Цель | Познакомить учащихся с произведением М. Лермонтова, отображающим Бородинское сражение; воспитать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к ее великому прошлому, к русскому народу |
Задачи | Образовательные: ввести учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, показать отражение темы войны 1812 года в различных видах искусства, произвести художественный анализ текста, определить идейное содержание стихотворения Развивающие: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, развитие умения анализировать поэтический текст Воспитывающие: привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь и уважение к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств. |
Планируемые результаты | Личностные:- воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения, - воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации, - воспитывать в учащихся духовные понятия: любовь к Родине, к русскому народу, - воспитывать чувства ответственности и долга перед Родиной, - формировать собственное отношение к произведению, - формировать эстетическое восприятие литературного произведения, - воспитывать чувство ответственности и самостоятельности, - развивать эстетический вкус на основе произведений искусства. Метапредметные: -уметь создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения, - научить смысловому чтению, уметь работать в группах, со сверстниками, учителем, - формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, - уметь осознанно использовать речевые средства, владеть устной связной речью, - уметь понимать проблему, - уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, проводить исследовательскую работу с текстом, - уметь работать с презентацией, - устанавливать связь с другими видами искусства. Предметные: - воспитать читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, - уметь анализировать текст, интерпритировать прочитанное, - осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном пиоизведении, - уметь характеризовать героев, - уметь определять сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства, владеть литературоведческими терминами, уметь пересказывать, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог, формировать навыки выразительного чтения |
Технологии | Проблемное обучение, индивидуализация обучения |
Методы и формы обучения | Фронтальная, групповая, индивидуальная, тестирование, устное иллюстрирование |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин русских художников, объединенных темой «Бородинское сражение» |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентации |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Приветствие учителя | Учащиеся демонстрируют готовность к работе, запись темы и эпиграфа | Коммуникативные: умение работать с учителем, регулятивные: планирование работы, личностные: патриотический настрой уч-ся |
2.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации | 1.Слайд со словом «Бородино» -Что можно сказать, прочитав это слово? 2.Просмотр фрагмента кинофильма по роману Л. Толстого «Война и мир», в котором показано Бородинское сражение. 3.Что я представляю, когда слышу слово «война»? | 1.Ответы, обсуждение после просмотра фрагмента | Личностные: воспитание чувства патриотизма Познавательные: умение строить речевое высказывание, умение анализировать Коммуникативные: вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение доходчиво объяснять свою мысль, умение говорить, слушать, общение со сверстниками, учителем |
3.Изучение нового материала | 1.Объявление цели урока. 2.Знакомство с фактами из жизни поэта 3.Историческая справка (слова учителя сопровождаются презентацией со слайдами) 4.Словарная работа по непонятным словам с иллюстрациями 5.Аудиозапись классического исполнения стихотворения «Бородино» | 1.Сообщения учащихся с презентациями 2.Учащиеся составляют вопросы по презентации и потом задают их всему классу 3.Работа со справочной литературой 4.Прослушивание стихотворения | Л.: воспитание патриотизма, Р.: составление плана, формулировка цели, задач, П.: поиск информации, восприятие текста, К.: умение слушать, говорить, искать информацию в различных источниках и обрабатывать ее, работа с учителем |
4.Добывание знаний и творческое их применение | 1.Работа над содержанием стихотворения (вопросы демонстрируются на слайде) 2.Рассказ по группам о старом солдате и о молодом воине | Учащиеся работают сначала с учителем, потом в группе, выступают с результатами своих исследований | П.: умение строить речевое высказывание, восприятие текста, умение адекватно передавать содержание текста, умение анализировать К.: умение работать в группах, участие в коллективном обсуждении , умение говорить, умение анализировать, умение интегрироваться в группу |
5.Закрепление знаний | 1.Художественный анализ сцены Бородинского боя (вопросы по 10-12 строфам) | 1.Учащиеся, используя прием устного рисования, отвечают на вопросы. Учащиеся высказывают свою точку зрения | П.: умение строить речевое высказывание, умение анализировать К.: умение слушать и вступать в диалог, умение доходчиво выражать свою мысль |
6.Применение знаний | 1.Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения | 1.Демонстрация знаний уже изученных терминов с объяснением значения, нахождение примеров в тексте | П.: умение строить речевое высказывание, умение анализировать К.: умение слушать и вступать в диалог, умение доходчиво выражать свою мысль, умение читать, участие в коллективном обсуждении |
7.Творческое применение знаний | 1.Анализ используемых иллюстраций и репродукций 2.Инсценирование отрывков заранее подготовленной группой | 1.Работа с учителем 2.Групповая работа | Л.: воспитание любви к своему народу, развитие творческих способностей П.: умение строить речевое высказывание, прививать навыки выразительного чтения К.: умение работать в группе, умение говорить |
8.Обобщение и систематизация материала | 1.Беседа.-Каким чувством проникнуто это стихотворение?-Что поэт запечатлел в своем стихотворении?-Какими качествами, по вашему мнению, обладали солдаты-богатыри 1812 года? | 1.Работа в группах (из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и карточки с их названиями прикрепить на доску) | Л.: воспитание любви к своему народу П.: умение строить высказывание К.: работа в группе, вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение доходчиво выражать свою мысль, умение слушать, говорить |
9.Контроль и самоконтроль знаний | Учитель предлагает деформированный текст, 2 варианта тестов | 1.Восстановление деформированного текста 2.Выполнение теста | Р.: контроль и коррекция знаний, их оценка К.: умение читать |
10.Рефлексия | 1.Учитель предлагает послушать песню «Мы-армия страны» в исполнении ансамбля Советской армии под руководством Александрова. Песня сопровождается слайдом. 2.Учитель организует беседу по вопросам:-Какие чувства вы испытали, слушая или читая лермонтовские строки?-Что понравилось или не понравилось на уроке? | 1.Учащиеся выражают свое мнение | Личностные: осознание ценности патриотизма, уважения к Отечеству Р.: оценка знаний П.: умение строить речевое высказывание К.: вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение правильно и доходчиво оформлять свою мысль, умение слушать, говорить |
11.Домашнее задание | 1.Выучить отрывок наизусть. 2.(индивидуальные задания): проиллюстрировать отрывок, составить кроссворд по стихотворению | | |