МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Цели: образовательная - провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.
развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения.
воспитательная - прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя.
. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю отводится определенное место.
Почему, по-вашему?
Сравним слова автора о монастырской жизни:
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
и слова Мцыри:
Я мало жил, и жил в плену.
. Грозой оторванный листок,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "МЦЫРИ" »
МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Цели: образовательная - провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.
развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения.
воспитательная - прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя.
. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю отводится определенное место.
Почему, по-вашему?
Сравним слова автора о монастырской жизни:
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен...
и слова Мцыри:
Я мало жил, и жил в плену...
... Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой – дитя, судьбой – монах...
...На мне печать свою тюрьма
Оставила...
Едва взошла заря,
В тюрьме воспитанный цветок…
Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?
2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.
Мцыри – свободный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?
III. Анализ глав поэмы .
– Как начинается речь Мцыри?
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
-А как вы понимаете значение слова «исповедь»?
Подберем однокоренные слова: ведать, поведать.
Толкование слова : исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.
Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?
Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.
Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?
9. Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов...
10. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
11. Кругом меня цвел Божий сад...
Все, что я чувствовал тогда,
Те думы – им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
– Какая картина возникла в вашем воображении?
– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.
– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)
12. Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла...
13. Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?
14. Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени.
Я цель одну,
Пройти в родимую страну,
Имел в душе, – и превозмог
Страданья голода, как мог.
15. Но, верь мне, помощи людской
Я не желал...
– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?
16. Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови...
17. Удар мой верен был и скор.
... Бой закипел, смертельный бой!
18. И я был страшен в этот миг...
... Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!
19. Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?
20. И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей...
21. На мне печать свою тюрьма
Оставила...
22. Мир Божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?
23. Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
24. Так я найден и поднят был...
25. Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай на вечность променял...
– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)
– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)
26. И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну!..
IV. Подведение итогов урока.
1. Беседа по вопросам.
– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?
– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?
Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.
Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил...
Мцыри – любимый идеал Лермонтова.
2. Рефлексия.
А) Цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1 Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1 Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой. Да – 1 Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:
В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
Организация домашнего задания:
Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
["file_id"] => string(6) "184112"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1425997792"
}
}