kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть образ Мцыри.

Задачи:

Провести идейно-тематический анализ лирического произведения;выработать навыки определения характера главного героя поэмы "Мцыри".

Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

Прививать любовь к Родине; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:развивающий по технологии критического мышления

Технология: технология критического мышления

(Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле)

Для того чтобы рассмотреть образ Мцыри мы вернёмся к началу поэмы и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути.

Точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри.

Чтобы понять характер Мцыри, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние оттого, что не попал в родную страну.

Рожденный среди вольного народа он был обречён на жизнь в неволе.

- жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют выжить в природе и одержать победу в смертельной битве. Лермонтов подчёркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.

только человек с богатым внутренним миром способен на любовь, дружбу, способный так восхищаться и любоваться природой.

- к сожалению, Мцыри не обрёл Родину, семью. Но он боролся за свою жизнь до последнего, идя против Бога, судьбы.

только сам человек может определить свой жизненный выбор, и каждый человек имеет право на независимость.

синквейн)

Мцыри

Свободолюбивый, сильный

Тоскует, убегает, умирает

Жертвует жизнью ради свободы.

Герой

написать мини-сочинение "Жить в понимании Мцыри"

Закончить наш урок я хочу словами Александра Радищева: "Я то же, что и был и буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек!

Я пожелаю вам, ребята, чтобы вы всегда слушали своё сердце, не совершали безрассудных поступков, всегда оставались людьми.

2   Цели урока: показать своеобразие сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова, дать характеристику главного героя;  совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: выразительное чтение, комментированное чтение, словарная работа, составление цитатного плана, беседа, элементы анализа поэтического текста.

3.Словарная работа

Задание: записать в тетради значения слов

исповедь-…

Мцыри-.

«бэри»-…

призреть-.

чадра-.

4. Составление цитатного плана поэмы

«Немного лет тому назад.»

« однажды русский генерал…»

« Но  после к плену он привык.»

« Как вдруг однажды он  исчез.»

« Его в степи без чувств нашли.»

« И близок стал его конец…»

«Таких две жизни за одну…»

« И я, как жил, в земле чужой…»

« И стало в памяти моей…»

« И вспомнил я отцовский дом…»

« Я сам, как зверь, был чужд людей…»

« Кругом меня цвел Божий сад…»

« Грузинка  узкою тропой сходила к берегу…»

«Пустыни вечный гость- могучий барс…»

« Бой закипел, смертельный бой!»

«… понять не мог  я долнго…»

« Меня томил предсмертный  бред…»

« Так я найден и поднят был…»

« Прощай, отец… дай руку мне…»

« Оттуда виден был  и Кавказ!»

Работа по иллюстрации к поэме художника Л. Пастернака « Исповедь»

-Кто изображен на  иллюстрации?

-Где происходят события?

- Какими вы увидели героев поэмы?

-Какое впечатление произвела на вас эта иллюстрация?

Итог урока.

Лермонтов обращается к романтическому антуражу: экзотическому пейзажу Кавказа, историческому прошлому- далекому ( времена Ивана Грозного ) или  близкому, как в «Бородино», но  такому, в котором действуют гордые, смелые, сильные, свободолюбивые люди, герои ( «  Да, были люди в наше время…»). Мцыри,  по словам В.Г. Белинского, стал «любимым идеалом автора», это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей Лермонтова.

Данный сюжет можно было встретить в фольклорных произведениях, например  в песне « Юноша и тигр», а также в поэме Ш. Руставели « Витязь в тигровой шкуре».

В зарубежной литературе у английского поэта Д. Г. Байрона, поэму которого перевел В.А. Жуковский «Шильонский узник», а также у В.Гете в поэме « Лесной царь», «Рыбак», « Свидание и разлука», у русского поэта Козлова в поэме « Чернец»

Слайды презентации:

1. 


Монахи (думают)


Мцыри (думает)


….


Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.
Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: ^ Что значит для Мцыри жить? 
В чем смысл жизни для Мцыри?


Монахи (думают)


Мцыри (думает)


  • «После к плену он привык»

  • «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»

  • «В стенах хранительных спасен»

  • «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».

  • Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.

  • «Я жил в плену»

  • «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».

  • «Мечты звала от келий душных и молитв…»

  • Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.

  • Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.
Вопросы по теории литературы

1.Что такое сюжет произведения_________________________________________________________

2.Лирический герой -это _______________________________________________________________

3.Лирика -это_________________________________________________________________________

4.Назовите виды рифмы________________________________________________________________

5.Метафора -это_______________________________________________________________________

6.Тема произведения –это______________________________________________________________

7.Композиция – это ____________________________________________________________________

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри»

�������� ############################################ ####


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Варисова Асиям Кудусовна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства