kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассный урок по пьесе-сказке С. Я. Маршака " Двенадцать месяцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по пьесе-сказке  С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

                                                                              5 класс.

Цели урока:

  • Расширить знания детей о творчестве С. Я. Маршака;
  • помочь учащимся почувствовать своеобразие и красоту пьесы-сказки « Двенадцать месяцев», смыслить ее как художественное произведение, увидеть, что сближает ее с другими сказками, а что отличает от них;
  • расширять метапредметные связи ( русский язык, изобразительное искусство);                                    учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
  • развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать свое мнение, развивать речь;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • способствовать развитию креативности мышления учащихся через воплощение в сценическом образе;
  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Оборудование:

  1. Выставка книг С.Я. Маршака.
  2. Иллюстрации к пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать  месяцев».
  3. Детские рисунки к пьесе-сказке.
  4. Фотомонтаж.
  5. Карточки на каждого ученика.

Оформление доски:

  1. Портрет С.Я. Маршака.
  2. На плакатах написаны высказывания писателей о С. Я. Маршаке.
  3. Написаны на доске слова С.Я. Маршака о сказке «Двенадцать месяцев».

Братья-месяцы не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля… Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

Вставка № 1. Словарная работа.

                         (Толкование лексического значения слова).

На доске : Мачеха – не родная мать.

                    Падчерица  - не родная дочь одного из супругов.

                    Подснежник – травянистое растение с цветами светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассный урок по пьесе-сказке С. Я. Маршака " Двенадцать месяцев" »


Урок внеклассного чтения по пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

5 класс .

Цели урока:

  • Расширить знания детей о творчестве С. Я. Маршака;

  • помочь учащимся почувствовать своеобразие и красоту пьесы-сказки « Двенадцать месяцев», смыслить ее как художественное произведение, увидеть, что сближает ее с другими сказками, а что отличает от них;

  • расширять метапредметные связи ( русский язык, изобразительное искусство); учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

  • развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать свое мнение, развивать речь;

  • способствовать обогащению словарного запаса детей;

  • способствовать развитию креативности мышления учащихся через воплощение в сценическом образе;

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Оборудование:

  1. Выставка книг С.Я. Маршака.

  2. Иллюстрации к пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

  3. Детские рисунки к пьесе-сказке.

  4. Фотомонтаж.

  5. Карточки на каждого ученика.

Оформление доски:

  1. Портрет С.Я. Маршака.

  2. На плакатах написаны высказывания писателей о С. Я. Маршаке.

  3. Написаны на доске слова С .Я. Маршака о сказке «Двенадцать месяцев».

Братья-месяцы не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля… Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

Вставка № 1. Словарная работа.

(Толкование лексического значения слова).

На доске : Мачеха – не родная мать.

Падчерица - не родная дочь одного из супругов.

Подснежник – травянистое растение с цветами светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.



Ход урока.

1 . Слово учителя.

  1. - Ребята, сейчас для вас прозвучит музыка Вивальди «Времена года». Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прослушав ее, рассказали, о чем рассказывает нам композитор.

  2. Звучит музыка Вивальди «Времена года».

  3. Беседа:

  • О чем же рассказала нам музыка?

Высказывание детей.

  • Да, действительно, это музыка о зиме, о снеге, о буранах и вьюгах, о деревьях в белоснежных шапках и шубах.

  • Ребята, отгадайте следующие загадки:

  1. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зимой).

  2. Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Зима).

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

2 . Слово учителя.

Мы будем сегодня говорить о сказке, действие которой происходит зимой. В основе сказки лежит словацкая сказка о девочке-сироте, которая в ночь под Новый год встретила в лесу 12 месяцев.

Писатель заимствовал у народной сказки сюжет, образы, мудрую мысль и создал собственную оригинальную сказку.

В словацкой сказке обиженная злой мачехой сирота своим добрым сердцем и трудолюбием добивается счастья. Она награждается за смирение и покорность. Как награда ей совершается чудо в природе – в январе приходит весна и расцветают подснежники.

А какую же падчерицу изобразил писатель в своей сказке, мы узнаем на этом уроке. Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка. Чем отличается пьеса от других произведений?

Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли. Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия. Есть авторские ремарки ( это пояснения, которыми автор определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации).

См. вставку №1 ( словарная работа.)





3 . 1). Пересказ эпизода « Встреча падчерицы с 12 месяцами»

2). Беседа .

  • Ребята, вы, конечно, уже догадались, из какой сказки взят этот отрывок?

  • Кто автор?

  • Действительно, это «12 месяцев» С.Я. Маршака. Историю создания сказки вы услышали. А теперь ваша задача выяснить, каких героев изобразил писатель в своей сказке, чему хотел нас научить.

  • Вы прослушали отрывок из сказки «12 месяцев» С.Я. Маршака и , конечно же, обратили внимание на появление падчерицы в зимнем лесу. Чем, по-вашему, она напоминает падчериц из других сказок и чем отличается от них?

  • Почему старый солдат, пришедший в лес за елкой, не удивился рассказу падчерицы о говоривших белках и зайцах?

  • Когда и в связи с чем упоминается о 12 месяцах?

А теперь представим, что мы в театре. И сейчас на сцену мы пригласим наших артистов.

4 . 1) Сценка «Урок королевы» (костюмы действующих лиц дети сделали дома).

2) Беседа.

  • Как ведет себя королева во время урока?

  • Как она относится к своему учителю?

  • Какой вы представляете себе королеву? (Карточка №1 подобрать подходящие определения для характеристики королевы).

  • Сравните обычный урок с королевским.

Вывод.

  • Во время королевского урока все происходит как бы наоборот: ученик командует учителем, делает то, что ему хочется, учитель пишет под диктовку ученика, который может его наказать и даже казнить.

Но вы, наверное, обратили внимание на результаты такого учения: невежество королевы походит до того, что она не знает, сколько месяцев в году, дней в месяце, названий месяцев, издает указ в декабре цвести подснежникам. Королева перестает задумываться над своими поступками, что приводит к жестокости: слово казнить короче, чем помиловать, и королева начертала его, не заботясь о последствии.

5 . Картину «Встреча падчерицы с 12 месяцами» читаем по ролям.

  • Почему падчерица не испугалась незнакомых людей у костра?

  • Почему братья месяцы устроили падчерице зимой на часок весну?

  • Что нового вы узнали о падчерице из этой картины? (Карточка №1 – подбирают определения , характеризующие падчерицу).







6 . Работа с иллюстрацией.

  1. Иллюстрация «Королева в зимнем лесу».

  • Подберите из текста название к этой иллюстрации.

  • Расскажите, как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем , по -вашему, вызваны эти изменения? (В начале этой сцены королева разговаривает в тоне приказа, а в конце она уже просит падчерицу о помощи).

  1. Лексическая работа.

На доске табличка со словом «приказывать».

Задание: подобрать к слову «приказывать» синонимы.

По мере того, как учащиеся называют синонимы, рядом с табличкой «приказывать» появляются таблички «просить», «требовать», «повелевать».

В первый раз просьба королевы звучит как приказ: «Послушай-ка, милая, подвези нас, пожалуйста, на своих санях. Я тебя по-королевски награжу».

Совершенно иначе звучит реплика (слово объяснить): «Подвези нас, пожалуйста, мы очень замерзли».

Эти слова говорят о том, как многому научилась королева за один день в зимнем лесу, находясь вместе с падчерицей, солдатом и месяцами. Недаром ей хочется привести к костру и своих придворных: может быть, они тоже станут людьми.

  1. Беседа.

  • Кто, по вашему мнению, являются главными героями сказки?

Вывод.

Особое значение имеют в пьесе образы 12 месяцев-братьев. Они как бы олицетворяют поэтический образ родной природы.

С. Я. Маршак о 12 месяцах сказал следующее: «Братья-месяцы - не отвлеченные образы…» (Слова написаны на доске).

7 . Итог урока.

Работа по каточкам № 2 – групповая работа. Группы по 4 человека, сначала обсуждают группой, отвечает один. На карточках написаны пословицы.

Задание.

  • Какая пословица больше соответствует характеру того или иного героя.

Выбор уметь объяснить устно , приведя примеры из сказки.

Карточка № 1.

Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, веселая, бессердечная, своенравная, услужливая, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая.





Карточка № 2.

  1. Беда вымучит, беда и выручит.

  2. Друг познается в беде.

  3. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

  4. Белые руки чужие труды любят.

  5. Терпение и труд все перетрут.

  6. Алчешь чужого – потеряешь свое.

  7. Самолюб - всякому не люб.

  8. Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

  9. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

  10. Жадность последнего ума лишает.

  11. Добро того учит, кто слушает.

  12. Без терпенья нет ученья.

8 . Итог.

  • Назовите произведение, с которым работали.

  • К какому жанру относится?

  • Кто решил прочитать всю сказку?

9 . Домашнее задание. Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассный урок по пьесе-сказке С. Я. Маршака " Двенадцать месяцев"

Автор: Серкова Светлана Владимировна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства