Внеклассный урок по пьесе-сказке С. Я. Маршака " Двенадцать месяцев"
Внеклассный урок по пьесе-сказке С. Я. Маршака " Двенадцать месяцев"
Урок внеклассного чтения по пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
5 класс.
Цели урока:
Расширить знания детей о творчестве С. Я. Маршака;
помочь учащимся почувствовать своеобразие и красоту пьесы-сказки « Двенадцать месяцев», смыслить ее как художественное произведение, увидеть, что сближает ее с другими сказками, а что отличает от них;
расширять метапредметные связи ( русский язык, изобразительное искусство); учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать свое мнение, развивать речь;
способствовать развитию креативности мышления учащихся через воплощение в сценическом образе;
воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Оборудование:
Выставка книг С.Я. Маршака.
Иллюстрации к пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
Детские рисунки к пьесе-сказке.
Фотомонтаж.
Карточки на каждого ученика.
Оформление доски:
Портрет С.Я. Маршака.
На плакатах написаны высказывания писателей о С. Я. Маршаке.
Написаны на доске слова С.Я. Маршака о сказке «Двенадцать месяцев».
Братья-месяцы не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля… Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.
Вставка № 1. Словарная работа.
(Толкование лексического значения слова).
На доске : Мачеха – не родная мать.
Падчерица - не родная дочь одного из супругов.
Подснежник – травянистое растение с цветами светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассный урок по пьесе-сказке С. Я. Маршака " Двенадцать месяцев" »
Урок внеклассного чтения по пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
5 класс .
Цели урока:
Расширить знания детей о творчестве С. Я. Маршака;
помочь учащимся почувствовать своеобразие и красоту пьесы-сказки « Двенадцать месяцев», смыслить ее как художественное произведение, увидеть, что сближает ее с другими сказками, а что отличает от них;
расширять метапредметные связи ( русский язык, изобразительное искусство); учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать свое мнение, развивать речь;
способствовать развитию креативности мышления учащихся через воплощение в сценическом образе;
воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Оборудование:
Выставка книг С.Я. Маршака.
Иллюстрации к пьесе-сказке С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
Детские рисунки к пьесе-сказке.
Фотомонтаж.
Карточки на каждого ученика.
Оформление доски:
Портрет С.Я. Маршака.
На плакатах написаны высказывания писателей о С. Я. Маршаке.
Написаны на доске слова С .Я. Маршака о сказке «Двенадцать месяцев».
Братья-месяцы не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля… Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.
Вставка № 1. Словарная работа.
(Толкование лексического значения слова).
На доске : Мачеха – не родная мать.
Падчерица - не родная дочь одного из супругов.
Подснежник – травянистое растение с цветами светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.
Ход урока.
1 . Слово учителя.
- Ребята, сейчас для вас прозвучит музыка Вивальди «Времена года». Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прослушав ее, рассказали, о чем рассказывает нам композитор.
Звучит музыка Вивальди «Времена года».
Беседа:
О чем же рассказала нам музыка?
Высказывание детей.
Да, действительно, это музыка о зиме, о снеге, о буранах и вьюгах, о деревьях в белоснежных шапках и шубах.
Ребята, отгадайте следующие загадки:
Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зимой).
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
2 . Слово учителя.
Мы будем сегодня говорить о сказке, действие которой происходит зимой. В основе сказки лежит словацкая сказка о девочке-сироте, которая в ночь под Новый год встретила в лесу 12 месяцев.
Писатель заимствовал у народной сказки сюжет, образы, мудрую мысль и создал собственную оригинальную сказку.
В словацкой сказке обиженная злой мачехой сирота своим добрым сердцем и трудолюбием добивается счастья. Она награждается за смирение и покорность. Как награда ей совершается чудо в природе – в январе приходит весна и расцветают подснежники.
А какую же падчерицу изобразил писатель в своей сказке, мы узнаем на этом уроке. Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка. Чем отличается пьеса от других произведений?
Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли. Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия. Есть авторские ремарки ( это пояснения, которыми автор определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации).
Ребята, вы, конечно, уже догадались, из какой сказки взят этот отрывок?
Кто автор?
Действительно, это «12 месяцев» С.Я. Маршака. Историю создания сказки вы услышали. А теперь ваша задача выяснить, каких героев изобразил писатель в своей сказке, чему хотел нас научить.
Вы прослушали отрывок из сказки «12 месяцев» С.Я. Маршака и , конечно же, обратили внимание на появление падчерицы в зимнем лесу. Чем, по-вашему, она напоминает падчериц из других сказок и чем отличается от них?
Почему старый солдат, пришедший в лес за елкой, не удивился рассказу падчерицы о говоривших белках и зайцах?
Когда и в связи с чем упоминается о 12 месяцах?
А теперь представим, что мы в театре. И сейчас на сцену мы пригласим наших артистов.
4 . 1) Сценка «Урок королевы» (костюмы действующих лиц дети сделали дома).
2) Беседа.
Как ведет себя королева во время урока?
Как она относится к своему учителю?
Какой вы представляете себе королеву? (Карточка №1 подобрать подходящие определения для характеристики королевы).
Сравните обычный урок с королевским.
Вывод.
Во время королевского урока все происходит как бы наоборот: ученик командует учителем, делает то, что ему хочется, учитель пишет под диктовку ученика, который может его наказать и даже казнить.
Но вы, наверное, обратили внимание на результаты такого учения: невежество королевы походит до того, что она не знает, сколько месяцев в году, дней в месяце, названий месяцев, издает указ в декабре цвести подснежникам. Королева перестает задумываться над своими поступками, что приводит к жестокости: слово казнить короче, чем помиловать, и королева начертала его, не заботясь о последствии.
5 . Картину «Встреча падчерицы с 12 месяцами» читаем по ролям.
Почему падчерица не испугалась незнакомых людей у костра?
Почему братья месяцы устроили падчерице зимой на часок весну?
Что нового вы узнали о падчерице из этой картины? (Карточка №1 – подбирают определения , характеризующие падчерицу).
6 . Работа с иллюстрацией.
Иллюстрация «Королева в зимнем лесу».
Подберите из текста название к этой иллюстрации.
Расскажите, как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем , по -вашему, вызваны эти изменения? (В начале этой сцены королева разговаривает в тоне приказа, а в конце она уже просит падчерицу о помощи).
Лексическая работа.
На доске табличка со словом «приказывать».
Задание: подобрать к слову «приказывать» синонимы.
По мере того, как учащиеся называют синонимы, рядом с табличкой «приказывать» появляются таблички «просить», «требовать», «повелевать».
В первый раз просьба королевы звучит как приказ: «Послушай-ка, милая, подвези нас, пожалуйста, на своих санях. Я тебя по-королевски награжу».
Совершенно иначе звучит реплика (слово объяснить): «Подвези нас, пожалуйста, мы очень замерзли».
Эти слова говорят о том, как многому научилась королева за один день в зимнем лесу, находясь вместе с падчерицей, солдатом и месяцами. Недаром ей хочется привести к костру и своих придворных: может быть, они тоже станут людьми.
Беседа.
Кто, по вашему мнению, являются главными героями сказки?
Вывод.
Особое значение имеют в пьесе образы 12 месяцев-братьев. Они как бы олицетворяют поэтический образ родной природы.
С. Я. Маршак о 12 месяцах сказал следующее: «Братья-месяцы - не отвлеченные образы…» (Слова написаны на доске).
7 . Итог урока.
Работа по каточкам № 2 – групповая работа. Группы по 4 человека, сначала обсуждают группой, отвечает один. На карточках написаны пословицы.
Задание.
Какая пословица больше соответствует характеру того или иного героя.
Выбор уметь объяснить устно , приведя примеры из сказки.