Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Поэзия С.Я. Маршака".
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Поэзия С.Я. Маршака".
Тема : Поэзия С. Я.Маршака.
Цель: показать учащимся многогранность поэзии С.Я Маршака, расширить знания детей о творчестве поэта, создавать условия для развития интереса к литературному чтению, развивать речь, память, актерского мастерства.
Тип урока: Путешествие по произведениям С.Я. Маршака.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Поэзия С.Я. Маршака". »
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме « Поэзия С.Я Маршака» ( УМК « Школа России»
Тема : Поэзия С. Я.Маршака.
Цель: показать учащимся многогранность поэзии С.Я Маршака, расширить знания детей о творчестве поэта, создавать условия для развития интереса к литературному чтению, развивать речь, память, актерского мастерства.
Тип урока: Путешествие по произведениям С.Я. Маршака.
Познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание , мышление, речь.
Коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение,
Регулятивные: продолжат учиться принимать и сохранять учебную задачу, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;
Личностные: формировать мотивацию к обучению , развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оборудование: портрет С . Я . Маршака, костюм кота, коньки, карта Воронежской области, иллюстрации к пьесе Маршака «12 месяцев».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Дорогие друзья! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!
Давайте вспомним девиз нашего класса:
На уроке не лениться,
Не болтать и не крутиться,
А лишь учиться и трудиться
В жизни это пригодится !
2. Актуализация знаний.
-Ребята , прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
День без книги - потерянный день.
( высказывание детей)
Вывод: книги расширяют кругозор, учат добру, нормам поведения и т. д.
3. Включение в учебную деятельность.
-Начнем наш урок с разминки.
РАЗМИНКА «Блиц – турнир « Доскажи словечко
- Вот какой …( рассеянный )
- Сказка об глупом… ( мышонке )
- Про все на … ( свете )
- Кот и …( лодыри)
- Рассказ о неизвестном …( герое)
- Что объединяет эти произведения?(Это произведения С.Я. Маршака.)
( высказывания детей)
- Сформулируйте тему нашего урока?
. 4. Сообщение темы урока . Постановка проблемного вопроса.
-Дорогие дети! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам произведений С.Я. Маршака.
Замечательный поэт , сказочник, драматург, переводчик – С. Я. Маршак всю жизнь был и остается верным другом детей. Поэт предвидел, что его стихи будут читать не одно поколение. Вот ,что Маршак написал в 1962 году:
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
4. Работа по теме урока.
На доске появляется портрет С.Я Маршака, карта Воронежской области.
- Почему на карте выделены два города: Воронеж и Острогожск.
(предполагаемые ответы
Знакомство с биографией С .Я Маршака. (сообщение ученика)
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, в 1887 году 3 ноября ,так что , по – праву , мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья , в которой было 6 детей , жила небогато , но дружно. Отец его был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провел в Острогожске Воронежской области, потом учился в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге, потом окончил Лондонский университет. Сочинять стихи он начал раньше .чем научился писать . Когда Маршаку было всего 4года, он уже пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Первая детская книга Маршака называлась «Детки в клетке.» и была выпущена в 1923 году.
Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей , пьесы для детского театра. В годы ВОВ выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей.
Учитель: Когда же произошло ваше первое знакомство с произведениями поэта ?
Едва вы научились говорить ,мама познакомила вас с прекрасным произведением « От А до Я». Даже простая азбука сделалась по – новому интересной.
( Дети читают стихи, в руках держат рисунки)
Аист снами прожил лето,
А зимой гостил он где - то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
А потом была книга Маршака «Веселый счет» , « Про все на свете.»
Вот один иль единица!
Очень тонкая как спица!
Вот семерка- кочерга
У нее одна нога.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук
Издает жужжащий звук- Ж_Ж_Ж_Ж
А эта буква оттого
Считается последней ,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний
Не могут ждать у нас в стране
Почета , славы, чести
Те , у которых « Я» да «МНЕ»
Стоят на первом месте!
Учитель: В данных произведениях автор не только знакомит с цифрами, буквами ,но призывает детей задуматься о своем поведении. Учит быть скромным. Но вот вы подросли, наступило время идти вам в 1 класс и снова с вами С.Я. Маршак. Автор живет радостью маленьких детей, которые отправляются в 1 РАЗ, В 1КЛАСС!
Читает ученица:
Все девчонки и мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки,
Взяли завтраки под мышки
И помчались в 1раз, в 1класс!
Учитель:
- Как называется это стихотворение? (Первый день календаря)
- И снова С. Маршак не оставляет детей. В школе он помогает ученикам быстрее запомнить правила поведения в школе . Самуил Яковлевич пишет для вас стихотворение « Школьнику на память.»
-Давайте вспомним эти правила :
1. Парта – это не кровать
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
2. Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь,
Ответить хочешь , не шуми,
А только руку подними.
3 . Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Ребята давайте продолжим путешествие по страницам произведений Маршака. Сейчас послушайте отрывок стих. «Книжка про книжку»
В этом стихотворение поэт учит детей бережно относиться к учебной книге, к школьному имуществу:
У Скворцова Гришки
Жили- были книжки
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые.
……………………….
Учитель:
-В этом сказочном стихотворении книги убегают от своего хозяина , а куда и что с ними происходит дальше… прочитайте дома самостоятельно.
С. Маршак хотел, чтобы дети вырастали добрыми, умными, честными, ему не нравились дети, которые плохо учились, обманывали взрослых, обижали младших, не дружили друг с другом. С. Маршак старался
помочь детям своим стихами. Это были сатирические стихи, в которых автор высмеивал вредные привычки детей.
-Давайте послушаем эти стихи.
(читают дети)
1) «Про одного ученика и 6 единиц»
2) «Урок вежливости»
3) ИНСЦЕНИРОВКА стихотворения «Кот и лодыри .»
- Звучит песня «Чиполлино»
-Кто автор данного произведения? (Дж Родари.) С. Маршак перевел эту повесть-сказку на русский язык. Эта сказка очень интересная, кто с ней не знаком , советуем ее прочесть.
А вот еще одна сказка «Сказка о глупом мышонке.» Послушайте эту сказку (читает ученик)
Учитель: С. Я Маршак был великолепным драматургом, он написал детские пьесы :» Терем-теремок», «Кошкин дом»
А сейчас посмотрите на рисунки Узнай сказку – пьесу . Назовите ее.(« 12 месяцев.»)
Используя рисунки , восстанови последовательность сказки – пьесы.
(Дети работают у доски)
6. Рефлексия.
- С творчеством какого поэта , писателя , драматурга , переводчика мы познакомились на уроке? (С творчеством С.Я . Маршака.)
(Раздается стук в дверь.)
Учитель:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне ?
(входит почтальон - ученик 7 класса)
-Ребята, вы узнали гостя?
Посмотрите : с цифрой 5 на медной бляшке
В старой форменной фуражке? (ответы детей)
Здравствуйте! Правильно, я почтальон! Вам посылку принес .Но отдам ее вам ,если вы назовете стихотворение , в котором я живу и автора данного произведения.( «Почта» С.Я.Маршак )
Молоды! Распишитесь в получении посылки.
Дети открывают посылку, достают шкатулку.( звучит музыка)
Учитель:
-А шкатулка – то не только музыкальная , но и волшебная!
Здесь лежат авторские загадки. Давайте отгадаем их.
Отгадывание загадок.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду, Покуда он идет.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие , как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
За стеклянной дверцей
Бьется чье – то сердце-
Тихо так,
Тихо так,
Кто же автор загадок? (С.Я. Маршак.)
Ребята! Что нового вы узнали о жизни С.Я. Маршака?
Чему учат нас произведения С..Я. Маршака? ( ответы детей)
Подведем итог урока.
Закончите предложения.
- Я сделал для себя открытие…
- Меня удивило…
- Оказывается, что…
- Кого хочется похвалить за хорошую работу на уроке и сказать спасибо?
(Дети составляют высказывания , выражают свое мнение)
Домашнее задание: прочитать стихотворение « Книжка про книжку»