kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Героизм и мужество русских солдат».

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по теме "М.Ю. Лермонтов. "Бородино". Героизм и мужество русских солдат"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Героизм и мужество русских солдат».»

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Героизм и мужество русских солдат».


Цель

Познакомить учащихся с произведением М. Лермонтова, отображающим Бородинское сражение; воспитать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к ее великому прошлому, к русскому народу

Задачи

Образовательные: ввести учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, показать отражение темы войны 1812 года в различных видах искусства, произвести художественный анализ текста, определить идейное содержание стихотворения

Развивающие: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, развитие умения анализировать поэтический текст

Воспитывающие: привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь и уважение к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств.

Планируемые результаты

Личностные:- воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения, - воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации, - воспитывать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к русскому народу, - воспитывать чувства ответственности и долга перед Родиной, - формировать собственное отношение к произведению, - формировать эстетическое восприятие литературного произведения, - воспитывать чувство ответственности и самостоятельности, - развивать эстетический вкус на основе произведений искусства.

Метапредметные: -уметь создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения, - научить смысловому чтению, уметь работать в группах, со сверстниками, учителем, - формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, - уметь осознанно использовать речевые средства, владеть устной связной речью, - уметь понимать проблему, - уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, проводить исследовательскую работу с текстом, - уметь работать с презентацией, - устанавливать связь с другими видами искусства.

Предметные: - воспитать читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, - уметь анализировать текст, интерпритировать прочитанное, - осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном пиоизведении, - уметь характеризовать героев, - уметь определять сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства, владеть литературоведческими терминами, уметь пересказывать, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог, формировать навыки выразительного чтения


Технологии

Проблемное обучение, индивидуализация обучения

Методы и формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная, тестирование, устное иллюстрирование

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин русских художников, объединенных темой «Бородинское сражение»

Наглядно-демонстрационный материал

Презентации

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие учителя

Учащиеся демонстрируют готовность к работе, запись темы и эпиграфа

Коммуникативные: умение работать с учителем, регулятивные: планирование работы, личностные: патриотический настрой уч-ся

2.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

1.Слайд со словом «Бородино»

-Что можно сказать, прочитав это слово?

2.Просмотр фрагмента кинофильма по роману Л. Толстого «Война и мир», в котором показано Бородинское сражение.

3.Что я представляю, когда слышу слово «война»?

1.Ответы, обсуждение после просмотра фрагмента

Личностные: воспитание чувства патриотизма

Познавательные: умение строить речевое высказывание, умение анализировать

Коммуникативные: вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение доходчиво объяснять свою мысль, умение говорить, слушать, общение со сверстниками, учителем

3.Изучение нового материала

1.Объявление цели урока.

2.Знакомство с фактами из жизни поэта

3.Историческая справка (слова учителя сопровождаются презентацией со слайдами)

4.Словарная работа по непонятным словам с иллюстрациями

5.Аудиозапись классического исполнения стихотворения «Бородино»

1.Сообщения учащихся с презентациями

2.Учащиеся составляют вопросы по презентации и потом задают их всему классу

3.Работа со справочной литературой

4.Прослушивание стихотворения

Л.: воспитание патриотизма,

Р.: составление плана, формулировка цели, задач,

П.: поиск информации, восприятие текста,

К.: умение слушать, говорить, искать информацию в различных источниках и обрабатывать ее, работа с учителем

4.Добывание знаний и творческое их применение

1.Работа над содержанием стихотворения (вопросы демонстрируются на слайде)

2.Рассказ по группам о старом солдате и о молодом воине

Учащиеся работают сначала с учителем, потом в группе, выступают с результатами своих исследований

П.: умение строить речевое высказывание, восприятие текста, умение адекватно передавать содержание текста, умение анализировать

К.: умение работать в группах, участие в коллективном обсуждении , умение говорить, умение анализировать, умение интегрироваться в группу

5.Закрепление знаний

1.Художественный анализ сцены Бородинского боя (вопросы по 10-12 строфам)

1.Учащиеся, используя прием устного рисования, отвечают на вопросы.

Учащиеся высказывают свою точку зрения


П.: умение строить речевое высказывание, умение анализировать

К.: умение слушать и вступать в диалог, умение доходчиво выражать свою мысль

6.Применение знаний

1.Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения

1.Демонстрация знаний уже изученных терминов с объяснением значения, нахождение примеров в тексте

П.: умение строить речевое высказывание, умение анализировать

К.: умение слушать и вступать в диалог, умение доходчиво выражать свою мысль, умение читать, участие в коллективном обсуждении

7.Творческое применение знаний

1.Анализ используемых иллюстраций и репродукций

2.Инсценирование отрывков заранее подготовленной группой

1.Работа с учителем

2.Групповая работа

Л.: воспитание любви к своему народу, развитие творческих способностей

П.: умение строить речевое высказывание, прививать навыки выразительного чтения

К.: умение работать в группе, умение говорить

8.Обобщение и систематизация материала

1.Беседа.-Каким чувством проникнуто это стихотворение?-Что поэт запечатлел в своем стихотворении?-Какими качествами, по вашему мнению, обладали солдаты-богатыри 1812 года?

1.Работа в группах (из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и карточки с их названиями прикрепить на доску)

Л.: воспитание любви к своему народу

П.: умение строить высказывание

К.: работа в группе, вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение доходчиво выражать свою мысль, умение слушать, говорить

9.Контроль и самоконтроль знаний

Учитель предлагает деформированный текст, 2 варианта тестов

1.Восстановление деформированного текста

2.Выполнение теста

Р.: контроль и коррекция знаний, их оценка

К.: умение читать

10.Рефлексия

1.Учитель предлагает послушать песню «Мы-армия страны» в исполнении ансамбля Советской армии под руководством Александрова. Песня сопровождается слайдом.

2.Учитель организует беседу по вопросам:-Какие чувства вы испытали, слушая или читая лермонтовские строки?-Что понравилось или не понравилось на уроке?

1.Учащиеся выражают свое мнение

Личностные: осознание ценности патриотизма, уважения к Отечеству

Р.: оценка знаний

П.: умение строить речевое высказывание

К.: вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение правильно и доходчиво оформлять свою мысль, умение слушать, говорить

11.Домашнее задание

1.Выучить отрывок наизусть.

2.(индивидуальные задания): проиллюстрировать отрывок, составить кроссворд по стихотворению






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ИСАЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354649


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства