kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе. Тема «праведничества» в русской литературе. Н.С. Лесков "Очарованный странник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: "Тема "праведничества" в пусской литературе  рассматривается при изучении произведения.Н.Лескова "Очарованный странник" Разработка составлена в соотвествии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе программы В.В.Агонесова " Русская литература 19-20 веков". В основу разработки положены требования к современному уроку. Обучающиеся выступают в роли субъекта образовательного процесса. В уроке присутствуют элементы дискуссии, исследования, а также отдельным обучающимся даются задания опережающего характера. Ценность урока заключается в том, что дети сами приходят к философской мысли, что такое " праведничество" и должно ли оно еприсутствовать в жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе. Тема «праведничества» в русской литературе. Н.С. Лесков "Очарованный странник"»

Урок литературы в 10 классе.

Тема «праведничества» в русской литературе.

Н.С. Лесков "Очарованный странник"


Цели урока:

  1. раскрыть понятия “праведничество”, “праведник”;

  2. определить своеобразие решения Лесковым проблемы «праведничества» на Руси;

  3. развитие творческих способностей учащихся;

  4. современное определение «праведничества»; актуальность произведения.

Ход урока

1. Вводное слово учителя:

Здравствуйте! Наступил новый день, день необычный, когда нам с вами предстоит ответить на философские и жизненные вопросы:

-какие мысли сегодня будоражат наши умы?

в чем смысл назначения жизни?

- Задумались над этими вопросами? Постарайтесь рассуждать открыто, откровенно, не скрывая своих чувств. Выдохните всё самое плохое, что накопилось у вас за неделю: обиду, злость, слёзы, а вдохните Добро, Красоту и Любовь. Я желаю вам, чтобы с этого урока вы ушли с сердцем, наполненным Добром, с душою, открытою для Любви.

А сейчас я приглашаю вас в увлекательный мир литературы, а вот и наши проводники – мастера пера. О чём это они спорят?

2. Опреление целеполагания, темы урока и основной проблемы произведения.

Прослушайте диалог.( разговор двух писателей)

- По-вашему, небось, всё надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
- Это у вас болезнь зрения.
- Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

- Неужели в самом деле ни в моей, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, всё доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то, как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в твоей и моей душе. Мне это стало несносно и ужасно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых “ несть граду стояния”, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать.

Вы узнали этих писателей? О чём они спорят? (Один из них – Николай Семёнович Лесков, он много путешествовал, встречался с людьми, искал праведников. Результаты поисков он отразил в своих произведениях. Одно из них – повесть “Очарованный странник”).

-Определите тему урока.

1.Я определяю цель для себя…..

2.Я хотел бы узнать на этом уроке…..


-Посмотрите, какие цели поставила . Совпали ли ваши цели с моими?

1. Определить, кто такие праведники?
2. Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать «праведником»?
3. Актуально ли произведение “Очарованный странник” в наше время?

Итак, перед нами три цели-вопроса.

- Какой вопрос самый главный? Поему? Обоснуйте.


3. Формирование новых знаний.

Вам было дано опережающее задание (по группам)

Первая группа “Языковеды” - работали над названием повести, значением имён и фамилий.
Вторая группа “Литераторы” исследовали литературные ассоциации, которые вызывает данное произведение.
Третья группа “Философы” - определяла философские категории, нравственные проблемы, заявленные автором.

В четвёртую группу вошли самые творческие личности – режиссёры, художники, артисты, поэты.

Еще раз прочитайте цели урока. Скажите, с чего нужно начать работу( дается определение слов «праведник, праведничество»)

1. Знакомство с понятиями “праведник, праведничество”.

Кто такие праведники? (Вспомним сказку “Маланья – Голова Баранья”, они живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других).

Праведники - люди верующие? (не обязательно, скорее это моральная, этическая оценка человека, это связано с обретением человеком правды, смысла жизни).

Какого человека считают праведником? Какими качествами должен обладать праведник? (скромность, трудолюбие, честность, милосердие, сострадание, сочувствие).

- Встречались вы с такими людьми или что – то слышали об этом?

2. Соотнесение понятий “праведник, праведничество” с личностью главного героя. Обладает ли этими качествами наш герой? (в начале повести - нет). Какие эпизоды это доказывают?

-Какой путь проделал Ивана Северьяновича Флягина в праведники?

-Какой это был путь? (сложным, он много испытал, много страдал, был на краю гибели и не погиб).

-Где мы знакомимся с героем? (в пути).

3. Мотив богатырства в повести.

-Кого напоминает герой? (внешне - Илью Муромца).

-А что вы скажете о его внутреннем состоянии? (человек огромного роста, со смуглым открытым лицом, густыми волнистыми волосами, по виду - лет за 50, но он был в полном смысле богатырь, добрый, простодушный русский богатырь, как на картине Верещагина).

-А в чем еще проявляется богатырство? (участие в войне на Кавказе, желание за народ помереть).

