kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема Родины в творчестве И.Левитана и Н.М.Рубцова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы  "Тема Родины в творчестве Н.Рубцова и И.Левитана" проводится в 7 классе. Цельурока является анализ картин Левитана и стихотворений Рубцова, посвященных теме Родины. В ходе урока предполагается решить следущие задачи: вспомнить основные факты биографии поэта-земляка Николая Рубцова, познакомиться с жизнью и творчеством художника-пейзажиста  И. Левитана, сравнить некоторые картины художника и стихотворения поэта, посвященные теме Родины, выявляя общие черты. В начале урока дети самостоятельно формулируют тему урока и цель, определяют пути  ее достижения. Учащиеся получают перспективное задание собрать материал о том, что вкладывают в понятие Родина поэт и художник. На основе стихотворения "Тихая моя родина"  и полотен художника предлагается составить рассказ об авторах этих произведений искусств. Далее учащиеся рассматривают и анализируют репродукцию картины Левитана "Вечерний звон". Учитель рассказывает о впечатлении, которое произвела картина художника на Николая Рубцова. Так появилось стихотворение "Левитан". Звучит выразительное чтение стихотворения, проводится лексическая работа и сопоставительный анализ репродукции картины и стихотворения. Следущий этап урока - анализ фонетических средств в стихотворении и прослушивание аудиозаписи "Вечерний звон". Формулируются первые выводы. Для анализа реподукции  другой картины "Над вечным покоем"  предлагается работа в группах. Учащиеся высказывают свои впечатления о картине, делятся своими размышлениями. Групповая ( диффиринцированная) работа  предлагается и при анализе 2 стихотворений Николая Рубцова "Над вечным покоем" и "В святой обители природы" Проводя исследование, учащиеся определяют общее в поэтических произведениях и картине Левитана: ценральный образ - образ бесконечного неба. Учитель приглашает учащихся к размышлению: "Какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на небо?"  Далее рассказываем о том, что во время работы над картиной Левитан просил сыграть ему на фортепьяно героическую симфонию Бетховена. Определяем основную идею стихотворения и живописного полотна, а также то, что вкладывают художники в понятие Родина. Приходим к выводу: Родина - это и память о предках, и бесконечное небо, и церковь, и березы. В заключении выясняем, что для  учащихся значит слово  Родина. В качестве домашнего задания предлагаем написать сочинение-рассуждение о Родине, опираясь на материалы урока,  или нарисовать иллюстрацию, или написать стихотворение по теме урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в творчестве И.Левитана и Н.М.Рубцова. »

Урок литературы в 7 классе.


Тема: Тема Родины в творчестве И.Левитана и Н.М.Рубцова.

Цель: Анализ картин И. Левитана и стихотворений Н.Рубцова, посвященных

теме Родины.

Задачи: вспомнить основные факты биографии поэта-земляка;

познакомиться с жизнью и творчеством художника И.Левитана;

сравнить некоторые картины художника и стихотворения Рубцова,

посвященные теме Родины, выявив общие черты;

Звучит музыка.

- Всмотритесь в оформление на доске, вслушайтесь в текст песни, в музыку.

В: О чем сегодня пойдет речь на уроке? ( формулировка темы) СЛАЙД №1

Сформулируйте цели урока. СЛАЙД № 2

Перспективное задание: в течение урока каждый из вас должен собрать материал о том, что вкладывает в понятие Родина Рубцов и Левитан.

Говорят, что часто в стихах отражается жизнь поэта, его чувства.

А может, и в полотнах художника отражается его жизнь…

№1. Прочитайте стихотворение Рубцова «Тихая моя Родина».

Попробуйте рассказать о поэте, опираясь на текст.

№2. Рассмотрите репродукции картин Левитана. Что они могут поведать о том,

кто их написал? СЛАЙДЫ № 3-6

/ Задание №1, 2 распределяется по группам / Размышления учащихся.

Задание №2 оказалось для вас более трудным. Поэтому мы сейчас послушаем сообще-

ние о жизни и творчестве Левитана.

/ сообщение о жизни и творчестве художника / СЛАЙД № 7

В: Что сближает Левитана и Рубцова? Поэта и художника?

У каждого своя судьба, полная радостей и страданий. Но сближает их тема, которой они посвятят свое творчество. Это тема Родины.

Чтобы еще раз убедиться в правильности нашего вывода обратимся к конкретным

стихотворениям и репродукциям картин.

Рассмотрим репродукцию картины И. Левитана «Вечерний звон»

( Рассказ экскурсовода )

СЛАЙД № 8.

Обобщение: «Вечерний звон» - картина зрелого Левитана. Мы видим красоту

волжского пейзажа, монастырь на берегу Волги.

Но необычность картины заключается в том, что художник сумел

передать переходный момент в жизни природы, когда ясный день

уступает место вечерним сумеркам.

Н. Рубцов был восхищен картиной Левитана. Так появилось стихотворение «Левитан».

-выразительное чтение стихотворения.

В: Каким настроением проникнуто стихотворение Рубцова?

Лексическая страница: объясните значение указанных слов:

СЛАЙД № 9 Лачуга, собор, околица.

В: Какие образы роднят стихотворение и картину?

Рубцов Левитан

«алеющая мгла» алый закат на картине

«собор звонит в колокола»

«колокольчиковый луг»

В: Какова основная тема стихотворения? (тема Родины)

В: Почему родину Рубцов называет Русь?

(Русь – древнее название, уходящее своими корнями в далекое прошлое.

время идет, но красота не меняется).

Особенность поэзии состоит в том, что она с помощью слова может не только нарисовать картину, но и передать звук.

В: С помощью чего стихотворение «звучит»?

В стихотворении мы находим следующие фонетические средства выразительности: АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС. Найти примеры. СЛАЙД № 10

Читая стихотворение, мы словно слышим звон колокола благодаря используемым конкретным словам: « звон » 3 раза, «звонят» 2 раза.

В: Какие чувства вы испытываете, слушая колокольный звон?

- колокольный звон (грамзапись «Вечерний звон» )





В стихах Рубцова есть строки:

Собор звонит в колокола

и

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси.

В первой строке прямое значение.

В: Как вы понимаете фразу «луга звонят»? Какое средство художественной выразительности использовал автор?

( Это метафора. СЛАЙД № 11 )

Найдите еще примеры метафор.

«глядит алеющая мгла»

В: Что вкладывают в понятие Родина Н.Рубцов и И.Левитан?

Родина-это Русь, это ее многовековые традиции, это алый закат и монастырь, это вся красота русской природы

Итак, стихотворение Рубцова «Левитан» и картина Левитана «Вечерний звон»

посвящены теме Родины, России. Эта же тема находит свое выражение и в других произведениях художников.

СЛАЙД № 12 Перед нами картина Левитана «Над вечным покоем».

Всмотритесь в нее.

I группа – опираясь на ключевые слова, опишите картину;

II группа – расскажите о своих впечатлениях о картине.

У Н.М.Рубцова есть стихотворение с одноименным название «Над вечным покоем» и близкое по содержанию стихотворение «В святой обители природы».

Прослушайте данные стихотворения.

В: Какие чувства, ощущения вызывают у вас стихотворения?

/ заполнение таблицы: 1 группа самостоятельно, 2 частично, опираясь на подсказки/ Проверка на СЛАЙДЕ № 13

Левитан Рубцов

заброшенное «неизвестная могила»

сельское кладбище,

старая церквушка, «старушки избы»

грозные тучи, «небеса»

темное небо,

тяжелая серая вода «струятся омутные воды»

наклонившиеся под «тень разросшихся берез»

порывом ветра деревья


В: О чем эти картины?

(о природе, о Родине)

А еще. У Левитана большую часть картины занимает огромное небо.

У Рубцова последнее четверостишие посвящено этому же образу:

И неизвестная могила

Под небеса уносит ум,

А там – полночные светила

Наводят много-много дум…

В: О чем мы думаем, когда смотрим на небо?

(о жизни, о ее смысле, о чем-то вечном)

Когда Левитан писал картину «Над вечным покоем», он просил играть ему на

фортепьяно героическую симфонию Бетховена.

- звучит отрывок.

В этой симфонии есть траурный марш – герой погибает. Но жизнь продолжается.

Звучат в музыке молодые голоса. Каждый человек умирает. Но следом приходят

другие. Жизнь побеждает смерть.

Глядя на бесконечное небо, человек способен подняться к философским мыслям о том, что такое смерть и бессмертие.

В этом заключается главная идея живописного полотна и стихотворного

произведения «НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ.»

В: Что нового в понятие Родины вкладывают художники?

Родина – это и память о предках, и церковь, и бесконечное небо, и березы.

Рефлексия.

В: Что для вас значит слово Родина?

Я бы очень хотела, чтобы вы также преданно любили свою Родину, как Рубцов и Левитан, и восхищались ею, несмотря ни на что.

Д/З 1. Сравнить картины «Тихая обитель» и «Вечерний звон» СЛАЙД № 14

2. Написать сочинение-рассуждение о Родине, опираясь на материалы урока.

3. Нарисовать иллюстрацию или написать стихотворение по теме урока.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема Родины в творчестве И.Левитана и Н.М.Рубцова.

Автор: Попова Алена Ивановна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства