Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова (соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в образе Ивана Флягина, главного героя повести «Очарованный странник»).
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой Инги Николаевны
Цель урока: ученик научится определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и художественной идее повести.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по произведению Лескова Очарованный странник »
Урок литературы в 10 классе (2ч.)
Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова (соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в образе Ивана Флягина, главного героя повести «Очарованный странник»).
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой Инги Николаевны
Цель урока: ученик научится определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и художественной идее повести.
Задачи: создать на уроке условия, чтобы ученик смог
высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;
определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе и сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью словаря;
приготовить сообщение;
поучаствовать в работе группы;
исследовать текст;
приготовить ответ по плану (заданию);
сформулировать микровыводы;
составить логико - смысловую модель «Дорога жизни Ивана Флягина»; обобщить наблюдения за образом главного героя;
выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.
Основной подход: практикоориентированный (исследование текста).
УУД: лексическая работа, прослушивание музыкальных записей, выразительное чтение и художественный пересказ эпизодов, чтение эпизодов по ролям, анализ эпического произведения, просмотр и обсуждение эпизода из художественного фильма, составление логико – смысловой модели.
Метапредметные ценности: развитие ценностных и нравственно - эстетических представлений о русском национальном характере.
Оборудование:
текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»;
мультимедийная презентация;
худ.фильм (на компакт-диске);
аудиозапись колокольного звона;
компьютер;
видеопроектор;
проекционный экран.
Ход урока:
1) Целеполагание.
Учитель:
Тема нашего урока: «Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова». Всё ли вам понятно в данной формулировке? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Ответы учащихся.
2)Мотивация.
Проблемная ситуация.
Учитель:
Перед Вами на экране список черт, качеств характера одного человека или нескольких?
Смирение Честность Любовь к родине Непредсказуемость Предательство
Привязанность к ребёнку Безответственность Противоречивость
Умение видеть красоту
Вера в бога Греховность Праведность Национальное самосознание
Ученики:
Высказывают свою точку зрения: одни предполагают, что это черты 1 человека, другие считают, что в одном не могут быть явно противоположные качества
Учитель: Я думаю, к концу занятий мы сможем прийти к единому мнению, а пока узнаем историю создания произведения, может, эти сведения нам помогут разобраться.
3)Поиск решения.
Сообщение ученика об истории создания (индивидуальное задание).
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание поразило Лескова: «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, но и страшно».
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали».
Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как: «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.
Учитель:
Сегодня мы будем говорить не только о произведении Лескова «Очарованный странник», но и о России, о русском человеке, о русском народе, о русском национальном характере. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни. И моё большое желание в том, чтобы сегодня хоть ненадолго, каждый из нас почувствовал себя очарованным странником и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ.
Подсказка автора – это название произведение. Как вы понимаете смысл заглавия и значение подзаголовка?
Ученики высказывают своё мнение, затем работают с толковыми словарями.
Очарованный - находящийся по суеверным представлениям под действием чьих – либо чар; выражающий восхищение
Странник - человек, странствующий пешком на богомолье.
Праведный - верующий человек, живущий праведной жизнью;
человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, живущий по правде, справедливый.
Учитель: Вся повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» разбивается на микросюжеты.
Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя. Все микросюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович.
Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его себе?
Ученики цитируют текст, авторское описание героя:
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…….он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
Учитель:
Какой путь обычно выбирает богатырь?
С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Что отмечено традиционно в облике богатыря? Какая деталь в описании вас удивила? Как вы можете объяснить это?
Ответы учеников.
Учитель:
Всмотритесь в эти монастыри, соборы. Вы услышите колокольные звоны, по которым так тоскует герой (звук колокольного звона).
Перед Иваном Флягиным - бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает всё, что предначертано ему судьбой.
А вот автор знал, что уготовил для него.
Исследование текста (ученики разбились на группы, получили задание, к которому готовились дома).
Выступление учеников.
Группа №1 (главы 1,2).
1) Как вы можете объяснить выбор автором имени для героя?
Иван –
Северьянович –
Флягин –
Обратите внимание на то, что в повести Лескова Иван Северьянович Флягин сменил несколько имён:Голован, Петр Сердюков, отец Измаил. Почему у героя несколько имён?
2) При каких обстоятельствах читатели знакомятся с главным героем?
3) Герой сообщает, что расскажет историю своей жизни с «самого первоначала». Зачем ему раскрывать душу перед незнакомыми людьми?
4) Расскажите предысторию Ивана Флягина.
4)Наглядное оформление результатов исследования текста.
Учитель:
Перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, становящегося через череду тяжких жизненных испытаний праведником.
Наш герой предназначен своему крестному пути. Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое-то предначертание; всё, что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой, познает смысл своей жизни. А суждены ему страшные бездны страдания, такие бездны, погружаясь в которые человек уже перестаёт верить, что происходящее с ним действительно происходит, что это не сон, не наваждение.
Путь такого грешника – своеобразное «хождение по мукам».
На доске изображена прямой линией жизнь героя. Но прямой жизнь каждого из нас почти не бывает, поэтому, рассмотрев тот или иной эпизод жизни героя, мы будем делать свои отметки. Поступки, соответствующие нормам жизни русского человека, будем отмечать на линии, не соответствующие… – ниже линии, удивляющие своей праведностью – выше линии.
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №2 (глава 2, эпизод «Убийство старого послушника»).
1) Каким предстает здесь герой?
2) Как в описании послушника передано отношение самого рассказчика к пострадавшему от него человеку?
3) Почему герою стал в видениях являться монах?
4) Как был наказан герой, понял ли он, что совершил?
5) Сформулируйте выводы о нравственных принципах героя.
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №3 (главы 3,4).
Сжатый пересказ-анализ эпизода «История с голубями».
Как в языке выражается характер героя?
Как вы оцениваете поведение героя? В чём выражается двойственность характера?
Сравните поступок героя в эпизоде с послушником и истории с голубями.
Сформулируйте вывод о поведении и нравственных принципах героя в этой главе.
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №4 (глава 5, эпизод «Драка с ремонтером»).
1) Сжато передайте содержание эпизода «Как Иван стал нянькой». важные фрагменты прочитайте по ролям.
2) Расскажите о драке с ремонтёром. Выясните, что было поводом, а что причиной столкновения мужчин. Оцените поведение героя с нравственной точки зрения. Обратите внимание: появляется слово СОВЕСТЬ.
3) Сформулируйте вывод о поведении героя в эпизоде. Как он поступил по отношению к матери ребёнка? Можно ли его уход назвать предательством по отношению к хозяину?
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №5 (главы 6,7, эпизод «Жизнь Ивана в плену»)
Как Флягин оказался в плену у татар?
Как здесь проявляется его понимание добра и зла?
Что помогло ему перенести все тяготы плена?
За что хочется упрекнуть героя? Что вызывает восхищение?
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №6 (гл. 13-18, эпизод «Иван и Груша»)
1)Расскажите историю Груши.
2)Что нового узнали о герое, прошедшем испытание любовью?
3) Какую роль в трагической судьбе Груши автор отвёл Ивану Северьяновичу?
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №7(главы19-20, эпизод «На службе»)
1)Проанализируйте главу 19 «Встреча со стариками».
2)Почему Флягин пошёл служить за Петра Сердюка?
3)Перечитайте эпизод «Переправа».
4)Почему не погиб Флягин?
5)Итоги службы в армии.
Оформление микровыводов на модели.
Просмотр и обсуждение заключительного эпизода из х/ф.
Учитель:
Так кто же наш герой: грешник или праведник? В чём смысл жизни Ивана Флягина? К какому жизненному итогу приходит герой? (цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).
Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре (гл. 20).
Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же).
Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).
Оформление микровыводов на модели.
5) Рефлексия.
Анализ логико – смысловой модели «Образ Ивана Флягина».
В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Это жизнь не идеального героя, но христианский идеал деятельного добра представлен автором как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.
Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.
Многих отечественных писателей волновал вопрос: какие черты являются основополагающими для русского человека, в чём смысл жизни. Лесков пришёл к собственным выводам. Каким?
Смелость Привязанность Ответственность Сила духа Спасение чужой Готовность Вера
Сочувствие Любовь к Родине души к самопожертвованию Совесть
Вывод учеников. Автор считал: «Двойственность в человеке возможна, но глубочайшая «суть» его всё – таки там, где его лучшие симпатии».
Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанномчувстве любви к Родин. И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.
6) Отсроченный результат (домашнее задание).
Учитель:Напишите эссе на тему: «Черты характера современного россиянина».