kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе Духовный путь Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе "Духовный путь Лермонтова" был представлен на конкурс "Учитель года" в Ступинском районе Московской области, проведён в 9 классе и признан лучшим. Считаю,что духовная тематика в школе необходима, так как духовно-нравственное воспитание формирует Человека. Жизненный путь Лермонтова - путь духовных исканий - интересен и близок молодым людям,стоящим перед выбором. Этот урок, может быть, станет для них Уроком взросления, понимания необходимости ставить перед собой сложные вопросы: кто Я, зачем Я. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы»

Тезисы

1. Смысл изучения литературы в духовном самопознании, осознании нравственных ценностей. Человек: тело, душа, дух.

По дороге, идущей вниз, всегда легче идти. Путь воспитания в себе любви , любви к любому человеку, чрезвычайно труден, не каждому по плечу. Осилил ли его Лермонтов?


2. Духовный путь Лермонтова – метания между «ангелом» и «демоном». . Полярные противоречия лермонтовских созданий – отражение душевного состояния самого поэта.


3. Не следствие ли гордыни одиночество поэта, не сам ли он противопоставил себя людям? Именно гордость заставляет нас завидовать, осуждать, винить в своих неудачах других.


4. Молитвы и антимолитвы.


5. Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова. Но даже тёмные стороны творчества великого русского поэта могут послужить ко благу в трудном делании нашего собственного духовного развития, поскольку ясно дают нам понять ложность пути демонизма, опасность гордыни, противопоставления себя людям, Богу.

Вероятнее всего, душа поэта пребывала накануне духовного перерождения, хочется в это верить.



Просмотр содержимого документа
«УРОК на конкурс Тарханы»



Тема урока: «Духовный путь Лермонтова»

Цель урока: подвигнуть учащихся к осмыслению цели человеческой жизни, нравственной ответственности человека, вдумчивому чтению произведений М. Ю. Лермонтова.

Задачи. 1. Обучающая: обобщение темы «Творчество М. Ю. Лермонтова», выработка умения самостоятельно добывать нужную информацию.

2. Развивающая: углубление понятий: «идея произведения», «лирический герой», «авторский замысел».

3. Воспитывающая: формировать отношение к литературе как к «учебнику жизни».


ХОД УРОКА


1. Дорогие друзья! Очень хочется, чтобы сегодняшнее наше общение, прошло с пользой, а может быть, даже взаимно обогатило нас.

Мы собрались здесь на урок литературы, и я хочу начать его с вопроса: а зачем изучать литературу? Ибо, не зная цели, наш школьный корабль может уплыть совсем к другим берегам.

Сдать экзамен? Но ведь литература не наука, а искусство, искусство же обращается главным образом не к разуму, а к чему?

К чувствам, к душе, может быть даже к духу. А пробудившаяся душа всегда ищет ответ на вопрос: зачем она в этом мире? Помните, как об этом пишет перед дуэлью Печорин в своём дневнике?

«Верно, было мне назначение высокое…»

Давайте с этих высоких позиций окинем взглядом лирику Лермонтова и дерзнём разгадать тайну его души, проследить его духовный путь.

Итак, тема урока: «Духовный путь Лермонтова». (Слайд - тема). Прошу вас записать тему на верху чистого листа, разделённого пополам.

Я вижу на ваших столах сборники стихов Михаила Юрьевича Лермонтова, на наших уроках книга – главный герой. Я люблю вот эту книгу (показываю). Она помнит моих родителей, меня – школьницу, студентку. В ней поместилось почти всё, написанное Лермонтовым. Она издана в 1948 году в Ленинграде. Сорок восьмой год… Что это за время для нашей страны?

Прошло всего 3 года после окончания войны. Ещё товары распределяются по карточкам, а в послеблокадном Ленинграде издают сборник произведений Лермонтова. Почему?

Видимо, правительство понимало важность восстановления не только разрушенного хозяйства страны, но и душевного, духовного состояния человека, ибо не хлебом единым жив человек.

2. Давайте определимся в понятиях. Что есть человек? У любого из нас есть тело. (Пишу на доске внизу). Но исчерпывается ли этим человек? Прозвучали слова: «душа», «дух». (Пишу на доске в столбик выше). Это одно и то же?

Нет. Душевный человек и духовный человек – это разные понятия. Попробуйте дать определения.

Душа – внутренний психический мир человека, его сознание, мышление.

Дух? Философский словарь трактует его как идеальное сознание, высшую форму психической деятельности. (Доска сверху).

Духовный путь человека… Как вы это понимаете?

Путь к бесспорному осознанию духовных, нравственных ценностей.

Каких?

Вера, любовь, милосердие…

По дороге, идущей вниз, всегда легче идти. Путь воспитания в себе любви , любви к любому человеку, чрезвычайно труден, не каждому по плечу. Осилил ли его Лермонтов?

3. Путь…

Ваши ассоциации?

Дорога, дорога жизни… Вспоминается одно из последних стихотворений Лермонтова, где эти слова: «дорога», «путь» звучат в самом начале, в двух первых строках? Не припомните?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Поэзия Лермонтова приобретает поистине космическое звучание.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Это же взгляд на Землю из космоса. Пройдёт ещё более века, когда Гагарин первым из людей увидит из чёрной бездны космоса именно голубой шар нашей планеты. (Слайд – Земля из космоса). Откуда знал это Лермонтов?

4. Многое дано было этому человеку, а значит, многое и спросится. Вы заметили: он на дороге жизни один. Помните, мотив одиночества звучит почти в каждом стихотворении поэта?

Может быть, и на вашей памяти есть строки об одиночестве в стихах Лермонтова?

Он одинок, как «утёс-великан», как «на севере диком сосна», как одинок и несчастен его Печорин. Почему?

Знаете, меня как-то поразило наблюдение одного очень мудрого профессора-филолога. Он сравнил литературных героев 19 века западноевропейских и русских. Например, у Бальзака, Стендаля, даже у Дюма главный герой приезжает из провинции покорять столицу. Его цель – богатство, знатность. В нашей литературе наоборот. У Онегина, Печорина это всё уже есть: они богаты и знатны, молоды, здоровы и… глубоко несчастны. Почему? Чего же они ищут?

Чего жаждет душа лирического героя стихотворения Лермонтова «Парус»? (Слайд - парус ). Прочтите. (Ученики читают стихотворение).

Не символ ли это мятежной души поэта?

5. Когда Лермонтову было 17 лет, он написал стихотворение «Ангел». (Слайд - ангел). Прочитайте его.

Прочитайте строку или строки, в которых, по-вашему, заключена идея стихотворения. Душа поэта наполнена ангельскими звуками, хотя ей и трудно на земле.

Как вы думаете, какое стихотворение я сейчас попрошу вас прочитать? «Мой демон». (Слайд - демон). У вас на листках первая и последняя строфы. Как вы думаете, это стихотворение было написано раньше, позже, одновременно с предыдущим?

Примерно в это же время.

Ваш вывод?

Душа поэта мечется от ангела к демону, ищет свой путь.

6. Вы уже догадались, почему листок разделён на две части? Напишите название первого стихотворения в 1 часть, а «Мой демон» во вторую. Прошу вас название стихов, которые уже прозвучали или будут прочитаны, записывать в одну из частей, а может, и посередине…

Как вы думаете, что, какая черта характера заставляет поэта метаться между ангелом и демоном?

Та же черта, которая делает его одиноким, отталкивает от людей.

7. Незадолго до своей таинственной гибели поэт создал стихотворение, оно стало для него последним. Какое? Он назвал его так же, как когда-то Пушкин (слайд – портрет Пушкина), этим, по сути, заявив о себе как о преемнике Пушкина, (слайд – портрет Лермонтова).

«Пророк». Он как будто продолжает пушкинское стихотворение, но лермонтовского пророка гонят люди. За что? Прочитайте строфу, которая отвечает на этот вопрос. (Читают предпоследнюю строфу).

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился снами…»


Не следствие ли гордыни его одиночество, не сам ли он противопоставил себя людям? Именно гордость заставляет нас завидовать, осуждать, винить в своих неудачах других.


8.Может быть, поэтому даже некоторые стихи о любви полны «горечи и злости»:


Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор…


Быть может, мыслию небесной

И силой духа убеждён,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он? –

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец?

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец?

Я горд! – прости – люби другого…


Знаете, есть замечательные слова Апостола о любви: (слайд) «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла».


Сравните эти слова со строчками поэта.


Любовь, замешанная на таких претензиях, уже не любовь, а деспотический эгоизм.


9. А ведь есть у Лермонтова стихи совсем другого звучания, его знаменитая «Молитва». Это стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной. (Слайд – портрет Лопухиной). Стихи Лермонтова так совершенны, что для них не надо придумывать музыку, она как будто сама звучит в них. Романс. (Звукозапись).

Согласитесь, подобные строки рождаются не холодным рассудком, но душевным жаром того, кто знает, что такое сладость молитвы.

10. Но годом позже мы читаем у Лермонтова стихотворение, которое можно назвать антимолитвой. Найдите его.

«Благодарность». Прочитайте. К кому обращается поэт? К Богу. Именно Бога, а не себя он обвиняет в своих бедах.

Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне

Недолго я ещё благодарил.

Не эта ли просьба была исполнена у подножия Машука в июле 1841 года?

11. Полярные противоречия лермонтовских созданий – отражение душевного состояния самого поэта. Противоречивость внутренняя отразилась даже во внешнем облике его, в поведении. (Слайд. Портреты Лермонтова).

Вот без комментариев два отзыва Белинского:

«Я ни разу не слыхал от него ни одного дельного и умного слова. Он, кажется, нарочно щеголяет светской пустотою».

«Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и часто непосредственный вкус изящного».

Посмотрите на свои листы. Ваши выводы?

Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова. Но даже тёмные стороны творчества великого русского поэта могут послужить ко благу в трудном делании нашего собственного духовного развития, поскольку ясно дают нам понять ложность пути демонизма, опасность гордыни, противопоставления себя людям, Богу.

Вероятнее всего, душа поэта пребывала накануне духовного перерождения, хочется в это верить.

12. Вспомните начало нашего урока. Зачем изучать литературу?

Литература – искусство слова. Кто-то знает первые слова Библии : «В начале было слово». Слово способно творить, преобразовывать. Что?

Мир, душу, человека по «образу и подобию».

Я надеюсь, вы согласитесь теперь, что смысл изучения литературы именно в том, что она помогает нам понять себя, постичь смысл собственного существования, ответить на самые важные вопросы. Кто я? Зачем я? (Слайд с этими словами). Именно это и будет домашним заданием.



ЛИТЕРАТУРА

1. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения. Л., Художественная литература, 1946.

2. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., Христианская литература, 1996.

3. Влащенко В. «Из пламя и света рождённое слово». Опыт современной интерпретации творчества М. Ю. Лермонтова. Журнал «Литература №8/2005. Издательский дом «Первое сентября».

4. Духовная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова. Русская неделя. Интернет-ресурсы.

5. Соловьёв Вл. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994.

Просмотр содержимого документа
«стихи Лермонтова»

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!



























ПРОРОК

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.


Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.


Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу

Как птицы, даром божьей пищи;


Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.


Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:


"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился c нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!"
















К***

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку -

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал!


Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор…


Быть может, мыслию небесной

И силой духа убеждён,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он? –

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец?

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец?

Я горд! – прости – люби другого…




МОЛИТВА

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.


Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.


С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...



БЛАГОДАРНОСТЬ

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.















АНГЕЛ

По небу полуночи ангел летел,
     И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
     Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
     Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
     Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
     Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
     Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
     Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
     Ей скучные песни земли.







Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! -

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.



МОЙ ДЕМОН

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,

Сидит уныл и мрачен он. -
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые
И пену рек и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи
Безвестные слезам и сну.

К ничтожным хладным толкам света
Привык прислушиваться он,
Ему смешны слова привета
И всякий верящий смешон;
Он чужд любви и сожаленья,
Живет он пищею земной,
Глотает жадно дым сраженья
И пар от крови пролитой.

Родится ли страдалец новый,
Он беспокоит дух отца,
Он тут с насмешкою суровой
И с дикой важностью лица;
Когда же кто-нибудь нисходит
В могилу с трепетной душой,
Он час последний с ним проводит,
Но не утешен им больной.

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня
И ум мой озарять он станет
Лучем чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда



Просмотр содержимого презентации
«Духовный путь Лермонтова»

« Любовь долго терпит, милосердствует,  любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует, любовь не превозносится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»  Апостол Павел

« Любовь долго терпит, милосердствует,

любовь не завидует,

не гордится,

не бесчинствует,

любовь не превозносится,

не ищет своего,

не раздражается,

не мыслит зла…»

Апостол Павел

Кто Я? Зачем Я?

Кто Я?

Зачем Я?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы в 9 классе Духовный путь Лермонтова

Автор: Синюшкина Наталья Сергеевна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Урок литературы в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-litieratury-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "166450"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422962588"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через урок самопознание""
    ["seo_title"] => string(71) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_urok_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483981772"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание""
    ["seo_title"] => string(76) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_priedmiet_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484029551"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-formirovaniie-osnov-ghrazhdanskoi-idientichnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "122732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414333002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства