kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы 8 класс "Русский 18 век в литературе последующих столетий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы 8 класс Русский 18 век в литературе последующих столетий Цель: помочь обучающимся сформировать представления о культуре России 18 века, его значении для последующих столетий, воспитывать нравственные качества личности обучающихся на примере неповторимых образов 18 в., развивать коммуникативные, познавательные УУД, подготовиться к написанию сочинения в жанре эссе. Задачи: обобщение знаний о культуре России 18 века, подготовка к изучению произведений А.С. Пушкина, основанных на событиях 18 века. Ресурсы: УМК «Литература. 8 класс» под ред. А.В.Гулина, А. Н. Романовой, М, издательство «Русское слово», 2013 год. Мультимедийная презентация «Эпоха Петра I», «Век Просвещения, век Екатерины».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 8 класс "Русский 18 век в литературе последующих столетий" »

Урок литературы 8 класс

Русский 18 век в литературе последующих столетий


Цель: помочь обучающимся сформировать представления о культуре России 18 века, его значении для последующих столетий, воспитывать нравственные качества личности обучающихся на примере неповторимых образов 18 в., развивать коммуникативные, познавательные УУД, подготовиться к написанию сочинения в жанре эссе.


Задачи: обобщение знаний о культуре России 18 века, подготовка к изучению произведений А.С. Пушкина, основанных на событиях 18 века.


Ресурсы: УМК «Литература. 8 класс» под ред. А.В.Гулина, А. Н. Романовой, М, издательство «Русское слово», 2013 год. Мультимедийная презентация «Эпоха Петра I», «Век Просвещения, век Екатерины».


Ход урока


  • Мотивация.

На доске записан эпиграф:

Что за эпоха для художника...

на что ни взглянешь, все задача, загадка,

разгадка которой только возможна поэзией.

Весь узел русской жизни сидит здесь.

Л.Н. Толстой


  • О какой эпохе идет речь? (18 век)

  • Сделаем вывод о теме сегодняшнего урока. Посмотрите, как она сформулирована в учебнике на с. 3. ( ученики делают записи в тетради темы и эпиграфа урока).

2. Актуализация.

  • Выделите ключевые слова в высказывании Толстого.

  • Почему 18 столетию уделено столько внимания, как никакой другой эпохе? (коренные изменения в результате реформ Петра, развитие искусства, науки, яркие исторические личности).

  • Что можно сказать о развитии литературы в эту эпоху?

(задания на соответствие на карточках)


  • Как вы думаете, зачем мы вновь обращаемся к этому времени? (чтобы понять, как оно повлияло на русскую литературу в дальнейшем, чтобы легче понять произведения, написанные об этом времени, чтобы подготовиться к сочинению).

3. Обучающиеся формулируют задачи урока: обратимся к истории, чтобы вспомнить особенности 18 века, исторические личности, повлиявшие на историю России 18 в, особенности сочинения в жанре эссе.


  • Включение в систему знаний и повторение.

Составим Кластер:

Петр I, Ломоносов, Державин, Фонвизин, Расстрелли, Левицкий, Боровиковский, Зимний дворец, Петербург, Адмиралтейство, первый университет, Академия художеств, театр, флот, войны, бунты, Елизаветинский Золотой век, Екатерина II, Крым, эпоха Просвещения, классицизм...

-Поменяйтесь тетрадями, отметьте сходные понятия. Зачитайте, выделите 3 важнейших.

Петр I, Ломоносов, Екатерина II.

Обратимся к учебнику с.6-10 24 28 30-32: в каких произведениях нашла отражение личность первого русского императора?

Прочитайте выразительно одно из стихотворений.

Запишите в тетрадь название и автора понравившегося.

Сообщение ученика «Петровская эпоха».


М. В. Ломоносову были посвящены несколько уроков,

поэтому сейчас выпишите только цитаты,

помогающие нам понять его эпоху.








Есть еще один человек, один исторический деятель, к чьему имени принято было добавлять эпитет «Великая». Это Екатерина Вторая.

Познакомимся с презентацией, посвященной императрице, попробуйте ответить на вопрос, совпадает ли ваше представление о Екатерине с представленным в ней?

Презентация «Век Екатерины, век Просвещения».

Какие противоречия вы заметили? Вспомните, что говорил о русском веке Просвещения Н. Радищев?

Есть мнение, что без гения Петра не было бы у России и Пушкина.

Как связаны Пушкин и 18 век?

Презентация «Культура 18 века» .

Выразите свои впечатления, чувства, записав рядом со словосочетанием 18 век согласованные определения.

С другой стороны несогласованные определения, которые, по вашему мнению лучше всего характеризуют эту эпоху.

Согласованные

18 век

Несогласованные

Яркий

противоречивый

грандиозный

имперский

стремительный

жестокий

кровавый

просвещенный

екатерининский

ломоносовский

пугачевский

воинственный

блистательный

незабываемый

волнующий


Век Просвещения

классицизма

крепостничества

открытий

науки

путешествий

бунтов и войн

первых университетов и музеев, театра и журналов

градостроительства

век безумств и великих свершений

век Ушакова и Суворова


  • Разделимся на группы, чтобы выполнить следующее задание: 1-я группа найдите ответ на вопрос - в произведении какого писателя отражается грандиозность и великолепие 18 века? (Ломоносов, Державин)

2-я группа: в каких произведениях мы видим противоречивость и пороки 18 столетия? (Фонвизин, Радищев)

- Запишите высказывание того автора, чьи слова вы бы взяли эпиграфом для своего рассказа об этом времени?

Например, А.Н. Радищев: … Нет, ты не будешь незабвенно, столетие безумно и мудро...

Мощно, велико ты было, столетье!

Карамзин Н.М.: Век Просвещенья! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийства и разрушения — не узнаю тебя!

А.С.Пушкин: Припомните, о други, … чему свидетели мы были!

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

то Гордости багрила алтари...


-Попробуйте в синквейне отразить свои впечатления о 18 веке.

Например:

Век 18,

противоречивый, славный,

строил, взывал, просвещал.

« Россия молодая... мужала с гением Петра.

Окрепла Русь...»


5. Вспомним основные требования к сочинению жанра эссе (как чувствую, так и пишу):

* небольшой объем и конкретность темы;

* личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

* свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

* свободное использование лексического состава языка — от слов высокого стиля до разговорной лексики;

* атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;

  • раздумья и размышления;

  • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;

  • образная и афористичная речь;

  • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

6. Рефлексия: подумайте, кого из героев 18 века вы бы выбрали своим собеседником, кому хотели бы задать вопросы?

Стали ли загадки, отмеченные Л.Н. Толстым, немного яснее для вас благодаря уроку?


7. Выразите свои представления о 18 веке в сочинении-эссе «Мой 18 век»






Предмет: литература

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Тема: Русский 18 век в литературе последующих столетий. Подготовка к сочинению в жанре эссе.

Цель: помочь обучающимся обобщить знания и представления о культуре России 18 века, его значении для последующих столетий, воспитывать нравственные качества личности обучающихся на примере неповторимых образов 18 в., подготовиться к написанию сочинения в жанре эссе.

УУД

  • личностные: использование для достижение результатов различных источников информации, осознание себя частью великой истории России, присвоение нравственных идеалов русской культуры.

  • регулятивные: определять цели и задачи деятельности, планировать свою деятельность,

  • коммуникативные: умение работать в группе, слушать, строить речевые высказывания,

  • познавательные: систематизация и обобщение знаний о культуре 18 века, умение выделять главное, проводить аналогии, устанавливать связи, соотносить содержание произведений с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Планируемые результаты:

  • личностные: использование различных источников информации для решения коммуникативных задач, выделять личностно значимые, совершенствование духовно-нравственных качеств личности на примере художественных произведений русской культуры.

  • Метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для выражения собственной позиции, умение работать с различными источниками информации, анализировать, выражать свое мнение, организовывать самостоятельную деятельность.

  • Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой, оперировать такими терминами как Просвещение, классицизм, образ, идея, эссе. Подготовка и написание сочинения в жанре эссе.

Основные понятия: культура 18 века, эпоха Просвещения, классицизм,

Межпредметные связи: литература — МХК — русский язык — история.

Ресурсы: учебник «Литература. 8 класс.» под редакцией В.А. Гулина и А.Н. Романовой; М, издательство «Русское слово», 2013 год. Мультимедийная презентация «Эпоха Петра I», «Век Просвещения, век Екатерины».





Технологическая карта урока
Ф.И.О. Хмелевская Т.И.
Предмет: литература
Класс: 8 класс
Тип урока: комбинированный

Тема

Русский 18 век в литературе последующих столетий. Подготовка к сочинению в жанре эссе.

Цель

помочь обучающимся обобщить знания и представления о культуре России 18 века, его значении для последующих столетий, воспитывать нравственные качества личности обучающихся на примере неповторимых образов 18 в., подготовиться к написанию сочинения в жанре эссе.

Задачи

Задачи: обобщение знаний о культуре России 18 века, подготовка к изучению произведений А.С. Пушкина, основанных на событиях 18 века.

УУД

  • личностные: умение оценивать свой уровень знаний, использование для достижение результатов различных источников информации, осознание себя частью великой истории России, присвоение нравственных идеалов русской культуры.

  • регулятивные: определять цели и задачи деятельности, планировать свою деятельность,

  • коммуникативные: обучающиеся овладевают всеми видами речевой деятельности,умение работать в группе, слушать, строить речевые высказывания,

  • познавательные: систематизация и обобщение знаний о культуре 18 века, умение выделять главное, проводить аналогии, устанавливать связи, соотносить содержание произведений с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Планируемые результаты

Личностные: использование различных источников информации для решения коммуникативных задач, выделять личностно значимые, совершенствование духовно-нравственных качеств личности на примере художественных произведений русской культуры.

Метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для выражения собственной позиции, умение работать с различными источниками информации, анализировать, выражать свое мнение, организовывать самостоятельную деятельность.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой, оперировать такими терминами как Просвещение, классицизм, образ, идея, эссе. Подготовка и написание сочинения в жанре эссе.

Основные понятия

 культура 18 века, эпоха Просвещения, классицизм, образ

Межпредметные связи

 Русский язык-литература-МХК

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 учебник «Литература. 8 класс.» под редакцией В.А. Гулина и А.Н. Романовой; М, издательство «Русское слово», 2013 год. Мультимедийная презентация «Эпоха Петра I», «Век Просвещения, век Екатерины».

Формы деятельности

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

 Частично поисковый метод, метод презентаций











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы 8 класс "Русский 18 век в литературе последующих столетий"

Автор: Хмелевская Татьяна Ивановна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Роль женщины в современном мире. "
    ["seo_title"] => string(38) "rol-zhienshchiny-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "233541"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443121743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства