kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 8

Номер урока: № 41

Дата проведения: 6.02.2015

Тема урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

Цели урока:

Образовательная:Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.Ознакомить с историей создания произведения.

Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.Ввести в общую проблематику повести.

 Развивающая:

Развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: частично- поисковый, объяснительно иллюстративный

Приемы урока: работа по учебнику

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, портрета. А С. Пушкина, иллюстрации  к  произведению

 

Ход урока:

I Организационный момент.

1 Психологический настрой класса.

Здравствуйте, ребята ! Я рада вас видеть. Желаю вам на уроке  хорошего настроения и  отличных  оценок.

2. Сообщение темы и целей урока.

3.Оформление записей в тетради.

  1. Повторение  домашнего  задания.

Работа  по  вопросам  учителя.

что такое романтизм и в чем заключаются его особенности как литературного направления Какие романтические произведения вы читали

Назовите признаки романтизма в произведениях русских писателей Какими чертами характера наделен романтический герой?

Перечислите особенности романтических произведений

 

Вывод:  романтизм как направление развития культуры проявил большой интерес к личности, ее переживаниям и восприятию действительности. Для романтизма характерно противопоставление героя окружающему миру. Романтический герой – это сильная, яркая личность, не вписывающаяся в тесные рамки обыденности, устоявшихся традиций и обычаев. Бунтарская позиция тесно связана с одиночеством Наряду с культом индивидуализма писатели-романтики использовали образы неукрощенной стихии, в чем-то сходной с мятущейся душой романтического героя. Еще одной особенностью романтических произведений является особый фон, на котором разворачивается  действие. 

 

Обратимся к поэме Байрона «Корсар».

 

 Есть ли в ней те черты, которые присущи романтическим произведениям? (Учащиеся работают по тексту, приводят доказательства, перечисляют признаки романтизма, делают вывод.

 

Вывод записывается в рабочую тетрадь

Конфликт героя с обществом  Экзотический фон  Незаурядность личности героя  В поэме много недосказанного

 

Таким образом, мы выяснили, что писатели-романтики обращали пристальное внимание на личность героя.

 -  Что же представляет собой романтический герой Байрона?

- Кто такие были корсары?

 

(Корсары – это морские разбойники, которые нападали на корабли с целью грабежа. Порой корсары совершали набеги и на населенные пункты, расположенные на морских побережьях. «Расцвет» пиратства пришелся на 17-18 века. Помимо пиратов, действовавших самостоятельно, были и так называемые каперы, которые действовали с санкции своей страны, нападая на корабли военного противника. Деятельность пиратов ,нередко сопровождавшаяся особой жестокостью, дала богатую пищу для творческой фантазии писателей.

 

Работа в группах. (2 группы)

1 группа – указывает на отрицательные качества и поступки героя. - морской разбойник, занят опасной противозаконной деятельностью - так как автор говорит о конфликте героя с обществом, то у нас нет оснований полагать, что Конрад  мог быть капером. - с правовой точки зрения  он попадает в тюрьму вполне оправданно. - приносит несчастье обеим девушкам. Медора умирает от тоски, получив роковое известие. Гюльнар из-за внезапно вспыхнувшей любви к Конраду становится преступницей.

 

  1. группа – возражает и указывает на достоинства Конрада. - он не стремится к пьяному разгулу в компании однодневных подружек - он верен своей любимой - ведет себя по-рыцарски, спасает Гюльнар, рискуя жизнью. - обладает обаянием. Обе женщины, которые его полюбили, сами выбрали свою судьбу.

 

 Вывод:   Конрад – личность противоречивая, не может быть оценена однозначна.  Образ Гюльнар, как и образ самого Конрада, выдержан в романтической традиции, у неё сильный, решительный характер. Она тяжело переживет участь рабыни, отчаяние и любовь толкают её на убийство.                                                 

 

 Байрон оставил читателю простор для проявления фантазии, внезапно оборвав нить повествования. Это связано с тем, что писатели-романтики видели свою задачу в изображении незаурядной личности, нетривиальной судьбы. Открытый финал лишь усиливает впечатление  от образа Конрада и поэтического узора поэмы.

В его облике нет внешнего величия («он худощав, и ростом — не гигант»), но он способен подчинить себе любого, а его взгляд «сжигает огнем» того, кто осмелится по глазам прочесть тайну души Конрада. Но «по взору вверх, по дрожи рук, <...> по трепету, по вздохам без конца, по неуверенным шагам» можно догадаться, что покой души неизвестен ему

 

 

  1. Изучение  новой  темы  урока.

1. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.

– Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик.

Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны?

(Ответы учащихся: “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”).

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе для 8 класса »

Класс: 8

Номер урока: № 41

Дата проведения: 6.02.2015

Тема урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

Цели урока:

Образовательная: Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.Ознакомить с историей создания произведения.

Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.Ввести в общую проблематику повести.

Развивающая:

Развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: частично- поисковый, объяснительно иллюстративный

Приемы урока: работа по учебнику

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, портрета. А С. Пушкина, иллюстрации к произведению


Ход урока:

I Организационный момент.

1 Психологический настрой класса.

Здравствуйте, ребята ! Я рада вас видеть. Желаю вам на уроке хорошего настроения и отличных оценок.

2. Сообщение темы и целей урока.

3.Оформление записей в тетради.

II Повторение домашнего задания.

Работа по вопросам учителя.

что такое романтизм и в чем заключаются его особенности как литературного направления Какие романтические произведения вы читали

Назовите признаки романтизма в произведениях русских писателей Какими чертами характера наделен романтический герой?

Перечислите особенности романтических произведений


Вывод:  романтизм как направление развития культуры проявил большой интерес к личности, ее переживаниям и восприятию действительности. Для романтизма характерно противопоставление героя окружающему миру. Романтический герой – это сильная, яркая личность, не вписывающаяся в тесные рамки обыденности, устоявшихся традиций и обычаев. Бунтарская позиция тесно связана с одиночеством Наряду с культом индивидуализма писатели-романтики использовали образы неукрощенной стихии, в чем-то сходной с мятущейся душой романтического героя. Еще одной особенностью романтических произведений является особый фон, на котором разворачивается  действие. 


Обратимся к поэме Байрона «Корсар».


Есть ли в ней те черты, которые присущи романтическим произведениям? (Учащиеся работают по тексту, приводят доказательства, перечисляют признаки романтизма, делают вывод.


Вывод записывается в рабочую тетрадь

Конфликт героя с обществом  Экзотический фон  Незаурядность личности героя  В поэме много недосказанного


Таким образом, мы выяснили, что писатели-романтики обращали пристальное внимание на личность героя.

-  Что же представляет собой романтический герой Байрона?

- Кто такие были корсары?

(Корсары – это морские разбойники, которые нападали на корабли с целью грабежа. Порой корсары совершали набеги и на населенные пункты, расположенные на морских побережьях. «Расцвет» пиратства пришелся на 17-18 века. Помимо пиратов, действовавших самостоятельно, были и так называемые каперы, которые действовали с санкции своей страны, нападая на корабли военного противника. Деятельность пиратов ,нередко сопровождавшаяся особой жестокостью, дала богатую пищу для творческой фантазии писателей.


Работа в группах. (2 группы)

1 группа – указывает на отрицательные качества и поступки героя. - морской разбойник, занят опасной противозаконной деятельностью - так как автор говорит о конфликте героя с обществом, то у нас нет оснований полагать, что Конрад  мог быть капером. - с правовой точки зрения  он попадает в тюрьму вполне оправданно. - приносит несчастье обеим девушкам. Медора умирает от тоски, получив роковое известие. Гюльнар из-за внезапно вспыхнувшей любви к Конраду становится преступницей.


  1. группа – возражает и указывает на достоинства Конрада. - он не стремится к пьяному разгулу в компании однодневных подружек - он верен своей любимой - ведет себя по-рыцарски, спасает Гюльнар, рискуя жизнью. - обладает обаянием. Обе женщины, которые его полюбили, сами выбрали свою судьбу.


Вывод:   Конрад – личность противоречивая, не может быть оценена однозначна.  Образ Гюльнар, как и образ самого Конрада, выдержан в романтической традиции, у неё сильный, решительный характер. Она тяжело переживет участь рабыни, отчаяние и любовь толкают её на убийство.                                                 


Байрон оставил читателю простор для проявления фантазии, внезапно оборвав нить повествования. Это связано с тем, что писатели-романтики видели свою задачу в изображении незаурядной личности, нетривиальной судьбы. Открытый финал лишь усиливает впечатление  от образа Конрада и поэтического узора поэмы.

В его облике нет внешнего величия («он худощав, и ростом — не гигант»), но он способен подчинить себе любого, а его взгляд «сжигает огнем» того, кто осмелится по глазам прочесть тайну души Конрада. Но «по взору вверх, по дрожи рук, по трепету, по вздохам без конца, по неуверенным шагам» можно догадаться, что покой души неизвестен ему



III Изучение новой темы урока.

1. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.

– Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик.

Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны?

(Ответы учащихся: “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”).

– Многим из вас запомнился “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”, его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное – о его романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и повесть, над которой нам вместе предстоит поразмышлять, - “Капитанская дочка”.

Вопрос: Похож ли ее герой и сюжет на роман о Владимире Дубровском?

(Ответы учащихся: Оба произведения основаны на любовной интриге, в обоих повествование о любви главных героев сопряжено с изображением крестьянского выступления, и в том и в другом показаны дворянские усадьбы, их быт, нравы, семейные уклады. Но есть и различия: Петр Гринев внешне совсем не похож на блистательного гвардейского офицера Дубровского, Маша Миронова сходна с Машей Троекуровой, пожалуй, только именем, да и финалы любовных историй разные; в описании семей Гриневых и Мироновых нет ничего похожего на троекуровские порядки; но главное различие – в “Капитанской дочке” изображено крупнейшее восстание крестьян под предводительством Пугачева, а в “Дубровском” - недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедливости со стороны Троекурова).

– Вы правильно назвали основные сходства и различия, хотя можно найти и другие. Но вот что интересно. Эти произведения написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу “Дубровского”, на которой работа остановилась (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.

Что же заставило писателя изменить свои планы?

Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена “Капитанская дочка” и которых нет в “Дубровском”?

Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России.

Вопрос: Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете?

(Ответы учащихся: “Борис Годунов”, “Полтава”, “Медный всадник”).

– Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского бунта”.

Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.

IV. Выступления участников группы по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями.

Сообщение ученика 1.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того

18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения” (А.С. Пушкин “Об истории Пугачевского бунта””).

Сообщение ученика 2.

А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833 г.).

Вопрос: Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях?

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.

– Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян. И простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”.

Сообщение ученика 3.

Осенью 1833г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду “…мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева…Одна старуха…много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить”



Вопрос: А какие характеристики даны были Пугачёву современниками Пушкина?

“Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек, какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце. (Один из современников Пушкина, историк).

– Но и писатели конца 18 – начала 19 веков были вполне едины в негативной трактовке образа Пугачёва. Убедите в этом примерами.

Сообщение ученика 4.

Один из самых ярких писателей второй половины 18 века А.П. Сумароков называл Пугачёва “варваром”, “псом бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и клятвопреступником.

В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал:

Убийца сей, разив, тираня благородных,
Колико погубил отцов и матерей!
В замужество дает за ратников негодных
Почтенных дочерей.

Вопрос: Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках – народной и дворянской – Пугачёва занимает пушкинская точка зрения?!

(Ответы учащихся: Конечно, у Пушкина Пугачёв больше похож на героя из народной песни).

Сообщение ученика 5.

Вы говорите, основываясь на прочитанном произведении. Но не спешите с выводами.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачёве. И ещё не раз обратимся к его страницам. На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович” (“Замечания о бунте”).

– Опять что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.

Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

На все эти вопросы мы постараемся ответить, читая “Капитанскую дочку” вместе.

Мы знаем, что до “Капитанской дочки” был написан ещё и “Дубровский”, и решили, что работа над ним остановилась потому, что Пушкина увлёк исторический материал. Однако, сравнивая эти два произведения, вы отметили, что и в “Дубровском” есть тема крестьянского протеста: отряд недовольных крестьян возглавляет обиженный Троекуровым дворянин Дубровский. И это не случайно. Пушкин считал, что борьба за свободу может связывать народ и старинное дворянство, к которому принадлежал и он сам. Вот почему в этом произведении дворянин Дубровский оказывается предводителем крестьянского отряда. Но, уже работая над повестью, Пушкин стал сомневаться в реальности такого сюжета и решил проверить свои идеи на подлинном историческом материале.

Так началась работа над “Капитанской дочкой”. Интересно, что первоначальный замысел этой повести был похож на замысел “Дубровского”: в центре его должна быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: “Весь чёрный народ был за Пугачёва. … Однако дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны”, – писал он в “Замечаниях о бунте”, которые должен был передать Николаю I.

Вот таким образом в центре “Капитанской дочки” оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачёва (хотя такой персонаж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Пётр Гринёв, верный долгу и присяге, сумевший в “жестокий век” сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.

И всё же как главное мы отметили другое различие – в “Дубровском” рассказ о крестьянском выступлении отодвигается на второй план, а в центре внимания оказывается история взаимоотношений Маши и Владимира. В “Капитанской дочке” эти сюжетные линии тесно переплетаются.

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем. Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.

Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести. В произведении ставятся проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность. Честь и достоинство.

Вопрос: Как вы считаете, важна ли эта проблема в наше время?

Ответы учащихся.

– Конечно же, проблемы не потеряли своей актуальности. Более того, 21 век заставил всех ещё серьёзнее над ними задуматься. Может быть, это одна из причин того, что и сейчас мы читаем “ Капитанскую дочку” с не меньшим интересом, чем наши предшественники. Всем известна фраза из этого произведения: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

Казалось бы, всё в ней понятно, но не случайно до сих пор учёные и просто читатели продолжают споры: кому принадлежат эти слова – Пушкину или Гринёву, от лица которого ведётся рассказ? Какой смысл сам Пушкин вкладывал в эту фразу? Что мы, живущие в стране, не раз пережившей такой бунт, можем ответить автору повести?

IV. Беседа по вопросам на восприятие произведения.

  • Какие эпизоды, страницы, картины показались неожиданными и особенно волнующими?

  • Как читалась “Капитанская дочка”?

  • Какого героя ожидали каждый раз с нетерпением?

  • Словесное рисование понравившегося эпизода.

V. Тестовая работа.

 А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Уровень 1

 1 Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

     А. В начале 18 века

     Б. В середине 18 века

     В. В начале 19 века

     Г. В конце 18 века..

2. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

     А. Оренбургская губерния

     Б. С – Петербург

     В. Белогорская крепость

     Г. Москва

3. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей повести.

     Василиса                                     Андреевич

     Мария                                         Кузьмич

     Иван                                            Егоровна

     Петр                                            Ивановна

     Алексей                                       Игнатьевич

                                                          Иванович

4. Отметить воинское звание Гринева.

      А. Корнет

      Б. Прапорщик

      В. Поручик

      Г. Рядовой

.5 Отметить верные суждения.

      А. В центре повести «Капитанская дочка» — судьба героев в трагическое время Пугачевского бунта.

      Б. В центре повести «Капитанская дочка» — история жизни Петра Гринева

6. Повесть «Капитанская дочка» написана в форме:

      А. Рассказа Петра Гринева автору

      Б. Мемуаров Петра Гринева

      В. Рассказа Марьи Ивановны

7. Записать эпиграф к повести и отметить его роль.

      А. Эпиграф раскрывает идею повести

      Б. Эпиграф отражает авторскую позицию

      В. Эпиграф раскрывает содержание повести

      Г. Эпиграф служит для раскрытия характера героев

8. Отметить верные суждения

      А. «Капитанская дочка» — историческая повесть

      Б. «Капитанская дочка» — мемуары

      В. «Капитанская дочка» — историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

 

Уровень 2

 

9.Отметить, в каких эпизодах проявляется зеркальность композиции повести.

      А. Портреты Пугачева и Екатерины 2

      Б. Письмо Гринева отцу и его ответ

      В. Сцена пытки башкирца – сцена казни в Белогорской крепости

      Г. Отношение к Гриневу Пугачева и милость Екатерины 2

10. Отметить приоритет появления темы русского бунта в повестях.

      А. «Капитанская дочка»

      Б. «Дубровский»

11. Отметить вставные элементы в повести.

      А. Сон Гринева.

      Б. Встреча Гринева и Пугачева в степи

      В. Стихи Гринева.

      Г. Допрос башкирца

      Д. Сказка старой калмычки.

12. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

      А. Пугачев – Гринев

      Б. Гринев – Швабрин

      В. Екатерина – Маша Миронова

13. Отметить верное суждение.

      А. История Маши Мироновой действительно произошла в 18 веке.

      Б. История Гринева и Маши Мироновой – плод авторской фантазии

      В. Встреча Пугачева с Гриневым была на самом деле.

14. Отметить, характеры каких персонажей удалось раскрыть А.С. Пуушкину

       А. Екатерины 2

       Б. Гринева

       В. Маши Мироновой

       Г. Капитана Миронова

       Д. Швабрина

       Е. Савельича

15. Отметить элементы повести, в которых появляются фольклорные мотивы.

       А. Эпиграфы

       Б. Речь Гринева и Маши Мироновой

       В. Речь Пугачева

       Г. Вставные элементы

       Д. Сюжет

16. Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачевым.

       Трусость

       Страх

       Честность                                                 Гринев

       Коварство

       Презрение

       Уважение                                                 Швабрин

       Необходимость

       Честь

17. А.С. Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачевского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачева. Объяснить, что изменилось бы в повести, войди туда описания злодеяний Пугачева и его войска.

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

  • Перечитайте главы 1-5 повести “Капитанская дочка”

  • Нарисуйте словесные иллюстрации к понравившимся эпизодам.

  • Составьте цитатный план на тему “От Гринёва-недоросля до Гринёва-жениха”.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению исследований.

  • Сообщения уч-ся по теме исследования: “Что позволило Пушкину поставить рядом Гринева и Пугачева?”.

VIII Выставление оценок с комментированием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по литературе для 8 класса

Автор: Нурмагамбетова Бахытгуль Тимирхановна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок литературы 8 класс "Русский 18 век в литературе последующих столетий" "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-litieratury-8-klass-russkii-18-viek-v-litieraturie-poslieduiushchikh-stolietii"
    ["file_id"] => string(6) "191458"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427305596"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "дополнительные задания для уроков  литературы для учащихся старших классов ( из опыта работы учителя ) "
    ["seo_title"] => string(114) "dopolnitiel-nyie-zadaniia-dlia-urokov-litieratury-dlia-uchashchikhsia-starshikh-klassov-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "110625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406310866"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Среднесрочное планирование серии последовательных уроков литературы для 9 класса I четверть Тема: А.С. Пушкин "
    ["seo_title"] => string(122) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-litieratury-dlia-9-klassa-i-chietviert-tiema-a-s-pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "244658"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445969005"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок литературы для 7 класса по рассказу Е. Носова "Живое пламя""
    ["seo_title"] => string(64) "urok_literatury_dlia_7_klassa_po_rasskazu_e_nosova_zhivoe_plamia"
    ["file_id"] => string(6) "605422"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1650565316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства