kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть образ Мцыри.

Задачи:

Провести идейно-тематический анализ лирического произведения;выработать навыки определения характера главного героя поэмы "Мцыри".

Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

Прививать любовь к Родине; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:развивающий по технологии критического мышления

Технология: технология критического мышления

(Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле)

Для того чтобы рассмотреть образ Мцыри мы вернёмся к началу поэмы и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути.

Точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри.

Чтобы понять характер Мцыри, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние оттого, что не попал в родную страну.

Рожденный среди вольного народа он был обречён на жизнь в неволе.

- жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют выжить в природе и одержать победу в смертельной битве. Лермонтов подчёркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.

только человек с богатым внутренним миром способен на любовь, дружбу, способный так восхищаться и любоваться природой.

- к сожалению, Мцыри не обрёл Родину, семью. Но он боролся за свою жизнь до последнего, идя против Бога, судьбы.

только сам человек может определить свой жизненный выбор, и каждый человек имеет право на независимость.

синквейн)

Мцыри

Свободолюбивый, сильный

Тоскует, убегает, умирает

Жертвует жизнью ради свободы.

Герой

написать мини-сочинение "Жить в понимании Мцыри"

Закончить наш урок я хочу словами Александра Радищева: "Я то же, что и был и буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек!

Я пожелаю вам, ребята, чтобы вы всегда слушали своё сердце, не совершали безрассудных поступков, всегда оставались людьми.

2   Цели урока: показать своеобразие сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова, дать характеристику главного героя;  совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: выразительное чтение, комментированное чтение, словарная работа, составление цитатного плана, беседа, элементы анализа поэтического текста.

3.Словарная работа

Задание: записать в тетради значения слов

исповедь-…

Мцыри-.

«бэри»-…

призреть-.

чадра-.

4. Составление цитатного плана поэмы

«Немного лет тому назад.»

« однажды русский генерал…»

« Но  после к плену он привык.»

« Как вдруг однажды он  исчез.»

« Его в степи без чувств нашли.»

« И близок стал его конец…»

«Таких две жизни за одну…»

« И я, как жил, в земле чужой…»

« И стало в памяти моей…»

« И вспомнил я отцовский дом…»

« Я сам, как зверь, был чужд людей…»

« Кругом меня цвел Божий сад…»

« Грузинка  узкою тропой сходила к берегу…»

«Пустыни вечный гость- могучий барс…»

« Бой закипел, смертельный бой!»

«… понять не мог  я долнго…»

« Меня томил предсмертный  бред…»

« Так я найден и поднят был…»

« Прощай, отец… дай руку мне…»

« Оттуда виден был  и Кавказ!»

Работа по иллюстрации к поэме художника Л. Пастернака « Исповедь»

-Кто изображен на  иллюстрации?

-Где происходят события?

- Какими вы увидели героев поэмы?

-Какое впечатление произвела на вас эта иллюстрация?

Итог урока.

Лермонтов обращается к романтическому антуражу: экзотическому пейзажу Кавказа, историческому прошлому- далекому ( времена Ивана Грозного ) или  близкому, как в «Бородино», но  такому, в котором действуют гордые, смелые, сильные, свободолюбивые люди, герои ( «  Да, были люди в наше время…»). Мцыри,  по словам В.Г. Белинского, стал «любимым идеалом автора», это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей Лермонтова.

Данный сюжет можно было встретить в фольклорных произведениях, например  в песне « Юноша и тигр», а также в поэме Ш. Руставели « Витязь в тигровой шкуре».

В зарубежной литературе у английского поэта Д. Г. Байрона, поэму которого перевел В.А. Жуковский «Шильонский узник», а также у В.Гете в поэме « Лесной царь», «Рыбак», « Свидание и разлука», у русского поэта Козлова в поэме « Чернец»

Слайды презентации:

1. 


Монахи (думают)


Мцыри (думает)


….


Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.
Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: ^ Что значит для Мцыри жить? 
В чем смысл жизни для Мцыри?


Монахи (думают)


Мцыри (думает)


  • «После к плену он привык»

  • «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»

  • «В стенах хранительных спасен»

  • «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».

  • Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.

  • «Я жил в плену»

  • «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».

  • «Мечты звала от келий душных и молитв…»

  • Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.

  • Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.
Вопросы по теории литературы

1.Что такое сюжет произведения_________________________________________________________

2.Лирический герой -это _______________________________________________________________

3.Лирика -это_________________________________________________________________________

4.Назовите виды рифмы________________________________________________________________

5.Метафора -это_______________________________________________________________________

6.Тема произведения –это______________________________________________________________

7.Композиция – это ____________________________________________________________________

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри»

�������� ############################################ ####


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Варисова Асиям Кудусовна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства