Просмотр содержимого документа
«Урок литературы для 7 класса по рассказу Е. Носова "Живое пламя"»
Конспект урока литературы для 7 класса по рассказу Е. Носова «Живое пламя»Цели урока: показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.Ход урока.1) Работа над понятием «ПАМЯТЬ». - Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде 1). Как вы понимаете эти слова? (Никто не забыт – ничто не забыто) - Что такое память? Попробуйте сформулировать лексическое значение этого слова (слайд 2). - Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? - Тема памяти – основная тема нашего урока. - Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения. - Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины. - О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю. Мой полк прошёл от Воронежа до Белграда. Когда мы в конце войны вместе с начальником штаба подсчитали, сколько прошло через наш полк людей, то сами себе не поверили. 22 тысячи! Вы спросите, куда они девались? А они на обелиске. Правда, многие остались позади полка по госпиталям и лазаретам. Но множество вот так – в чистом поле. Полк шёл на запад, а за нами – от села к селу, от города к городу цепочкой тянулись могилы – путь к нашей победе. За это время Носов своими руками подписал и отправил многие тысячи похоронных извещений. И где-то во всех уголках нашей земли, получали их и неслышно для нас захлёбывались горем тысячи овдовевших женщин и осиротевших детей». 2) Знакомство с жизнью и творчеством писателя (сообщение учащегося о Е. И. Носове).3) Беседа по рассказу. 1.Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле? (Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны 2. Расскажите об Ольге Петровне. (Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны)3. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. (Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись) 4. Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста. 5. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.) 6. Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.) 7. Почему рассказчик посеял маки? Выразительно прочитайте описание клумбы. 8. Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы? Каким цветам автор уделяет особое внимание? 9. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? (Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)
10. – Какие изобразительно– выразительные средства использует Носов в рассказе для раскрытия темы?
(Сравнение – маки сравниваются с другими " парижскими красавицами"– читаем со слов…"Клумба стала неузнаваемой…"; Эпитеты – обжигающая, озорная яркость; трепетно–ярким огнем; цветочная пестрота; Олицетворение – поднялись маки, раскачивались…)
11. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.
12. Как показана недолгая красота маков?
13. Читаем эпизод: " Издали маки походили …" и попытаемся выстроить цепочку из глаголов, которые помогут нам понять, какую роль Носов отводит этим цветам.
МАКИ то вспыхивали ––– наливались ––– стоит прикоснуться – опалят –––слепили –––буйно пламенели ––– осыпались ––– погасли.
Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называетсяградация.
(Маки цветут всего 3 дня, но с особой отдачей : ярко, незабываемо, что другие цветы– даже самые красивые– меркнут перед их цветением. Их цветение сравнивается с живым пламенем, даже используется автором особый глагол – пламенели).
14. – Что в этом отрывке вызывает грусть? Почему? (Когда отцветают маки, смерть Алексея).
15. – А что радует? (Процесс цветения, живое пламя; что человек принес пользу стране, оставил после себя хороший, яркий след– добрую память. Короткая жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита).
16. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?
17. Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?
18. О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?
(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)
19. Изменилось ли отношение героев к макам? С чем ассоциируется огонь в рассказе?
(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)
Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.
20. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?
(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)
21. Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?
(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)
(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)
22. Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?
4) Рассказ о летчиках, погибших во время войны.
Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…
В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.
Шамшурин Василий Григорьевич.
Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Матвеев Владимир Иванович.
Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.
Кайков Павел Александрович.
Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.
Гречишкин Василий Николаевич.
Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
5) Д-з: Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).
- Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Подготовьте небольшие рассказы о ваших родственниках.
6) Выводы по рассказу.
О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.
Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.
Стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».
Война прошла, минуло много лет, Из памяти стирая эти годы. Но не забудь, Россия, этих бед, О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле, Горят они в степных просторах, в поле И обжигают сердце всей стране, Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть О тех боях за жизнь и за свободу, О тех, кто смог себя не пощадить, Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле, И пламень тот горит не угасая, Он обжигает сердце всей стране, О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит, И слёзы скорби на глазах усталых, И память прошлого в душе земли горит, Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле, Как капли крови, да горячей крови. И обжигают сердце всей стране, Своим огнём до страшной нашей боли.
7) Заключительное слово учителя.
Прошло более 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить. Мчит дорога верста за верстой, Стонут ноги, колеса и траки. Вдоль дороги кресты и под каждым крестом Распускаются красные маки. А по небу плывут облака Непроглядной и серой стеною. И глядят облака на кресты свысока Поливая слезой неземною. Я смотрю на усталых ребят И в душе вспоминаю о Боге, И мечтаю о том, чтобы каждый солдат Красным маком не стал у дороги... Андрей Владимиров (Черников)
– Почему в таком маленьком произведении Носов так много описывает цветы и так мало – людей? Может, автор нам хочет показать лишь красоту этих растений, тем самым свести рассказ к теме природы?
(Отчасти и это тоже. Но больше всего автор хочет, чтобы читатель увидел и по– настоящему понял красоту жизни, ее истинную ценность. Ведь жизнь всего живого сродни жизни человека. Примером этого является описание жизни маков. Зачитываем.)
– Почему автор говорит о маках, а рассказ называет иначе – "Живое пламя"? (Это цветы– память; а еще в названии рассказа скрыто образное сравнение, через которое жизнь маков сравнивается с короткой жизнью Алексея, сына тети Оли.)
Приложение
Биография Е. Носова.
Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачёве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия.
Из-за войны он из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность. Перевязал верёвочкой свои учебники, недоделанные планеры на чердак спрятал и – пошёл. Думал, придёт – доделает. Он даже девчатам писем не писал: не успел завести…
Потом дороги войны, госпиталь. И словно новое рождение: «Такое теперь ощущение, словно я впервые появился на свет не в родильном доме, как положено, а в армейском госпитале. Вынырнул из хлороформа, будто из небытия, и, как младенец, смотрю на Божий мир. Ко всему нужно было привыкать заново». Участвовал в операции «Багратион», воевал в Польше. В боях под Книгсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове.
Школу Носов заканчивал уже после Победы. В гимнастёрке и солдатских сапогах, с пенсионным удостоверением инвалида войны. Он пришёл сразу в выпускной класс, непохожий на всех ученик.
Сам Носов рассказал об этом так: «В 1943 году, после освобождения Курска, пришёл мой черёд идти на войну. На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого. Или ты его, или, если промазал, он тебя. Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» всё-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.
К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу Носова принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались с ним – ведь он был старше их на целую войну.
С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником.
Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем.
Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».
Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями.
В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.
Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске. Там же открыт ему памятник.