Тема урока: «Духовный путь Лермонтова»
Цель урока: подвигнуть учащихся к осмыслению цели человеческой жизни, нравственной ответственности человека, вдумчивому чтению произведений М. Ю. Лермонтова.
Задачи. 1. Обучающая: обобщение темы «Творчество М. Ю. Лермонтова», выработка умения самостоятельно добывать нужную информацию.
2. Развивающая: углубление понятий: «идея произведения», «лирический герой», «авторский замысел».
3. Воспитывающая: формировать отношение к литературе как к «учебнику жизни».
ХОД УРОКА
1. Дорогие друзья! Очень хочется, чтобы сегодняшнее наше общение, прошло с пользой, а может быть, даже взаимно обогатило нас.
Мы собрались здесь на урок литературы, и я хочу начать его с вопроса: а зачем изучать литературу? Ибо, не зная цели, наш школьный корабль может уплыть совсем к другим берегам.
Сдать экзамен? Но ведь литература не наука, а искусство, искусство же обращается главным образом не к разуму, а к чему?
К чувствам, к душе, может быть даже к духу. А пробудившаяся душа всегда ищет ответ на вопрос: зачем она в этом мире? Помните, как об этом пишет перед дуэлью Печорин в своём дневнике?
«Верно, было мне назначение высокое…»
Давайте с этих высоких позиций окинем взглядом лирику Лермонтова и дерзнём разгадать тайну его души, проследить его духовный путь.
Итак, тема урока: «Духовный путь Лермонтова». (Слайд - тема). Прошу вас записать тему на верху чистого листа, разделённого пополам.
Я вижу на ваших столах сборники стихов Михаила Юрьевича Лермонтова, на наших уроках книга – главный герой. Я люблю вот эту книгу (показываю). Она помнит моих родителей, меня – школьницу, студентку. В ней поместилось почти всё, написанное Лермонтовым. Она издана в 1948 году в Ленинграде. Сорок восьмой год… Что это за время для нашей страны?
Прошло всего 3 года после окончания войны. Ещё товары распределяются по карточкам, а в послеблокадном Ленинграде издают сборник произведений Лермонтова. Почему?
Видимо, правительство понимало важность восстановления не только разрушенного хозяйства страны, но и душевного, духовного состояния человека, ибо не хлебом единым жив человек.
2. Давайте определимся в понятиях. Что есть человек? У любого из нас есть тело. (Пишу на доске внизу). Но исчерпывается ли этим человек? Прозвучали слова: «душа», «дух». (Пишу на доске в столбик выше). Это одно и то же?
Нет. Душевный человек и духовный человек – это разные понятия. Попробуйте дать определения.
Душа – внутренний психический мир человека, его сознание, мышление.
Дух? Философский словарь трактует его как идеальное сознание, высшую форму психической деятельности. (Доска сверху).
Духовный путь человека… Как вы это понимаете?
Путь к бесспорному осознанию духовных, нравственных ценностей.
Каких?
Вера, любовь, милосердие…
По дороге, идущей вниз, всегда легче идти. Путь воспитания в себе любви , любви к любому человеку, чрезвычайно труден, не каждому по плечу. Осилил ли его Лермонтов?
3. Путь…
Ваши ассоциации?
Дорога, дорога жизни… Вспоминается одно из последних стихотворений Лермонтова, где эти слова: «дорога», «путь» звучат в самом начале, в двух первых строках? Не припомните?
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Поэзия Лермонтова приобретает поистине космическое звучание.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Это же взгляд на Землю из космоса. Пройдёт ещё более века, когда Гагарин первым из людей увидит из чёрной бездны космоса именно голубой шар нашей планеты. (Слайд – Земля из космоса). Откуда знал это Лермонтов?
4. Многое дано было этому человеку, а значит, многое и спросится. Вы заметили: он на дороге жизни один. Помните, мотив одиночества звучит почти в каждом стихотворении поэта?
Может быть, и на вашей памяти есть строки об одиночестве в стихах Лермонтова?
Он одинок, как «утёс-великан», как «на севере диком сосна», как одинок и несчастен его Печорин. Почему?
Знаете, меня как-то поразило наблюдение одного очень мудрого профессора-филолога. Он сравнил литературных героев 19 века западноевропейских и русских. Например, у Бальзака, Стендаля, даже у Дюма главный герой приезжает из провинции покорять столицу. Его цель – богатство, знатность. В нашей литературе наоборот. У Онегина, Печорина это всё уже есть: они богаты и знатны, молоды, здоровы и… глубоко несчастны. Почему? Чего же они ищут?
Чего жаждет душа лирического героя стихотворения Лермонтова «Парус»? (Слайд - парус ). Прочтите. (Ученики читают стихотворение).
Не символ ли это мятежной души поэта?
5. Когда Лермонтову было 17 лет, он написал стихотворение «Ангел». (Слайд - ангел). Прочитайте его.
Прочитайте строку или строки, в которых, по-вашему, заключена идея стихотворения. Душа поэта наполнена ангельскими звуками, хотя ей и трудно на земле.
Как вы думаете, какое стихотворение я сейчас попрошу вас прочитать? «Мой демон». (Слайд - демон). У вас на листках первая и последняя строфы. Как вы думаете, это стихотворение было написано раньше, позже, одновременно с предыдущим?
Примерно в это же время.
Ваш вывод?
Душа поэта мечется от ангела к демону, ищет свой путь.
6. Вы уже догадались, почему листок разделён на две части? Напишите название первого стихотворения в 1 часть, а «Мой демон» во вторую. Прошу вас название стихов, которые уже прозвучали или будут прочитаны, записывать в одну из частей, а может, и посередине…
Как вы думаете, что, какая черта характера заставляет поэта метаться между ангелом и демоном?
Та же черта, которая делает его одиноким, отталкивает от людей.
7. Незадолго до своей таинственной гибели поэт создал стихотворение, оно стало для него последним. Какое? Он назвал его так же, как когда-то Пушкин (слайд – портрет Пушкина), этим, по сути, заявив о себе как о преемнике Пушкина, (слайд – портрет Лермонтова).
«Пророк». Он как будто продолжает пушкинское стихотворение, но лермонтовского пророка гонят люди. За что? Прочитайте строфу, которая отвечает на этот вопрос. (Читают предпоследнюю строфу).
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился снами…»
Не следствие ли гордыни его одиночество, не сам ли он противопоставил себя людям? Именно гордость заставляет нас завидовать, осуждать, винить в своих неудачах других.
8.Может быть, поэтому даже некоторые стихи о любви полны «горечи и злости»:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор…
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он? –
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд! – прости – люби другого…
Знаете, есть замечательные слова Апостола о любви: (слайд) «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла».
Сравните эти слова со строчками поэта.
Любовь, замешанная на таких претензиях, уже не любовь, а деспотический эгоизм.
9. А ведь есть у Лермонтова стихи совсем другого звучания, его знаменитая «Молитва». Это стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной. (Слайд – портрет Лопухиной). Стихи Лермонтова так совершенны, что для них не надо придумывать музыку, она как будто сама звучит в них. Романс. (Звукозапись).
Согласитесь, подобные строки рождаются не холодным рассудком, но душевным жаром того, кто знает, что такое сладость молитвы.
10. Но годом позже мы читаем у Лермонтова стихотворение, которое можно назвать антимолитвой. Найдите его.
«Благодарность». Прочитайте. К кому обращается поэт? К Богу. Именно Бога, а не себя он обвиняет в своих бедах.
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.
Не эта ли просьба была исполнена у подножия Машука в июле 1841 года?
11. Полярные противоречия лермонтовских созданий – отражение душевного состояния самого поэта. Противоречивость внутренняя отразилась даже во внешнем облике его, в поведении. (Слайд. Портреты Лермонтова).
Вот без комментариев два отзыва Белинского:
«Я ни разу не слыхал от него ни одного дельного и умного слова. Он, кажется, нарочно щеголяет светской пустотою».
«Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и часто непосредственный вкус изящного».
Посмотрите на свои листы. Ваши выводы?
Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова. Но даже тёмные стороны творчества великого русского поэта могут послужить ко благу в трудном делании нашего собственного духовного развития, поскольку ясно дают нам понять ложность пути демонизма, опасность гордыни, противопоставления себя людям, Богу.
Вероятнее всего, душа поэта пребывала накануне духовного перерождения, хочется в это верить.
12. Вспомните начало нашего урока. Зачем изучать литературу?
Литература – искусство слова. Кто-то знает первые слова Библии : «В начале было слово». Слово способно творить, преобразовывать. Что?
Мир, душу, человека по «образу и подобию».
Я надеюсь, вы согласитесь теперь, что смысл изучения литературы именно в том, что она помогает нам понять себя, постичь смысл собственного существования, ответить на самые важные вопросы. Кто я? Зачем я? (Слайд с этими словами). Именно это и будет домашним заданием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения. Л., Художественная литература, 1946.
2. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., Христианская литература, 1996.
3. Влащенко В. «Из пламя и света рождённое слово». Опыт современной интерпретации творчества М. Ю. Лермонтова. Журнал «Литература №8/2005. Издательский дом «Первое сентября».
4. Духовная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова. Русская неделя. Интернет-ресурсы.
5. Соловьёв Вл. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994.