Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение"
Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение"
Урок по поэме М.Ю.Лермонтова дает возможность повторить и обобщить теоретические сведения о художественных направлениях, а также проанализировать произведение, активно пользуясь текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение"»
М.Ю.Лермонтов. Романтизм. «Мцыри»
- Сегодня мы приступаем с вами к изучению еще одного художественного метода – романтизма. Давайте вспомним художественные методы, или направления, с которыми мы уже знакомы? – Классицизм, сентиментализм, реализм. Дайте им определения.
- Романтизм возник в конце 18 века, в Германии в литературно-философских кругах «йенской школы», самые известные представители направления – братья Гримм, Гофман, Гейне.
В Англии самым ярким представителем романтизма стал Байрон. Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления «байронизм» (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).
В России же романтизм получил развитиепосле Отечественной войны 1812 из-за отказа Александра I от либерализации общественной жизни. Это послужило толчком к появлению произведений, рисующих сильные характеры, бурные страсти, конфликты. Черты романтизма проявляются в творчестве Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведения Лермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.
Так что такое романтизм? Романтизм - это направление в литературе и искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, утверждавшее национальное и индивидуальное своеобразие, изображавшее идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Проще, однако, запомнить следующее определение – это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Герой в литературе романтизма — человек исключительный, противостоящий толпе. Он одинок, отчуждён от людей, которые не понимают его, далеки от него. Романтические чувства в нём сильны и трагичны. Он свободолюбив, но идеал вольности не приводит романтиков к проповеди своеволия и произвола. Любовь в произведениях романтизма не бывает взаимной, дружба — надёжной. Стремление обрести «родственную душу», как правило, обречено на неудачу. Счастье и покой невозможны. Остаются страдания и героическая смерть — но не смирение.
- Запишем основные признаки романтизма:
1. внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека;
2. герой – одиночка, которого не понимает большинство других людей;
3. культ чувств, природы и естественного состояния человека и отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности;
4. существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между ними существует непоправимое несоответствие;
5. развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
Основные жанры романтизма: фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, баллада, исторический роман, новелла, романтическая сказка.
- Как я уже сказала выше, самым выдающимся представителем русского романтизма был Михаил Юрьевич Лермонтов. О нем мы сейчас и поговорим. Дома вы должны были познакомиться с его биографией.
- Даты жизни? - 3 (15) октября 1814 - 15 (27) июля 1841
- Какие отношения царили в семье? – Рано умерла мать, бабушка забрала от отца и воспитывала одна (Арсеньева в имении Тарханы Пензенской губернии).
- Связь с Кавказом? – 1818, 1820, 1825 г. – детские поездки, 1837 и 1840 г. – ссылки.
- Личная жизнь? – 1830 нравственно-политическое отделение Московского университета - первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (лирический «цикл» 1830 "К Сушковой", "Нищий", "Стансы"). Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.
- Военная служба? - Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834 (несколько раз был в списках награжденных, Николай 1 вычеркивал).
- Вхождение в литературу? - К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная поэма "Хаджи Абрек" резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина.
- Ссылки поэта? - Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк.
- Конец жизни? - В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов — прямо в грудь поэту.
- Итак, совсем молодым Лермонтов погибает. Кто знает, сколько еще гениальных произведений написал бы он, прожив до старости. Сегодня мы знакомимся с одним из известнейших его произведений – поэмой «Мцыри».
- Для начала вспомним, что такое поэма? Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя.
История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту ссылки, проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Бэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности песне о тигре и юноше.
Поэма была написана в 1839 году и опубликована (с цензурными пропусками) в 1840 году. Вначале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Но название «Мцыри» лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек.
- Т.е.еще не читая произведение, мы уже понимаем что? – что это история об одиноком человеке.
- Вспомним, что такое композиция? – построение, структура. Какова же структура поэмы? - Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.
- Как вы думаете, почему поэма написана в форме исповеди, что такое исповедь? - Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть его внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» — обращается он к монаху), (покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов).
Прочитаем отрывок, 3 главка:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».
- Что за страсть владела душой Мцыри? - Он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями.
- Давайте прочитаем главку 6:
«Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года -
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...»
- Итак, юноша рассказывает о том, что он увидел на воле. Для чего, как вы думаете? Какой прием использует автор? Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
- Итак, почему же Мцыри не хотел оставаться в монастыре? - отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой».
- Что значит свобода для Мцыри? – смысл жизни, сама жизнь.
- Где оказывается Мцыри, вырвавшись из монастыря? – его окружает природа. (гл. 8)
- Какой предстает перед нами природа? Всегда ли она союзник Мцыри? (гл. 15)
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой...
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал... Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил - клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
- И вот – главная опасность на пути Мцыри – барс. Читаем эпизод битвы с барсом (гл.16):
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость -
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови... да, рука судьбы
Меня вела иным путем...
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! ..
- Чем является эпизод боя с барсом в композиционной структуре поэмы? – кульминацией. Почему? Кем был барс для Мцыри? - враг, равный по смелости, быстроте решений, единственный и последний в этом мире странствий, чьи смертельные объятья он сравнивает с дружескими.
- Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? - упоение честной борьбой, полное слияние с природой, радость, торжество победы.
- Что потрясло Мцыри после окончания битвы? – возвращение к монастырю-тюрьме:
Я сел и вслушиваться стал;
Но смолк он вместе с ветерком.
И кинул взоры я кругом:
Тот край, казалось, мне знаком.
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал,
И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор! ..
- Почему умирал Мцыри?
- Так какова же тема произведения? - судьба романтического героя — сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу.
- А идея? - заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
- Мцыри – романтический герой? Докажите.
- Докажите, что эта поэма – романтическое произведение. – исключительный герой в исключительных обстоятельствах: романтическое название, романтическое место, романтический пейзаж, романтический язык, романтический конфликт, романтическое «двоемирие», романтический герой.
ДЗ – наизусть отрывок из поэмы – битва с барсом («Промчались искры... и потом….Как в битве следует бойцу»); читать комедию Гоголя «Ревизор»