kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе "МЦЫРИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ,  МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Цели: образовательная -  провести  идейно-тематический  анализ  лирического произведения,    проанализировать  поэму  Лермонтова,     показать художественные открытия  поэта.

развивающая –  способствовать формированию  аналитического мышления и интеллектуальных навыков  сравнения.

воспитательная -  прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, учить понимать авторскую  позицию, философские  идеи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю отводится определенное место.

Почему, по-вашему?

Сравним слова автора о монастырской жизни:

                       Из жалости один монах

                       Больного призрел, и в стенах

                       Хранительных остался он,

                       Искусством дружеским спасен.

и слова Мцыри:

                       Я мало жил, и жил в плену.

                      . Грозой оторванный листок,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "МЦЫРИ" »

МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ


Цели: образовательная - провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.

развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения.

воспитательная - прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи.



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.


1. Слово учителя.


. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю отводится определенное место.


Почему, по-вашему?


Сравним слова автора о монастырской жизни:


Из жалости один монах


Больного призрел, и в стенах


Хранительных остался он,


Искусством дружеским спасен...


и слова Мцыри:


Я мало жил, и жил в плену...


... Грозой оторванный листок,


Я вырос в сумрачных стенах,


Душой – дитя, судьбой – монах...


...На мне печать свою тюрьма


Оставила...


Едва взошла заря,


В тюрьме воспитанный цветок…


Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?


2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.


Мцыри – свободный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?


III. Анализ глав поэмы .


– Как начинается речь Мцыри?


Ты слушать исповедь мою


Сюда пришел, благодарю.


-А как вы понимаете значение слова «исповедь»?


Подберем однокоренные слова: ведать, поведать.


Толкование слова : исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.


Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?


Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.


Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?



9. Мне было весело вдохнуть


В мою измученную грудь


Ночную свежесть тех лесов...


10. Хотя без слов,


Мне внятен был тот разговор,


Немолчный ропот, вечный спор


С упрямой грудою камней.


11. Кругом меня цвел Божий сад...


Все, что я чувствовал тогда,


Те думы – им уж нет следа;


Но я б желал их рассказать,


Чтоб жить, хоть мысленно, опять.


– Какая картина возникла в вашем воображении?


– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.


– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)


12. Простая песня то была,


Но в мысль она мне залегла...


13. Держа кувшин над головой,


Грузинка узкою тропой


Сходила к берегу.


– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?


14. Трудами ночи изнурен,


Я лег в тени.


Я цель одну,


Пройти в родимую страну,


Имел в душе, – и превозмог


Страданья голода, как мог.


15. Но, верь мне, помощи людской


Я не желал...


– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?


16. Я ждал, схватив рогатый сук,


Минуту битвы; сердце вдруг


Зажглося жаждою борьбы


И крови...


17. Удар мой верен был и скор.


... Бой закипел, смертельный бой!


18. И я был страшен в этот миг...


... Но с торжествующим врагом


Он встретил смерть лицом к лицу,


Как в битве следует бойцу!


19. Но тщетно спорил я с судьбой:


Она смеялась надо мной!


– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?


20. И страшно было мне, понять


Не мог я долго, что опять


Вернулся я к тюрьме моей...


21. На мне печать свою тюрьма


Оставила...


22. Мир Божий спал


В оцепенении глухом


Отчаянья тяжелым сном.


– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?


23. Я умирал. Меня томил


Предсмертный бред.


24. Так я найден и поднят был...


25. Увы! – за несколько минут


Между крутых и темных скал,


Где я в ребячестве играл,


Я б рай на вечность променял...


– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)


– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)


26. И с этой мыслью я засну


И никого не прокляну!..


IV. Подведение итогов урока.


1. Беседа по вопросам.


– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?


– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?


Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.


Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать:


Ты хочешь знать, что делал я


На воле? Жил...


Мцыри – любимый идеал Лермонтова.


2. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?


Организация домашнего задания:

Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

Выучить отрывок из поэмы « Встреча с барсом»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературе "МЦЫРИ"

Автор: Кудрявцева Валентина Ивановна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 192739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока литературы "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieratury-podghotovka-k-sochinieniiu-po-poemie-m-iu-liermontova-mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "239416"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444767943"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
    ["file_id"] => string(6) "184112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425997792"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_litieratury_8_klass_mtsyri_romantichieskoie_proizviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "347061"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475394116"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
    ["seo_title"] => string(93) "uroklitieraturypotiemieditianieviedomoistranyobrazghlavnoghoghieroiapoemymiuliermontovamtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "272735"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452056925"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "" Урок  - викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова." "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-viktorina-po-tvorchiestvu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "197757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства