Проектная задача. Устный журнал "В гостях у С. Я. Маршака"
Проектная задача. Устный журнал "В гостях у С. Я. Маршака"
Урок предполагается как итоговый по творчеству С.Я.Маршака ( произведения, изученные в классе + внеклассное чтение). Урок проводится как проектная задача. Это один из эффективных средств осуществления учебной деятельности, предусмотренный ФГОС. Если проект достаточно сложен для обучающихся начальной школы, то проектная задача позволяет на одном уроке качественно осуществить мониторинг обученности и сформированности компонентов индивидуальной учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная задача. Устный журнал "В гостях у С. Я. Маршака" »
Болдырева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №17» г. Псков
Итоговая тематическая проектная задача «Устный журнал « В гостях у С. Я. Маршака» (3 класс)
Раздел: «Учимся читать выразительно»
Тема: Урок внеклассного чтения по творчеству С.Я. Маршака
Цель: Обобщить знания учащихся по творчеству С.Я. Маршака на основе прочитанных произведений.
Задачи:
обучение коммуникативным навыкам, формирование действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки;
продемонстрировать умение отбирать нужный материал, работать с деформированным текстом, выразительно читать художественные произведения, рассказывать о писателе.
Описание урока, на котором эта задача решалась.
1-й этап: формулировка проектной задачи
У: - К нам обратилась учительница 1 класса с просьбой рассказать о творчестве С.Я. Маршака первоклассникам. Они научились читать, скоро станут читателями школьной библиотеки, и учитель хотела бы, чтобы ее ученики побольше узнали о произведениях С. Я. Маршака. Как вы считаете, сможем ли мы справиться с поставленной задачей и помочь учителю 1 класса?
У-к: - Да, мы много читали разных произведений Маршака, узнали о его жизни.
У-к: - Я запомнил стихотворение, которое Маршак написал о нас:
Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
У: - Прекрасное стихотворение, и хотя заканчивается 2011 год, это стихотворение о вас и ваших младших товарищах.
У-ца: - Мне кажется, что мы справимся. Но как лучше это сделать?
У:- Я предлагаю вам ребята подготовить устный журнал об этом детском писателе. Что такое журналы, вы все прекрасно знаете. Читая их, вы узнаете много интересного, познавательного. Устный журнал — это новый для вас вид журнала. Он совсем не похож на те, что вы читали. Его не читают, перелистывая страницы, а рассказывают. Вместо рубрик у устного журнала -страницы. Как правило, их немного. Согласны?
У-ки: - Да.
2-й этап: решение проектной задачи
У: Приступим к решению поставленной задачи. Подумайте, как можно назвать наш журнал.
У-ки: «Книги С.Я. Маршака»
«В гостях у С.Я.Маршака»
«Стихи о детях С.Я.Маршака»
«Страна С.Я.Маршака»
«Наш любимый детский писатель»
У: -Молодцы! Теперь нужно подумать, о чем мы будем рассказывать первоклассникам. Нужно придумать названия страниц журнала. Что вы предлагаете?
Уч-ки:1. «Познавательная»
«Для самых маленьких»/ «Детсадовская»
«Азбучная»
«Загадочная»
«Выставочная»
У: - Молодцы! Как любой журнал, устный журнал не может существовать без художников. Можно оформить обложку журнала и его страницы, а так же книжную выставку.
Вы получили задание к каждой странице и необходимые материалы. Материалов много. Нужно отобрать самый интересный, подумать, какие иллюстрации подойдут к этой странице, подготовить рассказ о книге с выставки. Вам нужно оформить каждую страницу журнала и озвучить ее.
Решите, как вы будете работать в группе: всей группой готовите каждую страницу или каждый из вас подготовит сообщение и иллюстрацию только к одной странице журнала.
Уч-ки: - Каждый готовит одну страницу.
У: - Время выполнения задания 10 мин.
Когда материал страницы будет готов, вы обсудите свое выступление в группе. Оцените выбранную иллюстрацию. Оценивая выступление своего товарища, помните: выступление должно быть не только интересным, но и небольшим, т.к. первоклассникам тяжело долго слушать. Время выполнения задания — 10 минут.
По окончании работы в группе вы представите на суд другой группы свои страницы. Давая оценку работе группы,нужно будет ответить на вопросы:
Интересным ли было сообщение по странице, ее оформление?
Будет ли понятно содержание страницы первоклассникам?
Были ли ошибки в речи выступающего?
Время на обдумывание оценки — 2 мин. Самая лучшая оценка — ваши аплодисменты.
(Группы после выполнения задания озвучивают страницы устного журнала по очереди. Эксперты дают оценку работе своих товарищей.
Оформленные страницы журнала вывешиваются на доску.)
3-й этап: рефлексия
У: - Молодцы! Как вы думаете, вы справились с задачей?
А вы поняли, что такое устный журнал?
Интересно ли вам было работать на уроке?
Что было трудным?
Что помогло вам в работе?
Готовы ли вы к выступлению?
На следующем уроке вы отправитесь в 1 класс и расскажите первоклассникам о творчестве С.Я.Маршака. А я хочу пожелать вам удачи словами С.Я.Маршака:
Стихотворение «Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Она для дальнего пути -
главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1-я страница «Познавательная»
Задание: восстановите деформированный текст, вставляя слова для справок, и подготовьте его пересказ. Подберите фотографии к своему рассказу о поэте.
Самуил Яковлевич Маршак _____________ 3 ноября 1887 года в городе _______________. Он рано полюбил стихи, с четырех лет пытался сам сочинять ___________. А 12 лет писал целые поэмы.
Отец работал мастером на ___________ . Семья часто переезжала из ____________ в город. Самуил Яковлевич учился в ________________ в городе Острогожске, затем в Петербурге. В Лондоне закончил университет.
Его первая книга - «__________________________». Эта книга, как и все творчество Маршака, посвящена __________. До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) поэт не расставался с пером и ______________.
Слова для справок: детки в клетке, родился, гимназия, завод, Воронеж, стихи, дети, город, бумагой.
Выбери правильный ответ на вопросы:
Когда родился С. Я. Маршак?
а) в 1900 г. б) в 1887 г. в) в 1890 г.
В каком городе родился С.Я. Маршак?
а) в Москве б) в Петербурге в) в Воронеже
3.С какого возраста С.Я. Маршак начал писать стихи?
а) с 4-х лет б) с 7 лет в) с 10 лет
В каком городе С.Я. Маршак закончил университет?
а) в Москве б) в Петербурге в) в Лондоне
5. Как называлась первая книга С. Я. Маршака?
а) «Кошкин дом» б) «Багаж» в) «Детки в клетке»
6.Кому посвятил свое творчество С.Я.Маршак?
а) детям б) животным в) природе
Игра «Кто больше?» Назовите произведения С.Я. Маршака
2-я страница «Детсадовская»
Задание: восстановите деформированный текст, вставляя слова для справок, и подготовьте его пересказ. Подберите иллюстрации к своему рассказу .
С.Я. Маршак очень любил __________________. Детям ______ посвятил свое творчество. В своих стихах для самых _________________ («Усатый-полосатый», «Мяч» ) поэт изображает самые простые и знакомые нам вещи: игрушки, игры, домашних ______________________. Рассказывая своим ______________________
о животных, Маршак рассказывает о людях. Его животные похожи на ______________. Автор своими ____________ говорит об уважении ко всему живому. Его стихи умные, _________________, поучительные.
Слова для справок: стихами, людей, детей, маленьких, он, читателям, животных, веселые.
Выбери правильный ответ на вопросы:
1.Какие стихи С.Я.Маршака «для самых маленьких» вы знаете?
2.Как называется книжка, в которой Маршак рассказывает об обитателях зоопарка?
3.В каком стихотворении Маршака мышонок просит маму найти ему няньку?
а) «Усатый-полосатый» б) « Сказка об умном мышонке»
в) « Сказка о глупом мышонке»
4.Угадай животное:
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
а) пони б) зебра в) кони
5.О ком эти строки:
Правда, детки, я хорош.
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плавает в пруду.
а) морж б) тюлень в) пингвин
6.Откуда эти строки:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
а) «Пожар» б) «Кошкин дом» в) « Рассказ о неизвестном герое»
7.Где, по словам Маршака, обедал воробей?
а) в зоопарке б) в столовой в) в кормушке
3 -я страница «Азбучная»
Задание: восстановите деформированный текст, вставляя слова для справок, и подготовьте его пересказ. Подберите иллюстрации к своему рассказу .
Чудесным своим талантом С.Я. Маршак радовал _________ много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его __________. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из ____________________________, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже азбука стала сделалась по-новому интересной, когда Маршак взялся за нее и придумал ________ про каждую из _________ - «От А до Я». Самуил Яковлевич ____________
четыре стихотворных азбуки: «Веселая азбука», «Веселое путешествие от ___ до Я», «Живые буквы», «Автобус номер 26».
Слова для справок: книги, детей, а, написал, стихотворений, букв, азбуки, стихи.
О какой букве идет речь?
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот -
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Носорог бодает рогом -
Не шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он - осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек -
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
4-я страница «Загадочная»
Задание: восстановите деформированный текст, вставляя слова для справок, и подготовьте его пересказ. Подберите иллюстрации к своему рассказу .
Самуил Яковлевич Маршак сочинял не только _____________, но и загадки. (Загадки, написанные автором, называются ______________________). Отдельной книгой «Загадки» Маршака вышли в 1930 году. Эту книгу с интересом читают взрослые и __________. ____________ написаны в стихотворной форме. Они __________________ и познавательные. Загадки С.Я.Маршака развивают __________ и воображение.
Слова для справок: смекалку, стихи, интересные, авторские, дети, загадки, книга.