-А вещественная какая-то деталь есть в образе героя, свидетельствующая о нравственных устоях героя? (поясок со словами “Чести моей никому не отдам”).

-А одет во что богатырь? Есть здесь несоответствие? (да, ни внешне, ни внутренне он не монах).

4. Значение имени и фамилии героя, литературные ассоциации.Микроисследование.

-Где и в каких произведениях встречается имя ИВАН?(Иван-царевич, Иван-дурак).

В повести он Иван-царевич или Иван-дурак? (трижды, как в сказке, его называют дураком, но в сказках Иван-дурак – лежебока, глуп лишь до поры, до времени, а настанет трудная година и превратится Иванушка-дурачок в Ивана-царевича).

-Какие ещё литературные ассоциации вызывает у вас этот герой? Почему? (Обломов, с его великой душой, Мцыри).

-А о чём говорит фамилия героя? (Флягин - фляга, бутыль, сосуд для пития; сосуд - что-то содержащее, носящее в себе что-то).

-А что беспокоит героя? (неуспокоенное сердце и душу, главный жизненный принцип героя – человек должен бороться, терпеть и страдать).

Тема борьбы с жизнью- красная нить этом произведения.

5. Тема борения с жизнью, цепь испытаний, выпавших на долю героя.

-Чем живёт герой – умом или сердцем? (жизнь увлекает его, он не задумывается над своими поступками)

-В чём видит он своё предназначение? (обещанный сын, обязан посвятить свою жизнь служению Богу).

-Почему же он так противится своему предназначению? (пытается решить вопрос, зачем он пришёл в этот мир, ведь монастырь – это спокойная уравновешенная жизнь, наполненная лишь молитвами, а Иван – натура страстная, увлекающаяся и жизнь, ничем не наполненная, для него - хуже смерти).

- Какие испытания пришлось преодолеть герою, чтобы понять, для чего он пришёл в этот мир? (жизнь испытывает его бесполезным трудом – эпизод с камешками; проходит герой испытание на честность – отказ идти вместе с цыганом; испытание бездействием – в няньках).

-Трижды( как в сказке) появляется образ монаха, который зовёт идти его в монастырь. Подчиняется ли он этим знамениям? Почему? (оставляет право выбора за собой, всегда испытание проходит до конца, живёт в твёрдой уверенности, что русский человек со всем справится).

- Какие ещё испытания выпали на долю героя? (плен, пьянство, испытание любовью).

6. Самое главное испытание на человечность – испытание любовью!

- Как понимаете смысл этой фразы?

- Что важнее в человеке: внешний облик или внутренний мир?

1. Встреча Ивана с Грушей. Прочитайте это описание.

Какой была первая встреча с Грушей? Как описывает её герой? (“Нельзя её описать, как женщину…” - в этом отказе высшее признание красоты, проявление душевной тонкости - и это в крепостном, в беглом…)

-Как складывается дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие литературные ассоциации у вас возникли? (Судьба Груши подобна судьбе Бэлы из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”).

-Какой была последняя встреча героев? (Инсценировка эпизода последней встречи Груши и Ивана Северьяновича).

-Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).

7. Жить для других… Что значит жить для других?

Какие герои произведений «жили не для себя…»?

-Герой говорит, что после смерти Груши, он “зачеркнул” себя. Что это значит? (С этого момента он начинает жить для других, за других, приобретает родство со старичками, меняется судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!).

-Следующее испытание – Кавказ, впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что-то изменилось в его взглядах на мир, на собственную жизнь? (меняются нравственные ориентиры – “Много душ на своём веку загубил”).

-И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось пророчество? (Нет) Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина? (Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”).

8. Мотив странничества и дороги. Смысл названия повести.

-Ещё раз вернёмся к мотивам странничества и дороги. Изменился ли герой в конце повести? Чем была дорога, странствия для Ивана? (это не только жизненный путь героя, это путь нравственного перерождения, становления личности).

Иван Северьянович Флягина: чем очарован этот герой?(жизнь, красота, поиск смысла жизни, внутренняя борьба)

Объясните смысл названия повести. Чем очарован герой? (жизнью, красотой, борением).

9. Главный вопрос урока.

- Можете вы ответить на него? Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником”? Почему? (стал выше нравственно, ощущает личную ответственность за судьбу Родины и готовность умереть за неё, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни).

10. Актуальность произведения Н.С.Лескова.

Как вы думаете, в наше время есть такие люди, как Иван Флягин? Нужны ли они России?

4. Представление фрагментов из фильма

- Раскажите, к какому эпизоду произведения относятся данные эпизоды фильма ( показ на экране)





5. Рефлексия.

- Над чем заставило это произведение задуматься?

- Какими бы словами вам хотелось закончить урок?

- Можно ли закончить урок такими словами: « Человеку дается в жизни столько испытаний, сколько он может перенести»?























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Чеснокова Валентина Ивановна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства