Цель: Раскрыть образ Мцыри.
Задачи:
Провести идейно-тематический анализ лирического произведения;выработать навыки определения характера главного героя поэмы "Мцыри".
Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
Прививать любовь к Родине; учить понимать авторскую позицию.
Тип урока:развивающий по технологии критического мышления
Технология: технология критического мышления
(Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле)
Для того чтобы рассмотреть образ Мцыри мы вернёмся к началу поэмы и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути.
Точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри.
Чтобы понять характер Мцыри, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние оттого, что не попал в родную страну.
Рожденный среди вольного народа он был обречён на жизнь в неволе.
- жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют выжить в природе и одержать победу в смертельной битве. Лермонтов подчёркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
только человек с богатым внутренним миром способен на любовь, дружбу, способный так восхищаться и любоваться природой.
- к сожалению, Мцыри не обрёл Родину, семью. Но он боролся за свою жизнь до последнего, идя против Бога, судьбы.
только сам человек может определить свой жизненный выбор, и каждый человек имеет право на независимость.
синквейн)
Мцыри
Свободолюбивый, сильный
Тоскует, убегает, умирает
Жертвует жизнью ради свободы.
Герой
написать мини-сочинение "Жить в понимании Мцыри"
Закончить наш урок я хочу словами Александра Радищева: "Я то же, что и был и буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек!
Я пожелаю вам, ребята, чтобы вы всегда слушали своё сердце, не совершали безрассудных поступков, всегда оставались людьми.
2 Цели урока: показать своеобразие сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Методические приемы: выразительное чтение, комментированное чтение, словарная работа, составление цитатного плана, беседа, элементы анализа поэтического текста.
3.Словарная работа
Задание: записать в тетради значения слов
исповедь-…
Мцыри-.
«бэри»-…
призреть-.
чадра-.
4. Составление цитатного плана поэмы
«Немного лет тому назад.»
« однажды русский генерал…»
« Но после к плену он привык.»
« Как вдруг однажды он исчез.»
« Его в степи без чувств нашли.»
« И близок стал его конец…»
«Таких две жизни за одну…»
« И я, как жил, в земле чужой…»
« И стало в памяти моей…»
« И вспомнил я отцовский дом…»
« Я сам, как зверь, был чужд людей…»
« Кругом меня цвел Божий сад…»
« Грузинка узкою тропой сходила к берегу…»
«Пустыни вечный гость- могучий барс…»
« Бой закипел, смертельный бой!»
«… понять не мог я долнго…»
« Меня томил предсмертный бред…»
« Так я найден и поднят был…»
« Прощай, отец… дай руку мне…»
« Оттуда виден был и Кавказ!»
Работа по иллюстрации к поэме художника Л. Пастернака « Исповедь»
-Кто изображен на иллюстрации?
-Где происходят события?
- Какими вы увидели героев поэмы?
-Какое впечатление произвела на вас эта иллюстрация?
Итог урока.
Лермонтов обращается к романтическому антуражу: экзотическому пейзажу Кавказа, историческому прошлому- далекому ( времена Ивана Грозного ) или близкому, как в «Бородино», но такому, в котором действуют гордые, смелые, сильные, свободолюбивые люди, герои ( « Да, были люди в наше время…»). Мцыри, по словам В.Г. Белинского, стал «любимым идеалом автора», это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей Лермонтова.
Данный сюжет можно было встретить в фольклорных произведениях, например в песне « Юноша и тигр», а также в поэме Ш. Руставели « Витязь в тигровой шкуре».
В зарубежной литературе у английского поэта Д. Г. Байрона, поэму которого перевел В.А. Жуковский «Шильонский узник», а также у В.Гете в поэме « Лесной царь», «Рыбак», « Свидание и разлука», у русского поэта Козлова в поэме « Чернец»
Слайды презентации:
1.
Монахи (думают)
Мцыри (думает)
….
…
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.
Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: ^ Что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?
Монахи (думают)
Мцыри (думает)
«После к плену он привык»
«Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»
«В стенах хранительных спасен»
«Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».
Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.
«Я жил в плену»
«Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».
«Мечты звала от келий душных и молитв…»
Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.
Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».
Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.
Вопросы по теории литературы
1.Что такое сюжет произведения_________________________________________________________
2.Лирический герой -это _______________________________________________________________
3.Лирика -это_________________________________________________________________________
4.Назовите виды рифмы________________________________________________________________
5.Метафора -это_______________________________________________________________________
6.Тема произведения –это______________________________________________________________
7.Композиция – это ____________________________________________________________________