Конспект урока русской литературы в 9 классе
М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: создать условия для более глубокого знакомства с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить основные мотивы лирики поэта, создать условия для развития умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;содействовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию критического мышления, коммуникативных навыков;создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применяемые модули
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Приветствие учащихся.
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
2. Обобщение ранее изученного
Класс разделён на две группы. Определён консультант в каждой группе. Раздаются листы оценивания каждого этапа урока.
Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд)
- скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
- белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
- Кто же автор этих стихотворений?
Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке? - Давайте сформулируем тему.
- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество».
Постановка проблемного вопроса:
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?
Домашним заданием вам было дано подготовить свои проекты по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Сейчас вам предоставляется слово для защиты своих работ.
3.Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса:
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?
Домашним заданием вам было дано подготовить свои проекты по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Сейчас вам предоставляется слово для защиты своих работ.
3. Постановка учебной цели.
Класс разделён на две группы. Определён консультант в каждой группе. Раздаются листы оценивания каждого этапа урока.
Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд)
- скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
- белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
- Кто же автор этих стихотворений?
Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке? - Давайте сформулируем тему.
- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество».
Домашним заданием вам было дано подготовить свои проекты по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Сейчас вам предоставляется слово для защиты своих работ.
Читают выразительно эпиграф урока. Определяют его мысль.
Угадываю произведения и автора
Отвечают на вопросы.Защищают проекты
- Усвоение новых знаний.
а)Словарная работа. Работа в тетрадях
Работа в группах. Давайте выясним значение слов
1 группа – мятежный
2 группа – мотив, лейтмотив
Выступление групп и запись в тетради
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Мятежный - неспокойный, бунтующий.
Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества…
Поэтическая минутка
Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите средство выразительности и его определение. Проверьте себя
-Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
- Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
- Инверсия – необычный порядок слов в предложении
Работают со словарями.
Выразительное чтение стихотворений
Закрепление изученного материала
Физ. минутка (пауза релаксации)
1)Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр.168-170)Заполнение таблицы
Жизненный этап .События .Детство .Учеба .На Кавказе .Ранняя лирика.Поздняя лирика
- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Стратегия «Бумеранг». Ответьте на них.
3)Чтение учеником стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
Работа по вопросам:
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-Какое слово определяет это настроение?
-Какой мотив является главным в стихотворении?
4) Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Утес»
1 группа – олицетворения, метафоры
2 группа – эпитеты, инверсию
Выступление групп.- какова тема стихотворения?
- какова основная мысль стихотворения?
-назовите средства выразительности, используемые автором.
5) Викторина «Лермонтовские вершины»
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Работают в группах, находят предложенные средства выразительности.
Отвечают на вопросы викторины
Эссе на тему «Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?»
Рефлексия.
Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Домашнее задание.Выучить стихотворение о любви и проанализировать его.
Написать эссе на тему «В чем же загадочность Лермонтова?»
Запись учащимися задания в дневники.