Урок литературы в 10 классе. Тема «праведничества» в русской литературе. Н.С. Лесков "Очарованный странник"
Урок литературы в 10 классе. Тема «праведничества» в русской литературе. Н.С. Лесков "Очарованный странник"
Разработка урока по теме: "Тема "праведничества" в пусской литературе рассматривается при изучении произведения.Н.Лескова "Очарованный странник" Разработка составлена в соотвествии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе программы В.В.Агонесова " Русская литература 19-20 веков". В основу разработки положены требования к современному уроку. Обучающиеся выступают в роли субъекта образовательного процесса. В уроке присутствуют элементы дискуссии, исследования, а также отдельным обучающимся даются задания опережающего характера. Ценность урока заключается в том, что дети сами приходят к философской мысли, что такое " праведничество" и должно ли оно еприсутствовать в жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе. Тема «праведничества» в русской литературе. Н.С. Лесков "Очарованный странник"»
Урок литературы в 10 классе.
Тема «праведничества» в русской литературе.
Н.С. Лесков "Очарованный странник"
Цели урока:
раскрыть понятия “праведничество”, “праведник”;
определить своеобразие решения Лесковым проблемы «праведничества» на Руси;
развитие творческих способностей учащихся;
современное определение «праведничества»; актуальность произведения.
Ход урока
1. Вводное слово учителя:
Здравствуйте! Наступил новый день, день необычный, когда нам с вами предстоит ответить на философские и жизненные вопросы:
-какие мысли сегодня будоражат наши умы?
в чем смысл назначения жизни?
- Задумались над этими вопросами? Постарайтесь рассуждать открыто, откровенно, не скрывая своих чувств. Выдохните всё самое плохое, что накопилось у вас за неделю: обиду, злость, слёзы, а вдохните Добро, Красоту и Любовь. Я желаю вам, чтобы с этого урока вы ушли с сердцем, наполненным Добром, с душою, открытою для Любви.
А сейчас я приглашаю вас в увлекательный мир литературы, а вот и наши проводники – мастера пера. О чём это они спорят?
2. Опреление целеполагания, темы урока и основной проблемы произведения.
Прослушайте диалог.( разговор двух писателей)
- По-вашему, небось, всё надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости. - Это у вас болезнь зрения. - Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
- Неужели в самом деле ни в моей, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, всё доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то, как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в твоей и моей душе. Мне это стало несносно и ужасно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых “ несть граду стояния”, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать.
Вы узнали этих писателей? О чём они спорят? (Один из них – Николай Семёнович Лесков, он много путешествовал, встречался с людьми, искал праведников. Результаты поисков он отразил в своих произведениях. Одно из них – повесть “Очарованный странник”).
-Определите тему урока.
1.Я определяю цель для себя…..
2.Я хотел бы узнать на этом уроке…..
-Посмотрите, какие цели поставила . Совпали ли ваши цели с моими?
1. Определить, кто такие праведники? 2. Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать «праведником»? 3. Актуально ли произведение “Очарованный странник” в наше время?
Итак, перед нами три цели-вопроса.
- Какой вопрос самый главный? Поему? Обоснуйте.
3. Формирование новых знаний.
Вам было дано опережающее задание (по группам)
Первая группа “Языковеды” - работали над названием повести, значением имён и фамилий. Вторая группа “Литераторы” исследовали литературные ассоциации, которые вызывает данное произведение. Третья группа “Философы” - определяла философские категории, нравственные проблемы, заявленные автором.
В четвёртую группу вошли самые творческие личности – режиссёры, художники, артисты, поэты.
Еще раз прочитайте цели урока. Скажите, с чего нужно начать работу( дается определение слов «праведник, праведничество»)
1. Знакомство с понятиями “праведник, праведничество”.
Кто такие праведники? (Вспомним сказку “Маланья – Голова Баранья”, они живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других).
Праведники - люди верующие?(не обязательно, скорее это моральная, этическая оценка человека, это связано с обретением человеком правды, смысла жизни).
Какого человека считают праведником? Какими качествами должен обладать праведник? (скромность, трудолюбие, честность, милосердие, сострадание, сочувствие).
- Встречались вы с такими людьми или что – то слышали об этом?
2. Соотнесение понятий “праведник, праведничество” с личностью главного героя. Обладает ли этими качествами наш герой? (в начале повести - нет). Какие эпизоды это доказывают?
-Какой путь проделал Ивана Северьяновича Флягина в праведники?
-Какой это был путь? (сложным, он много испытал, много страдал, был на краю гибели и не погиб).
-Где мы знакомимся с героем? (в пути).
3. Мотив богатырства в повести.
-Кого напоминает герой? (внешне - Илью Муромца).
-А что вы скажете о его внутреннем состоянии? (человек огромного роста, со смуглым открытым лицом, густыми волнистыми волосами, по виду - лет за 50, но он был в полном смысле богатырь, добрый, простодушный русский богатырь, как на картине Верещагина).
