kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по поэме М.Ю.Лермонтова дает возможность повторить и обобщить теоретические сведения о художественных направлениях, а также проанализировать произведение, активно пользуясь текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение"»

М.Ю.Лермонтов. Романтизм. «Мцыри»



- Сегодня мы приступаем с вами к изучению еще одного художественного метода – романтизма. Давайте вспомним художественные методы, или направления, с которыми мы уже знакомы? – Классицизм, сентиментализм, реализм. Дайте им определения.

- Романтизм возник в конце 18 века, в Германии в литературно-философских кругах «йенской школы», самые известные представители направления – братья Гримм, Гофман, Гейне.

В Англии самым ярким представителем романтизма стал Байрон. Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления «байронизм» (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

В России же романтизм получил развитие после Отечественной войны 1812 из-за отказа Александра I от либерализации общественной жизни. Это послужило толчком к появлению произведений, рисующих сильные характеры, бурные страсти, конфликты. Черты романтизма проявляются в творчестве Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведения Лермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

Так что такое романтизм? Романтизм - это направление в литературе и искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, утверждавшее национальное и индивидуальное своеобразие, изображавшее идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Проще, однако, запомнить следующее определение – это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

Герой в литературе романтизма — человек исключительный, противостоящий толпе. Он одинок, отчуждён от людей, которые не понимают его, далеки от него. Романтические чувства в нём сильны и трагичны. Он свободолюбив, но идеал вольности не приводит романтиков к проповеди своеволия и произвола. Любовь в произведениях романтизма не бывает взаимной, дружба — надёжной. Стремление обрести «родственную душу», как правило, обречено на неудачу. Счастье и покой невозможны. Остаются страдания и героическая смертьно не смирение.

- Запишем основные признаки романтизма:

1. внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека;

2. герой – одиночка, которого не понимает большинство других людей;

3. культ чувств, природы и естественного состояния человека и отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности;

4. существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между ними существует непоправимое несоответствие;

5. развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

Основные жанры романтизма: фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, баллада, исторический роман, новелла, романтическая сказка.

- Как я уже сказала выше, самым выдающимся представителем русского романтизма был Михаил Юрьевич Лермонтов. О нем мы сейчас и поговорим. Дома вы должны были познакомиться с его биографией.

- Даты жизни? - 3 (15) октября 1814 - 15 (27) июля 1841

- Какие отношения царили в семье? – Рано умерла мать, бабушка забрала от отца и воспитывала одна (Арсеньева в имении Тарханы Пензенской губернии).

- Связь с Кавказом? – 1818, 1820, 1825 г. – детские поездки, 1837 и 1840 г. – ссылки.

- Личная жизнь? – 1830 нравственно-политическое отделение Московского университета - первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (лирический «цикл» 1830 "К Сушковой", "Нищий", "Стансы"). Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.

- Военная служба? - Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834 (несколько раз был в списках награжденных, Николай 1 вычеркивал).

- Вхождение в литературу? - К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная поэма "Хаджи Абрек" резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина.

- Ссылки поэта? - Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк.

- Конец жизни? - В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов — прямо в грудь поэту.

- Итак, совсем молодым Лермонтов погибает. Кто знает, сколько еще гениальных произведений написал бы он, прожив до старости. Сегодня мы знакомимся с одним из известнейших его произведений – поэмой «Мцыри».

- Для начала вспомним, что такое поэма? Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя.

История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту ссылки, проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Бэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности песне о тигре и юноше.

Поэма была написана в 1839 году и опубликована (с цензурными пропусками) в 1840 году. Вначале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Но название «Мцыри» лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек.

- Т.е.еще не читая произведение, мы уже понимаем что? – что это история об одиноком человеке.

- Вспомним, что такое композиция? – построение, структура. Какова же структура поэмы? - Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

- Как вы думаете, почему поэма написана в форме исповеди, что такое исповедь? - Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть его внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» — обращается он к монаху), (покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов).

Прочитаем отрывок, 3 главка:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю».

- Что за страсть владела душой Мцыри? - Он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями.

- Давайте прочитаем главку 6:

«Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года -

Им не сойтиться никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней...»

- Итак, юноша рассказывает о том, что он увидел на воле. Для чего, как вы думаете? Какой прием использует автор? Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

- Итак, почему же Мцыри не хотел оставаться в монастыре? - отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой».

- Что значит свобода для Мцыри? – смысл жизни, сама жизнь.

- Где оказывается Мцыри, вырвавшись из монастыря? – его окружает природа. (гл. 8)

- Какой предстает перед нами природа? Всегда ли она союзник Мцыри? (гл. 15)

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

Но, верь мне, помощи людской

Я не желал... Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил - клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

- И вот – главная опасность на пути Мцыри – барс. Читаем эпизод битвы с барсом (гл.16):

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя, навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость -

Могучий барс. Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови... да, рука судьбы

Меня вела иным путем...

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я - и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз...

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно - и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу! ..

- Чем является эпизод боя с барсом в композиционной структуре поэмы? – кульминацией. Почему? Кем был барс для Мцыри? - враг, равный по смелости, быстроте решений, единственный и последний в этом мире странствий, чьи смертельные объятья он сравнивает с дружескими.

- Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? - упоение честной борьбой, полное слияние с природой, радость, торжество победы.

- Что потрясло Мцыри после окончания битвы? – возвращение к монастырю-тюрьме:

Я сел и вслушиваться стал;

Но смолк он вместе с ветерком.

И кинул взоры я кругом:

Тот край, казалось, мне знаком.

И страшно было мне, понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей;

Что бесполезно столько дней

Я тайный замысел ласкал,

Терпел, томился и страдал,

И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,

Едва взглянув на божий свет,

При звучном ропоте дубрав

Блаженство вольности познав,

Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой,

Надежд обманутых укор

И вашей жалости позор! ..

- Почему умирал Мцыри?

- Так какова же тема произведения? - судьба романтического героя — сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу.

- А идея? - заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

- Мцыри – романтический герой? Докажите.

- Докажите, что эта поэма – романтическое произведение. – исключительный герой в исключительных обстоятельствах: романтическое название, романтическое место, романтический пейзаж, романтический язык, романтический конфликт, романтическое «двоемирие», романтический герой.



ДЗ – наизусть отрывок из поэмы – битва с барсом («Промчались искры... и потом….Как в битве следует бойцу»); читать комедию Гоголя «Ревизор»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы ""Мцыри" - романтическое произведение"

Автор: Шаталова Марина Алексеевна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Образ Мцыри. "
    ["seo_title"] => string(42) "poema-m-iu-liermontova-mtsyri-obraz-mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "144554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418744938"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по литературе в 8 классе "Мцыри" М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_v_8_klassie_mtsyri_m_iu_liermontova_kak_romantic"
    ["file_id"] => string(6) "361960"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479920593"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-po-tiemie-poema-mtsyri-ieie-epighraf-i-siuzhiet-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423130767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства