Урок литературы в 11- м классе по теме : «Я тогда была с моим народом…»
Урок литературы в 11- м классе по теме : «Я тогда была с моим народом…»
Знакомство учащихся со страницами биографии А.Ахматовой ; показать, как судьба страны повлияла на судьбу поэтессы. Реквием – это заупокойная месса, скорбная, печальная. Тема «реквиема» не нова в искусстве. Австрийский композитор В.А. Моцарт писал свой «Реквием» в течение двух последних месяцев жизни. Ахматова в течение пяти лет Моцарт не успел завершить свое творение, а Ахматова не только завершила произведение, но и продолжила тему, поднятую в поэме, в последующем творчестве.»Реквием» Моцарта – это песнь живых о мертвых, дыхание Вечности. Ахматовский «Реквием» - плач о живых. Послушайте «Реквием» Моцарта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Учитель. Со страницами биографии поэтессы вы познакомитесь, посмотрев презентацию, подготовленную ученицей.
Анализ презентации.
Учитель. Как тема урока, материал презентации соотносится с анализом
поэмы «Реквием».
Словарь (акмеизм, поэма, гипербола, реквием ).
Ученица. Ответом поэта на ужасы Большого террора стал ахматовский «Реквием». В годину самых страшных событий Ахматова была со своим народом и не уклонялась от ударов судьбы. Она смогла поэтически выразить свое понимание и переживание эпохи, со с огромной художественной силой передать свое неприятие «нового мира» и неисчислимых страданий, которые он принес людям всех сословий, профессий, возрастов, мировоззрений.
«Реквием» - дирический цикл стихов, который создавался в течение 5 лет(1935-1940).Ахматовский стих – плач о живых, матерях, сестрах, женах, месяцами стоявших в тюремных очередях, о мертвых репрессированных друзьях и родственниках, а также о « живых трупах» в многочисленных лагерях и тюрьмах. 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына: его арестовывали трижды. Цикл связан единой темой, единой биографией – она мать осужденного и жена расстрелянного.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью , был.
Переживание лирической героини обобщенное – все окружение героини поражено той же бедой.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
Учитель. Реквием – это заупокойная месса, скорбная, печальная. Тема «реквиема» не нова в искусстве. Австрийский композитор В.А. Моцарт писал свой «Реквием» в течение двух последних месяцев жизни. Ахматова в течение пяти лет Моцарт не успел завершить свое творение, а Ахматова не только завершила произведение, но и продолжила тему, поднятую в поэме, в последующем творчестве.»Реквием» Моцарта – это песнь живых о мертвых, дыхание Вечности. Ахматовский «Реквием» - плач о живых. Послушайте «Реквием» Моцарта.
- Какие мотивы вы услышали? Какие чувства в вас пробудила эта музыка?( грусть, скорбь, дыхание Вечности, когда захватывает дух).
- Почему, слушая музыку, мы вспоминаем строки поэмы?
(поэма прочитана заранее).
Учитель. Подведем итог. Определите проблематику поэмы.
Учащиеся.1.Общая беда русского народа.
2.Тема памяти.
3.Тема осуждения тоталитарного режима.
2.Анализ поэмы.
Учитель. Дома вы прочитали поэму, статью учебника, работали с дополнительным материалом, ознакомились с вопросами плана. Задача выступающих – рассказать о некоторых особенностях поэмы, а задача класса – составить план – конспект ответов (жанр, сюжет, образ времени, гиперболический образ, поэт и поэзия, контрастность, Евангельская тема, тема памяти).
Ученик. Да, это именно поэма: об это свидетельствует композиция. Все стихи связаны одной темой, одним лирическим переживанием.
Каждое стихотворение сюжетно связано с конкретным эпизодом жизни героини и ее страданием : это или стояние в тюремной очереди и переживание ужаса неизвестности и ею, и каждым, кто был рядом; или сцена ареста; приговор. Но дух героини как бы вбирает в себя горе других, сливается с мукой обреченных. А их много, у каждого мать, жена, дети. Сюжет обрамлен эпиграфом, предисловием, посвящением, вступлением, эпилогом.
Ученик. Большое впечатление на меня произвел гиперболический образ народного страдания. Два слова «гнутся горы» рассказали многое : это вселенское горе. Оно переживается героиней так болезненно, искренне, сильно потому, что это и ее личное горе.
Ученик. Образ этого страшного времени, нарисованного во вступлении, потрясает нас предвидением поэта. Ведь о реальном мы узнаем через много лет, когда были опубликованы воспоминания оставшихся в живых мучеников, прошедших через нечеловеческие страдания в тюрьмах, лагерях, ссылках.
И когда обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под брезентовыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
Во вступлении показан Ленинград 30-х годов 20 века. Это город, ставший тюремной очередью, а страна корчится от боли.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе шла,
В тесной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
Буду я , как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Женщина, стоявшая в тюремной очереди вместе с Ахматовой, спросила, может ли поэтесса все это описать, И Ахматова ответила ,что сможет.
Ученик. Конечно, в такое трудное для народа время поэт не может молчать. Поэтому тема поэта и поэзии звучит в поэме очень отчетливо. Обещание : «Могу» Ахматова выполнила. Она считала это нравственной обязанностью ради тех, « кто там стоял со мною», ради возрождения человека.
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги к палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
Поэт, способный передать трагедию народа и страны, поднявшийся над личным страданием и страхом, своей несчастной судьбой. Она поэт, призванный выразить мысли и чувства всех жертв тоталитаризма, заговорить их голосом, не утрачивая своего индивидуального, поэтического. Поэт несет ответственность за то, чтобы правда о страшном времени стала известна всему миру, дошла до следующих поколений, оказалась достоянием Истории. Так оценивала роль поэта сама Ахматова. В поэме отчетливо звучит голос поэта – гражданина: «Я была тогда с моим народом». И была она не там, где рапортовали, где произносили льстивые речи, а там, где было больно и страшно, где было необходимо мужество поэта, чтобы сказать об этой стороне жизни. Хотя, конечно, было страшно об этом писать.
(воспоминания А.К.Чуковской на экране ).
Ученица. Я отметила такую особенность как контрастность. Откройте раздел «Приговор». С одной стороны, нужно вспомнить о деле, а с другой- помять нужно убить , помнить и вспоминать очень больно. С одной стороны, душа уже умерла, окаменела, с другой – умереть – это трусость, нужно продолжать жить, а как? Нужно снова учиться жить.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить.
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Мрачные , траурные предчувствия вступают в противоречия с природой, с окружающей жизнью: «каменное слово» приговора падает на «еще живую грудь», «светлый день» и «опустелый сад», «душа окаменела» и «снова научиться жить».
Ученик. Меня заинтересовала Евангельская тема (глава «Распятие»)Состояние матери ассоциируется с состоянием Богородицы. О горе матери невозможно говорить. Масштабы ее страданий беспредельны. Миниатюра «Распятие» - это приговор бесчеловечной Системе, обрекающей мать на неутешные страдания.
Ученица. Темой памяти пронизана вся поэма. Откройте «Эпилог».
«Реквием» - это исторический документ и отважный поступок большого русского поэта. В эпилоге поэмы поэтесса обращается к теме памяти. Ее устами высказывается « стомиллионный народ» и от его же имени она требует не забывать того, что никогда не должно повториться.
Узнала я ,как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.
Но не описание измученных лиц оказывается финалом. Ее поэтический голос вбирает в себя мысли и чувства, надежды и проклятия, он становится голосом народа.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать,
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде.
Ахматова писала «Реквием» не для современников, а для потомков, тем поколениям, которые не будут знать, как «это было». Она передает нам его как завет, как горестное наследство, как память о пережитом, о том, что не может быть забыто и прощено, как клятву верности своим нравственным и идейным принципам. Поэтесса в своих стихах призывает нас любить Родину, не быть равнодушными к ее судьбе.
Ученица. Завещание помнить наш народ выполнил. 30 октября в нашей стране знают как День памяти жертв политических репрессий.
Просмотр слайдов (памятники жертвам политических репрессий на Дальнем Востоке).
Учитель. Подведем итог.
Назовите три содержательных плана поэмы.
( первый – личное горе автора
второй – голос автора сливается с голосами тысяч российских женщин –жен, матерей, сестер репрессированных
третий – судьба лирической героини как символ эпохи ).
Вернемся к эпиграфу поэмы. Сделайте вывод, почему именно эти строки стали эпиграфом к поэме.
В чем актуальность поэмы?
3.Делимся впечатлениями.
Выступления учащихся ( лексика – синтаксические особенности (роль глаголов), фольклорно – песенные мотивы, жанр плача, роль личных местоимений (их более 50 ) и др..
Учитель. Я думаю, что это произведение никого не оставило равнодушным. А это очень важно: поэзия настоящих мастеров слова воспитывает нас, пробуждает в нас лучшие чувства, заставляет плакать и радоваться, сострадать и восхищаться.
Оценки.
Домашнее задание:
1.Сообщения по теме : «Любовная лирика Ахматовой».
2.Сопоставительный анализ 2-3 стихотворений ( образ лирической героини ).