Тема Родины в творчестве И.Левитана и Н.М.Рубцова.
Тема Родины в творчестве И.Левитана и Н.М.Рубцова.
Урок литературы "Тема Родины в творчестве Н.Рубцова и И.Левитана" проводится в 7 классе. Цельурока является анализ картин Левитана и стихотворений Рубцова, посвященных теме Родины. В ходе урока предполагается решить следущие задачи: вспомнить основные факты биографии поэта-земляка Николая Рубцова, познакомиться с жизнью и творчеством художника-пейзажиста И. Левитана, сравнить некоторые картины художника и стихотворения поэта, посвященные теме Родины, выявляя общие черты. В начале урока дети самостоятельно формулируют тему урока и цель, определяют пути ее достижения. Учащиеся получают перспективное задание собрать материал о том, что вкладывают в понятие Родина поэт и художник. На основе стихотворения "Тихая моя родина" и полотен художника предлагается составить рассказ об авторах этих произведений искусств. Далее учащиеся рассматривают и анализируют репродукцию картины Левитана "Вечерний звон". Учитель рассказывает о впечатлении, которое произвела картина художника на Николая Рубцова. Так появилось стихотворение "Левитан". Звучит выразительное чтение стихотворения, проводится лексическая работа и сопоставительный анализ репродукции картины и стихотворения. Следущий этап урока - анализ фонетических средств в стихотворении и прослушивание аудиозаписи "Вечерний звон". Формулируются первые выводы. Для анализа реподукции другой картины "Над вечным покоем" предлагается работа в группах. Учащиеся высказывают свои впечатления о картине, делятся своими размышлениями. Групповая ( диффиринцированная) работа предлагается и при анализе 2 стихотворений Николая Рубцова "Над вечным покоем" и "В святой обители природы" Проводя исследование, учащиеся определяют общее в поэтических произведениях и картине Левитана: ценральный образ - образ бесконечного неба. Учитель приглашает учащихся к размышлению: "Какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на небо?" Далее рассказываем о том, что во время работы над картиной Левитан просил сыграть ему на фортепьяно героическую симфонию Бетховена. Определяем основную идею стихотворения и живописного полотна, а также то, что вкладывают художники в понятие Родина. Приходим к выводу: Родина - это и память о предках, и бесконечное небо, и церковь, и березы. В заключении выясняем, что для учащихся значит слово Родина. В качестве домашнего задания предлагаем написать сочинение-рассуждение о Родине, опираясь на материалы урока, или нарисовать иллюстрацию, или написать стихотворение по теме урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.