первое стихотворение он написал в 13 лет.

- 6. В стихах он писал про море.

+ 7. Катаев дважды был на войне.

- 8. Он работал военным корреспондентом газеты

« Правда»

+ 9. Писал о героизме наших людей

.- 10. Потом он писал и басни. Подведение итогов работы 1 группы ребят

2 ГРУППА- ИССЛЕДОВАТЕЛИ СКАЗОК.

Беседа учителя.

  • “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

-А понравилась ли она вам, юные читатели?

- Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберёмся.

- Почему мы любим сказки?

Дети: Оживает чудесный мир, с лесными тайнами, волшебными предметами, добрыми и злыми героями. Есть сказочные превращения, волшебство, магия чисел. Сказки учат добру, мудрости, силе и победе добра над чарами зла. (Не скучно читать, интересно).

- А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

-Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной. И наша вторая группа работала над исследованием сказок. Смотрите, как однажды встретились две сказки.

2 ГРУППА- ИССЛЕДОВАТЕЛИ СКАЗОК.

СПОР СКАЗОК. Инсценировка детей.

Встретились однажды две сказки- народная и литературная. И завели между собой беседу, чтобы лучше познакомиться друг с другом!

Н: Мой Автор –народ.

Л: А мой Автор- конкретное лицо( он- творец).

Н: Меня передают из уст в уста, из поколения в поколение.

Л: А меня автор записывает.

Н: Ой! Как интересно! А вы можете меняться? Вот мой создатель- народ рассказывает меня всегда по-разному. Может даже, что- нибудь поменять.

Л: Что вы, что вы! Литературную сказку нельзя менять. Ведь она творение автора! Голубушка, а вы знаете когда вас сочинили?

Н: Нет, время моего создания определить невозможно. Иногда оно уходит далеко- далеко в века!

Л: Как грустно! А вот я точно знаю, когда меня придумал и записал мой выдумщик- автор!

Н: Зато у меня есть определённые жанры! Я бываю- бытовая!

Или я народная! Или просто о животных!

Л: А я могу в себя включать всё и волшебство, и черты бытовых сказок. И сказок о животных! И даже фантастику!

- Не спорьте. Милые сказки! Вы нам дороги любые! А вот к вам пришла гостья- Сказка

« Цветик- семицветик». Чья она ваша или ваша?

Н: А мы спросим об этом у ребят? Пусть они докажут чья это сказка!

Лёша: Я считаю, что она литературная!

Денис: А вот и нет, она народная и волшебная!

Сказка: Пусть ваш спор разрешат ребята!


Слайд « Сказки»

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГРУПП. Используя сравнения докажи какая это сказка

Народная

1 Автор –народ.

2. Существует в устной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах ( Создатель может вносить изменении).

4. Время создания сказки неизвестно.

5. У народной сказки есть жанры

-волшебная,

-бытовая,

-о животных

Литературная

1. Автор- конкретное лицо( он- творец).

2. Создаётся в письменной форме.

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания сказки известно.

5.Нет определённого жанра; Включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных и даже фантастику


3 ГРУППА- АНАЛИТИКИ ЖЕЛАНИЙ.


Вот и пришли мы в гости к нашей сказке. А она решила нас испытать. Насколько хорошо мы её знаем?

ВОПРОСЫ –СЛАЙДЫ ПО СКАЗКЕ.

- Похоже ли вначале произведение на сказку? ( Найди в тексте)

- Кто главная героиня сказки?

-Что мы узнаём о Жене вначале? ( Найди в тексте)

- Когда становится понятно, что произведение не рассказ, а сказка?( Найди в тексте отрывок) Чтение по ролям.

-Для того , чтобы отправиться в страну желаний надо произнести волшебные слова.

Сейчас нам предстоит важная работа. Разобраться в чувствах и желаниях. Поможет нам в этом группа ребят- аналитиков желаний.

Лепестки -Желтый

Желание -Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой с баранками.

Чувство- Радость

Разумное или нет -разумное желание.


Лепестки - Красный

Желание -Девочка разбила мамину любимую вазу.

Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила она загадала второе желание..

Чувство- облегчение

Разумное или нет -разумное желание.

Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь


Лепестки - Синий

Желание -Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.

Чувство- Обида страх

Разумное или нет- Это было глупое желание. Женя могла погибнуть


Лепестки - Зелёный

Желание -На то, чтобы оказаться в родном дворе .Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи

Чувсство- радость

Разумное или нет - это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.


Лепестки -Желтый

Желание -Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой с баранками.

Чувство- Радость

Разумное или нет -разумное желание.


Лепестки -оранжевый

Желание - Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Обида, рассердилась, захотела позлить

Чувство- испуг

Разумное или нет -Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.


Лепестки - фиолетовый

Желание - Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины

Чувство- облегчение

Разумное или нет -разумное желание


Лепестки -голубой


Желание – Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание

Чувство- Радость счастье

Разумное или нет -разумное доброе желание.

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

1) Какой мы видим Женю в начале сказки?

- Маленькая девочка, «считающая ворон», вежливая, желающая много для себя.

Доброе сердце?

2) О чём задумалась Женя, истратив 6 лепестков? Почему?

- Главное не надо торопиться (в желаниях). Остался один лепесток. Надо всегда думать.

3) Какое желание было самым важным? Почему?

- Вели, чтобы Витя был здоров. Желание загадано не для себя и своих развлечений. Женька увидела, в чём и чем может помочь другому человеку.

4) Почему один и тот же человек может поступать по-разному?

Размышления учащихся. Человек всё время растёт, думает. Учиться. Он может ошибаться.

Но стремиться стать лучше, добрее. Делать для других добрые дела.

- Какое слово звучало чаще других и почему?

- Вывод. Человек имеет сердце, голову. Он обязан думать, сострадать. Думать не только о себе, а думать о тех, кто тебя любит, о тех, кто рядом. Думать о других живых существах. Хорошо поступать. И самому от хороших дел становиться лучше.


4 ГРУППА- СОЦИОЛОГОВ.



Мы тоже с вами загадывали свои желания, на своём цветике- семицветике. Тогда мы только начали знакомиться со сказкой о девочке Жене и о волшебном цветке. Мы оставили свободным только один последний лепесточек.

В течении этих дней у нас работала социологическая группа. Она проводила свои исследования

Вступительное слово. Об исследовании желаний, о том, как велась работа.

Группы желаний:

О чём желание Сколько

Забота о людях 14

Хочу игрушку 14

Хорошо учиться 13

Компьютер 10

Большой дом 10

Хочу быть здоровым,счастливым и веселым 6

О животных 6

О профессиях 6

О каникулах 4

Жить долго 3

Стать президентом 4

Не попадать в беду 9

Чтобы все давали бесплатно 2

Еще один цветик-семицветик 10

- Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.

-Сейчас каждый может спросить себя, а разумно ли я использовал свои лепестки?

В этой же группе у нас работал видеорепортёр . Он работал над одним вопросом.

ВИДЕО РЕПОРТАЖ.

-- А ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? доброта – это? - уважение, любовь, щедрость, внимание, забота... (перечисляют ученики).

А я представляю вам нашу книгу добрых сказок Цветика- семицветика.

Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях

-Сейчас пришло время загадать нам последнее желание голубого листочка. И мы не должны торопиться. Это очень важно.

- Что надо сделать чтобы желание исполнилось? Сказать волшебные слова.

-Дети произносят слова и говорят свои желания.


Вывод. - Желания, мечты людей должны исполняться. Но для этого надо учиться, трудиться, идти к цели. Полагаться на свои силы, а не волшебство.

Наше путешествие подходит к концу. Вы отлично работали на уроке. И у нас осталось последнее задание.

Какие добрые дела делаете вы и для кого?

- Мы пришли в школу, учимся (для себя), помогаем и слушаем своих родителей, друзей, помогли учителю в подготовке к уроку, помогаем ветеранам труда...

- А ещё мы ставим спектакли у себя в классе, выступали в больнице, перед ребятами других классов, родителями.

- Помогаем братьям нашим меньшим.

У: Чему же учит эта сказка?

Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог. Рефлексия.

Рефлексия.

-Кому было интересно, кто хорошо работал- поднимите смайлики.Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок - проект "Цветик - семицветик"

Автор: Исаева Елена Васильевна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Литературное чтение. Проект "Цветик - семицветик" "
    ["seo_title"] => string(55) "litieraturnoie-chtieniie-proiekt-tsvietik-siemitsvietik"
    ["file_id"] => string(6) "121310"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413917025"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
    ["file_id"] => string(6) "125335"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414952089"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Творческий проект "Всё о доброте""
    ["seo_title"] => string(32) "tvorchieskiiproiektvsioodobrotie"
    ["file_id"] => string(6) "310676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459084069"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока  (технологическая карта)"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-tiekhnologhichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "294551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455658297"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Современный урок в условиях реализации ФГОС"  (методическая разработка)"
    ["seo_title"] => string(70) "sovriemiennyiurokvusloviiakhriealizatsiifgosmietodichieskaiarazrabotka"
    ["file_id"] => string(6) "322794"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461675778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства