Урок литературы в 7 классе по теме "Тихая Моя Родина"...
Урок литературы в 7 классе по теме "Тихая Моя Родина"...
Уроки литературы по лирическим произведениям для школьника наиболее сложны, так как требуют образного мышления, проникновения в художественный мир поэта. Это трудно сделать на примере одного стихотворения, а тем более в подборке стихотворений. Но данная тема позволяет поработать с лирикой с большей плодотворностью, потому что все стихотворения объединены одной темой. Вариантов работы по этому разделу уже достаточно представлено в различных источниках. Предлагаю свой вариант проведения урока. Может быть кому- то понравится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме "Тихая Моя Родина"... »
Урок литературы в 7 классе
Тихая моя Родина
Цели урока: 1) образовательная: научить детей анализировать лирическое стихотворение; 2) воспитательная: гражданское воспитание, 3) обучение выразительному чтению лирического произведения.
Повторение: особенности лирики как рода литературы ,изобразительные средства, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение.
Ход урока
В начале урока предлагаю ученикам высказать своё мнение о том, что мы подразумеваем под словом Родина. Привести примеры из собственного жизненного опыта: какие воспоминания вызывают у вас ассоциации с этим словом?
( учащиеся приводят примеры, и кто- то непременно коснётся природных картин)
И действительно, многие из нас впервые понимают красоту и неповторимость родного края, когда в какой- то момент жизни ( в детстве, юности, в зрелом возрасте бывает как будто впервые поражён, удивлён тем, что наша природа, до сих пор воспринимаемая как нечто обыденное, оказывается неповторимой.
Подтверждение этому мы можем прежде всего обнаружить в литературе. Какой из родов литературы наиболее точно отражает не столько внешнее, сколько внутреннее, душевное отношение к ней?
(лирика, поэзия)
Напрашивается вопрос: почему?
( поэзия ,как мы однажды говорили, направлена взглядом внутрь себя, а значит поэт выражает свои чувства, изливает сокровенные мысли)
Предлагаю вам сегодня встречу с поэтами 20 века, которые посвятили свои стихи природе, Родине. Но сначала обратимся к статье учебника, Это отрывок из статьи К.Г.Паустовского «Заметки о живописи.
Прочитайте её самостоятельно и ответьте на первую часть вопроса после неё. ( Какое отношение автор называет преступным по отношению к природе?)
(эта часть работы не представляет для учащихся трудности, они приводят много примеров, связанных с экологическими проблемами в современной жизни)
Вторая часть задания более сложная для учеников.
Здесь необходимо поработать с таким понятием как манифест. Предлагаю поработать с лексическим значением слова. Найти толкование в словаре.
Вопрос: можно ли отрывок назвать манифестом?
( конечно, делаем вывод, потому что любить, а тем более беречь природу ( а значит, и Родину) это важно для человека, для всех людей)
А можно ли считать, что стихотворения поэтов, которые мы будем читать, обсуждать, анализировать- это своеобразный манифест поэта манифест поэта?
( отвечают ученики, конечно же, утвердительно, так как считают, что поэт не только выражает свои чувства, но и выступает как человек, призывающий любить её)
А теперь настало время обратиться к поэзии. С вашего позволения мы начнём чтение с последнего стихотворения в разделе учебника, и, я думаю, вы поймёте почему, после его анализа.
(Первое прочтение в классе делает непременно учитель.)
Примерные вопросы для анализа стихотворения:
- какое значение ,на ваш взгляд, имеет эпитет в последней строфе? (Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь) название тропа учителем позволяет обратиться ученикам к практической работе: вспомнить, что обозначает это термин, найти его, задуматься над смыслом)
(связь с Родиной как что- то горячее, оно жжёт и не даёт успокоиться, а смертная, потому что нужно всем любить Родину до последней минуты, секунды жизни ( эти слова действительно были сказаны на уроке )
-какие картины родной стороны дороги поэту?
( ученики называют: река, соловьи, погост, церковь и т. д.
-есть ли в этих названиях предметов что- либо, если можно так сказать, экзотическое, необычное?
( нет всё, что видит поэт- простое, обычное)
- может быть в других местах этого никогда не увидеть?
( нет всё это можно увидеть в каждом уголке страны, в любой деревне, наверное)
-О какой родине написал поэт?
( о малой)
-почему же тогда в стихотворении и в названии, и в 1 строфе большая буква?
(тут учащимся нужно помочь наводящими вопросами: у каждого из нас есть родина? можно ли её поменять?)
( в малом всегда отражается и чувствуется большое, великое)
- а почему «тихая Родина»?
- что вспоминает и видит поэт , проговорим ещё раз!
(ученики ещё раз проговаривают картины, которые видит поэт: они просты, незатейливы)
У каждого из нас, действительно, родина своя.
Давайте посмотрим, какой предстаёт Родина в стихотворении Валерия Брюсова.
- какую родину и в какое время года описывает автор?
- как вы понимаете фразу «Целый мир из серебра»?
( у поэта это и эпитет . и метафора)
-можно ли это назвать поэтическим символом зимней родины?
( да, эта картина очень близка поэту, можно предположить, что такие пейзажи дороги поэту)
- какие ещё образы- символы использует поэт?
(в жемчугах берёзы, область чистой грёзы, призраки и сны, предметы старой прозы…)
- во что превращают все эти образы – символы всё стихотворение?
( в сказку…)
И это действительно так. Ведь В.Брюсов поэт «серебряного века», поэт- символист)
Здесь уместно дать учащимся 7класса первоначальное понятие о символизме, о «серебряном веке» русской поэзии)
Третий этап урока- самостоятельная работа учащихся по анализу стихотворений С. Есенина «Топи да болота», Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…», Ф.Сологуба «Забелелся туман над рекой…»
Учащиеся работают по плану:
Выразительно прочитать стихотворение
Определить тему
Какие образы родины представлены в стихотворении ( назвать их)
Какие изобразительные средства использовал автор для создания стихотворения.
В чём особенность изображения Родины в стихотворении?
Задания лучше распределить по группам (группы формируются по усмотрению учителя). На подготовку ответов даётся 5- 7 минут. Ответы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, где каждый в группе отвечает на отдельный вопрос ( один из пяти) .
Оценивание учащихся проводится в процессе ответов.