этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ресурсы |
мотивационный | Постановка познавательных задач. «Хочу пожелать» | Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации | |
Анализ работ прошлого урока | Анализ работ прошлого урока + ведение тетрадей | Выставляют отметки в дневник, задают возможные вопросы (повторяющиеся ответы) | Дневники тетради |
Актуализация имеющихся знаний | Инструктаж по повторению теории (миф, мифологема, античная мифология) | В парах проводят взаимоопрос, выделяют наиболее сложный термин | |
Контроль домашнего задания | Дайте определение эпосу и эпопее | Отвечают, пользуясь записями в тетради Эпос (от греческого речь, рассказ) – один из литературных родов, в котором читатель воспринимает художественный мир произведения как бы со стороны, имея возможность составлять собственное суждение об изображаемых событиях и лицах; основная форма организации художественной речи – повествование. Художественные средства: - типические места - постоянные эпитеты - сравнения - гиперболы - торжественный стиль - фантастика - волшебные образы Эпопея (от греческого собрание песен, сказаний) – героическое повествование в стихотворной (реже прозаической) форме о деяниях народных героев. | Тетради учебник |
Слово учителя | Царь поэтов – Гомер (Данте) О нем не т никаких сведений, кроме явно легендарных (по одному из преданий он был сыном реки Мелета и нимфы Крифеиды). До сих пор ведутся споры, был ли у каждой поэмы свой автор или их соединил воедино редактор. Создание приписывается слепому Гомеру, уроженцу острова Хиоса (?). Известно, что в 6 веке до н.э. правитель города Афин Писистрат составил специальную комиссию, которой было поручено обязательно чтение перед всем народом на праздниках поэм. Это было сосредоточение мудрости и общегреческой культуры. «Гомер воспитал всю Грецию» - философ Платон. Белинский: «Более всего поражает и занимает в поэзии Гомера древнеэллинское миросозерцание». Слово об «Илиаде» Описываются события 10-года Троянской войны, когда герой Ахиллес, обиженный верховным вождем Агамемноном, отказался принимать участие в сражениях. Греки терпят поражение, троянцы жгут их корабли, лишая греков последней возможности вернуться на родину. Не выдержав этого, лучший друг Ахилла Патрокл вступает в битву. Доспехи Ахилла на некоторое время обманывают троянцев, он в ужасе отступают. Но в поединке с лучшим троянским воином Гектором Патрокл погибает – эта утрата заставляет Ахилла позабыть о своей обиде, он мстит за друга, убивает Гектора, долго глумится над его телом. Мольбы отца Гектора царя Приама заставляют его остановиться. | Слушают лекционный мат-л, выписывают основные моменты | тетради |
Работа с непонятными словами | Запишите слова, определите их значение | глава – голова длани – ладони сего человека – этого дщерь – дочь влачимых – влекомых, волочить алчные – корыстные, жестокие перси- грудь мирмидонские - (греч. Μυρμιδόνες от греч. μυρμήγκι — муравей) — мифическое ахейское племя в Фессалии, произошло по сказанию от Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы; над мирмидонянами властвовал Ахилл. По другим мифам: Эак, дед Ахиллеса, потерял весь свой народ во время мора, насланного Герой. Но по его просьбе его отец Зевс превратил в людей муравьев, и поэтому новый народ стал называться «мирмидоны». сеча – сражение град – город тельчие рекла – говорила светлоокая – светлоглазая смоковница – дерево семейства тутовых, винная ягода агнец – ангел выя – шея рамена - плечи ясень – дерево с перистыми листьями и тяжелой древесиной одр – ложе, постель. | тетради |
Анализ пр-ия | Инструктаж по групповой работе | Работают в парах по партам (на каждом ряду по 5 групп-пар) 1 группа Приам (старец, горестный глас, жалобно простирает руки, старец злосчастный, Серебристые волосы) - Каким вы увидели Приама? Почему использованы в его изображении такие средства? 2 группа Ахиллес - Какие средства использует Гомер, чтобы показать данного героя? Почему летел, словно звезда? ужасный (Приам) великий грозен, как бог Эниалий, сверкающий шлемом по сече медь блистала, будто огнь, распылавшийся, будто восходящее солнце А благородный, любимец богов быстроногий 3 группа Гектор любезный, возлюбленный сын Приама ждал, словно дракон из пещеры ждет человека, трав ядовитых нажравшись и черной наполняся злобой несмиримого мужества полный побежал устрашенный трепетный сильный враг ненавистный Ахилла 4 группа сопоставить с текстом рассказа Брюсова. - Почему А «свирепый и безжалостный кровопийца»? 5 группа сравнить эпитеты, описывающие Ахилла, у Гомера и Брюсова | Тетради текст |
осмысление | Инструктаж по методике «Углы» | Методика «Углы»: на чьей вы стороне – Гектора или Ахилла? | тетради |
Контроль техники чтения | Инструктаж, консультирование | Вслух с. 54 Про себя с. 22-23 проверка осмысленности с. 22-23 1.чьим братом является Аид (Зевса) 2. где его царство (под землей) 3. какие реки текут в его царстве (Стикс и Лета) 4. как зовут трехглавого пса (Кербер) 5. кто перевозит души умерших (Харон) 6. имя жены Аида (Персефена) 7. Гипнос – это бог (сна) 8. имя жены Зевса (Гера) 9. чему она покровительствует (браку) 10. кто воспитал Геру (Фетида) | Учебник тетради |
рефлексия | Инструктаж по заданию: - сегодня я узнал (а)…. - сегодня я научился … - у меня сегодня получилось… - у меня сегодня не получилось | Работают в тетрадях с одноминутным эссе, делятся написанным по желанию | тетради |
Домашнее задание | Инструктаж по домашнему заданию: Читать с. 49-53, хрестоматия с. 6-22 | Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы | Учебник, дневник |