-А в чем еще проявляется богатырство? (участие в войне на Кавказе, желание за народ помереть).
-А вещественная какая-то деталь есть в образе героя, свидетельствующая о нравственных устоях героя? (поясок со словами “Чести моей никому не отдам”).
-А одет во что богатырь? Есть здесь несоответствие? (да, ни внешне, ни внутренне он не монах).
4. Значение имени и фамилии героя, литературные ассоциации.Микроисследование.
-Где и в каких произведениях встречается имя ИВАН?(Иван-царевич, Иван-дурак).
В повести он Иван-царевич или Иван-дурак? (трижды, как в сказке, его называют дураком, но в сказках Иван-дурак – лежебока, глуп лишь до поры, до времени, а настанет трудная година и превратится Иванушка-дурачок в Ивана-царевича).
-Какие ещё литературные ассоциации вызывает у вас этот герой? Почему? (Обломов, с его великой душой, Мцыри).
-А о чём говорит фамилия героя? (Флягин - фляга, бутыль, сосуд для пития; сосуд - что-то содержащее, носящее в себе что-то).
-А что беспокоит героя? (неуспокоенное сердце и душу, главный жизненный принцип героя – человек должен бороться, терпеть и страдать).
Тема борьбы с жизнью- красная нить этом произведения.
5. Тема борения с жизнью, цепь испытаний, выпавших на долю героя.
-Чем живёт герой – умом или сердцем? (жизнь увлекает его, он не задумывается над своими поступками)
-В чём видит он своё предназначение? (обещанный сын, обязан посвятить свою жизнь служению Богу).
-Почему же он так противится своему предназначению? (пытается решить вопрос, зачем он пришёл в этот мир, ведь монастырь – это спокойная уравновешенная жизнь, наполненная лишь молитвами, а Иван – натура страстная, увлекающаяся и жизнь, ничем не наполненная, для него - хуже смерти).
- Какие испытания пришлось преодолеть герою, чтобы понять, для чего он пришёл в этот мир? (жизнь испытывает его бесполезным трудом – эпизод с камешками; проходит герой испытание на честность – отказ идти вместе с цыганом; испытание бездействием – в няньках).
-Трижды( как в сказке) появляется образ монаха, который зовёт идти его в монастырь. Подчиняется ли он этим знамениям? Почему?(оставляет право выбора за собой, всегда испытание проходит до конца, живёт в твёрдой уверенности, что русский человек со всем справится).
- Какие ещё испытания выпали на долю героя? (плен, пьянство, испытание любовью).
6. Самое главное испытание на человечность – испытание любовью!
- Как понимаете смысл этой фразы?
- Что важнее в человеке: внешний облик или внутренний мир?
1. Встреча Ивана с Грушей. Прочитайте это описание.
Какой была первая встреча с Грушей? Как описывает её герой? (“Нельзя её описать, как женщину…” - в этом отказе высшее признание красоты, проявление душевной тонкости - и это в крепостном, в беглом…)
-Как складывается дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие литературные ассоциации у вас возникли? (Судьба Груши подобна судьбе Бэлы из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”).
-Какой была последняя встреча героев?(Инсценировка эпизода последней встречи Груши и Ивана Северьяновича).
-Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).
7. Жить для других… Что значит жить для других?
Какие герои произведений «жили не для себя…»?
-Герой говорит, что после смерти Груши, он “зачеркнул” себя. Что это значит? (С этого момента он начинает жить для других, за других, приобретает родство со старичками, меняется судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!).
-Следующее испытание – Кавказ, впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что-то изменилось в его взглядах на мир, на собственную жизнь? (меняются нравственные ориентиры – “Много душ на своём веку загубил”).
-И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось пророчество? (Нет) Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина? (Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”).
8. Мотив странничества и дороги. Смысл названия повести.
-Ещё раз вернёмся к мотивам странничества и дороги. Изменился ли герой в конце повести? Чем была дорога, странствия для Ивана? (это не только жизненный путь героя, это путь нравственного перерождения, становления личности).
Иван Северьянович Флягина: чем очарован этот герой?(жизнь, красота, поиск смысла жизни, внутренняя борьба)
Объясните смысл названия повести. Чем очарован герой? (жизнью, красотой, борением).
9. Главный вопрос урока.
- Можете вы ответить на него? Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником”? Почему? (стал выше нравственно, ощущает личную ответственность за судьбу Родины и готовность умереть за неё, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни).
10. Актуальность произведения Н.С.Лескова.
Как вы думаете, в наше время есть такие люди, как Иван Флягин? Нужны ли они России?
4. Представление фрагментов из фильма
- Раскажите, к какому эпизоду произведения относятся данные эпизоды фильма ( показ на экране)
5. Рефлексия.
- Над чем заставило это произведение задуматься?
- Какими бы словами вам хотелось закончить урок?
- Можно ли закончить урок такими словами: « Человеку дается в жизни столько испытаний, сколько он может перенести»?