kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с историческими событиями 1812 года. Рассмотреть поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино»"»

Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историческими событиями 1812года.

  2. Рассмотреть поэтическое изображение подвига народа в войне 1812года.

  3. Развивать самостоятельность мышления, внимание к слову в художественном произведении;

  4. Формировать умение аргументировано отвечать на вопросы беседы, опираясь на текст произведения;совершенствовать умение делать выводы, обобщения.

  5. Воспитывать патриотические чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Выставка книг М.Ю.Лермонтова “Бородино” (различные издания).

  2. Репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года.

  3. Мультимедийный проектор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

  3. картечь - артиллерийский снаряд.

  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.

  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

  6. кивер - высокий головной убор у военных.

  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.

  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

ВИДЫ РАБОТ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:

  1. Объяснение трудных слов.

  2. Анализ используемых иллюстраций и репродукций.

ХОД УРОК

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ:

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.

3. ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ.

-есть в истории нашей Родины великие события ,о которых мы должны помнить всегда! Они -наша гордость и слава !К таким события относится Бородинское сражение. Это сражение было эпохой славы русского народа, героев этого сражения воспевали многие поэты, писатели и художники.

Россия!

Прозвучало это слово,

Вписав в бессмертье наши имена,

От льдов Невы-

До поля Куликова.

От Куликова до Бородина.

(В.Фирсов)

-Что это было за сражение?

-Почему оно называлось Бородинским?

4.ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

1ученик-сообщение о Наполеоне.

2ученик-сообщение о Кутузове.

3ученик-сообщение о сражении при Бородино.

4ученик-показ исторических событий на карте.

Многие поэты, писатели, художники пытались воссоздать картины Бородинского сражения. Перед нами репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”.Давайте рассмотрим их.

Анализ используемых иллюстраций и репродукций.

Но самым лучшим поэтическим памятником Бородинскому сражению является стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

5.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В произведении вам встретятся незнакомые слова, сейчас мы объясним их значение. Обратите внимание на экран.

6.ЧТЕНИЕ И ПРОСМОТР СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО».

7. ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА.

Сообщения учащихся о М.Ю.Лермонтове.

8. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ.

-Понравилось ли вам стихотворение? Над чем заставляет задуматься?

- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).
- Давайте посмотрим, как построено стихотворение?

Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?

Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.

Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)

Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)

Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов).Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)

Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).

Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

Зачем автор использует такой прием?

С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.

Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить отрывок из произведения «Бородино».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино»"

Автор: Шестернякова Елена Петровна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок по литературе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино» .История создания стихотворения."
    ["seo_title"] => string(80) "urokpolitieraturiepotiemiemiuliermontovborodinoistoriiasozdaniiastikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "265101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449843051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Героизм и мужество русских солдат»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_v_5_klassie_po_tiemie_m_iu_liermontov_borodino_giero"
    ["file_id"] => string(6) "354649"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478100988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Поурочный план "М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество" "
    ["seo_title"] => string(50) "pourochnyi-plan-m-iu-liermontov-zhizn-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "151377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства