kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе "Я была с моим народом..." Поэма "Реквием" (по творчеству Анны Ахматовой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ

 по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

«Я тогда была с моим народом…»

Урок в 11 классе

ОУ: МОУ «Гимназия №89»

Учитель: Батыгина С.Ю.., учитель русского языка и литературы высшей категории

Тема: Предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием»

Цель урока:

  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.
  3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор, поэма А.Ахматовой «Реквием», толковые словари, В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), карточки с ДЗ, карточки с вопросами для работы в группах, карточки с нормами оценок устных ответов по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Я была с моим народом..." Поэма "Реквием" (по творчеству Анны Ахматовой) »

КОНСПЕКТ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ

по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

«Я тогда была с моим народом…»

Урок в 11 классе

ОУ: МОУ «Гимназия №89»

Учитель: Батыгина С.Ю.., учитель русского языка и литературы высшей категории

Тема: Предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием»

Цель урока:

  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.

  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.

  3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор, поэма А.Ахматовой «Реквием», толковые словари, В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), карточки с ДЗ, карточки с вопросами для работы в группах, карточки с нормами оценок устных ответов по литературе.


Этапы урока

1. Организационный момент (4 мин)

Цель этапа:

Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.

Учитель: Анна Ахматова – удивительный поэт, с ее именем связаны трагические события русской истории. Судьба не была к ней благосклонна, несчастья следовали по пятам. Но великое мужество души позволило ей остаться несгибаемой под бурями клеветы и предательства, обиды и несправедливости.

Годы сталинских репрессий - страшные страницы в советской истории. Сколько нечеловеческих страданий испытали люди! Многих духовно искалечили, сломали, истребили. В те годы, когда на долю страны выпали чудовищные испытания, когда каждый чувствовал лишь страх и безмерное страдание, боль разлук, лирика А.А. Ахматовой становилась голосом России. Твердость и сила духа помогли поэту возвыситься над личным горем и поведать о трагической судьбе родины.

Итак, продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня мы знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Записываем тему урока ««Я тогда была с моим народом…»



Горестные события 30-ых – 40-ых годов XX века нашли воплощение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Чтение этого произведения оставляет неизгладимое впечатление, дает урок мужества и духовной стойкости.


- Ребята, для работы сегодня нам понадобятся тетради, текст поэмы А.Ахматовой «Реквием».

- Работу будем проводить индивидуально и в группах. Каждой группе было дано свое задание: найти нужную информацию, относящуюся к поэме.

1-я группа историков

2-я группа литературоведов

3-я группа потов

4-я группа музыковедов и искусствоведов.

Учитель: попробуем сформулировать цель урока

Деятельность учащихся

Формулировка цели урока на основе объявленной темы.

Возможные ответы учащихся

Я думаю, так как поэма называется «Реквием», в теме обозначено понятие «предназначение поэмы», необходимо на примере художественного текста показать значимость нравственных ориентиров (законов) для человека в трагические годы «ежовщины» и в современное время.


2. Проверка домашнего задания (4 мин)

Цель этапа:

Проверка уровня подготовленности учащихся к восприятию и анализу поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Учитель:

- Я предлагаю вам письменный блиц-опрос ДЗ, листы перед вами, запишите свою фамилию, на работу 2-3 минуты.

Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой

п п

Вопрос

Ответ

1

К каким фольклорным жанровым традициям обращается А.Ахматова в своих стихотворениях?

 Молитва, плач, причитание, песня

2

Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции?

 Трагическое время потерь и разрушений

3

В чём Ахматова видит своё предназначение?

 Разделить судьбу Родины, отказ от эмиграции

4

В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?

 «Реквием»

5

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?

 Да, аресты сына Льва, расстрел мужа Н. Гумилёва

6

«Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?

 «Реквием»





3.Актуализация знаний по поэме «Реквием» (7 минут)

Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.

Учитель:

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени. Давайте послушаем историческую справку, которую подготовила ________________

Историческая справка (уч-ся).

К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек

Учитель:

- Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД позвали «ежовщиной»

  • Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой ?

Литературоведы

а) 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

Учитель:

- Давайте обратимся к названию произведения. Что обозначает слово «Реквием»? Работаем с толковым словарём, выпишите это понятие.

Учащиеся: Учитель. Как вы думаете, а есть ли другая, внутренняя музыка поэмы?

Слово музыковедам.


Ученики. Да, есть. Музыка поэмы «Реквием» жестокая, надрывная, похоронная, которая оплакивает миллионы неповинных жертв.

Учитель. Эта музыка живет где-то в глубине души человека и не способна вырваться наружу от непомерности страданий. Но мы слышим траурный мотив. Он ясно звучит в строках «Вступления»: это скорбь Ахматовой по России, которая безвинно «корчится» от мук, это плач матерей, видящих, как уводят от них на каторгу или на расстрел сыновей.

Учитель. Кто может выслушать мольбу матерей, кто поймет их страдания?

Ученики. Только такая же, как и они сами, переживающая вместе с ними все происходящее. Словно в последний раз провожает мать своего сына:

Уводили тебя на рассвете.

За тобой, как на выносе, шла.

Учитель. Эта строфа выстроена Ахматовой как народный плач. Причитание матери по сыну тесно переплетается с крестьянским плачем по покойнику. Обратите внимание на такие слова: «темная горница», «плакали дети», «божница», «холод иконки». Сцена ареста в поэме не сугубо личная. Ахматова придает ей более широкий смысл. Перед нами незримо предстает история, трагедия из глубины веков: плач Ярославны, стоны и крики стрелецких жен, общий вой русских крестьянок. Все эти голоса отражают невыразимый трагизм русской женщины. Ахматова говорит не только о себе, но и о тех, с кем вскоре будет стоять многие часы в нескончаемой очереди.

С каждой строкой «Вступления» нарастает мотив одиночества и тоски, переходящей в безумие:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна…

У матери отняли сына – для нее нет ничего страшнее. Находясь в состоянии глубочайшего отчаяния и горя, лирическая героиня как бы отстраняется от себя, пишет в третьем лице. Она сама не верит в возможность пережить такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла.

Как вынести мучительную разлуку? Что может быть ужасней семнадцати месяцев безмолвных ожиданий, горького одиночества, пугающей неизвестности, бессонных слезных ночей?


(Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение – Р. Моцарта).

Учитель:

Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem». («Вечный покой даруй им, Господи!»).

  1. - Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете? А теперь обратимся к произведению «Реквием» и прослушаем фрагмент одноимённого музыкального произведения Моцарта. Что их объединяет? Какие ассоциации возникли у вас?


Учащиеся:

Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них.

Еще за 14 лет до работы над поэмой, в 1921 году, одно свое стихотворение Ахматова начала строчками:

«Все расхищено, предано, продано, / Черной смерти мелькало крыло»


4. Изучение нового учебного материала (10-12 мин)

Цель этапа:

Развитие навыков анализа поэтического текста.

Учитель:

  1. Анализ произведения:

- Подумаем над жанром: О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони). Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).

  • Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных стихотворений?

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.


- Поэма многоголоса: мы слышим голос поэта, матери, историка. Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?

Анализ произведения по группам.

Учитель:

Каждой группе предлагаются опорные вопросы.

1 группа

Голос поэта

В каких главах слышится голос поэта?

Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?

Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?

Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?

Возможный вариант ответа группы

Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Еще в стихотворении «Мне голос был..». поэтесса заявляет о своей гражданской позиции.

Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом».

Отрывок из документального фильма «Листки из дневника Ахматовой»

Голос Ахматовой (предисловие к «Реквиему»)

«Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо:

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта.

Хочется вспомнить еще одно стихотворение «Страх по тьме, перебирая вещи…»

Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.»

Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.

И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что-то изменить сложно – остаётся только молиться.

Стихотворение «Молитва»


Вторая группа

Голос матери

В каких главах мы слышим голос матери?

Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?

Какую лексическую особенность глав можете отметить?

Какие литературные ассоциации можете назвать?

Возможный вариант ответа группы:

Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: «тихо» - «тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.

Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна.


Третья группа

Голос историка

Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?

Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?

Возможный вариант ответа группы

Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».

Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.

В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.

В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.


Результат наблюдения всех групп может быть следующим:

В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.

Выступление групп, обсуждение поставленных вопросов (8-10):

Учитель:

- Зачем автору понадобилось такое многоголосие?


5. Итоговый вопрос, вывод (5 мин)

Учитель:

- Каково же предназначение поэмы А.Ахматовой «Реквием»?

- Согласны ли вы со словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».

А.С.Пушкин видит своё предназначение в том, чтобы «…Глаголом жечь сердца людей». Почему эти строки можно применить к творчеству А.А. Ахматовой? Исполняет Александр Галич



Александр Галич


"... а так как мне бумаги не хватило,

я на твоем пишу черновике..."

(Анна Ахматова "Поэма без героя")


Той злой тишиной, той неверной,

В тени разведенных мостов,

Ходила она по Шпалерной,

Моталась она у "Крестов". (*)


Ей в тягость? Да нет, ей не в тягость -

Привычно, как росчерк пера,

Вот если бы только не август,

Не чертова эта пора!


Таким же неверно-нелепым

Был давний тот август, когда

Над черным бернгардовским небом

Стрельнула,как птица, беда.


И разве не в августе снова,

В еще не отмененный год,

Осудят мычанием слово

И совесть отправят в расход?!


Но это потом, а покуда

Которую ночь - над Невой,

Уже не надеясь на чудо,

А только бы знать, что живой!


И в сумерки вписана четко,

Как вписана в нашу судьбу,

По-царски небрежная челка,

Прилипшая к мокрому лбу.


О, шелест финских сосен,

Награды за труды,

Но вновь приходит осень -

Пора твоей беды!


И август, и как будто

Все тоже, как тогда,

И врет мордастый Будда,

Что горе - не беда!


Но вьется, вьется челка

Колечками на лбу,

Уходит в ночь девчонка

Пытать твою судьбу.


Следят из окон постно

За нею сотни глаз,

А ей плевать, что поздно,

Что комендантский час!


По улице бессветной,

Под окрик патрулей,

Идет она бессмертной

Походкою твоей,


На праздник и на плаху

Идет она, как ты!

По Пряжке, через Прагу - (**)

Искать свои "Кресты"!


И пусть судачат глупые соседи,

Пусть кто-то обругает не со зла,

Она домой вернется на рассвете

И никому ни слова - где была...


Но с мокрых пальцев облизнет чернила,

И скажет, примостившись в уголке:

"Прости, но мне бумаги не хватило,

Я на твоем пишу черновике..."


1967-1969



6. Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…


7. Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин)


8. ДЗ. (2 мин)

Цель этапа:

Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.


2) Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

1. И.Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».

- Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?

2.«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)

3.Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Батыгина Светлана Юрьевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства