Урок литературы в 11 классе "Поэзия периода Великой Отечественной войны".
Урок литературы в 11 классе "Поэзия периода Великой Отечественной войны".
Работа представляет собой конспект урока по литературе в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны", рассчитанного на 2 академических часа. Целями урока являются развитие чувства патриотизма, интереса к русской поэзии и истории России, эстетических чувств и нравственных качеств учащихся. Занятие проводится в форме устного журнала, состоящего из четырёх страниц. На протяжении всего урока звучит выразительное чтение стихитворений в исполнении учащихся и песни в аудиозаписи. В качестве домашнего задания ученикам предложено поэтическое творчество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Поэзия периода Великой Отечественной войны".»
Алдохина Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ «ЦО №5» города Ефремова Тульской области. Поэзия периода Великой Отечественной войны.
Урок литературы в 11 классе (2часа).
_Форма урока – устный журнал.
_Цели урока: знакомство с лирикой поэтов времен Великой Отечественной войны; закрепление навыка анализа стихотворного произведения , выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитие патриотических чувств, интереса к русской поэзии, к истории России и родного края, эстетических чувств и нравственных качеств.
_Оборудование: стихи поэтов периода Вов, их портреты, начальные страницы устного журнала с иллюстрациями, гр. Запись песен военных лет, выставка книг по теме урока, записи на школьной доске, ученические тетради.
За неделю до проведения урока ученики 11 класса получили задание коротко рассказать о поэте, указанном учителем, выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений этого поэта. На индивидуальных сообщениях уч-ся в основном построена структура урока, проводимого в форме устного журнала. Страницы журнала:
- Война. Родина. Солдаты.
- Женщина на войне.
- Песни военных лет.
- Никто не забыт, ничто не забыто…
Конспект урока.
Урок начинается с сообщения учителем темы, формы урока, целей работы уч-ся в ходе урока, оформления результатов работы в тетрадях.
На доске заранее записаны фамилии поэтов, стихи которых прозвучат на уроке:
Акулиничев Н.П.
Антокольский П.Г.
Алигер М. И.
Ахматова А.А.
Берггольц О.Ф.
Гудзенко С.П.
Дудин М.А.
Друнина Ю.В.
Винокуров Е.М.
Исаковский М.В.
Инбер В.М.
Кедрин Д.Б.
Лебедев-Кумач В.И.
Наровчатов С.С.
Недогонов А.И.
Прокофьев ,А.
Старшинов Н.К.
Симонов К.М.
Сурков А.А.
Твардовский А.Т.
Тихонов Н.С.
Уткин И.П.
Фатьянов А.И.
Вступительная часть к устному журналу.
Великая Отечественная война оказала огромное влияние как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и русской культуры.
На великую народную беду наряду с воинами, рабочими, крестьянами, студентами сразу откликнулись представители творческой интеллигенции. Поэты, писатели, художники, артисты почувствовали себя призванными поддержать высокий патриотический подъём на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении тяжёлых испытаний. Поэтические жанры – самые оперативные. С первых дней войны лирика стала явлением уникальным. Её невозможно было разделить на гражданскую, интимную, философскую. Все мотивы в ней органически сочетались в передаче переживаний человека, вызванных общей народной бедой. Можно лишь выделить три основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага) и лиро-эпические (поэма, баллада). Стихотворные произведения звучали как поэтический призыв, лозунг, отражали переживания потерь и разлук, выражали надежду и веру.
Многие поэты были непосредственными участниками боевых сражений. Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили рядовыми бойцами и офицерами, у третьих (поэтов старшего поколения) Великая Отечесвенная война вызвала творческий подъём в тылу, в эвакуации. Вот их имена (см. запись на доске).
Уже в первые часы войны В.Лебедев-Кумач (1898-1949 гг.) создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А.Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Под её торжественное звучание отправились на фронт бойцы с октябрьского парада на Красной Площади в 1941 году, шли на знаменитую битву под Москвой, действительно «на смертный бой».
Звучит гр. Запись песни «Священная война».
Первая страница устного журнала «Война. Родина. Солдаты».
Выступление ученика. А.А.Ахматова.
Лирика А.Ахматовой глубока и многогранна. В её творчество органично входит тема войны,стихи во всей глубине отражают трагизм происходящего, веру в победу, любовь к стране, к человеку. Поэтесса следует нравственным, гуманистическим идеалам. Её внимание сосредоточено на трагедии человека, попавшего в военные условия. Перед её взором проходит череда простых русских солдат: «Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки – внуки, братишки, сыновья!».
За годы Вов Анна Ахматова создаёт сборник «Ветер войны». Ст-ние «Клятва» завершается торжественным обещанием, обращенным как к будущему поколению, так и к памяти предков: «Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, что нас покориться никто не заставит!». Знаменательно в этом ст-нии расширение границ времени и пространства. В ст-нии «Важно с девчонками простились…» возникают эпизоды частной жизни. Мотив прощания соседствует с мотивом вечного сна. Жизнь и смерть сливаются в этом ст-нии воедино. Следует отметить стихи «Мужество», «Победа», проанализировать одно из них.
2 .Выступление ученика. А.Сурков.
Трагедийно и сурово звучит книга стихов А.Суркова «Декабрь под Москвой»(1942г.) Против войны будто восстаёт сама природа:
Лес притаился, безмолвен и строг.
Звёзды погасли, и месяц не светит.
На перекрёстках разбитых дорог
Распяты взрывом малые дети…
На этом фоне поэт рисует выразительный портрет солдата-мстителя:
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет
Беспощадно, яростно казнить
Тех людей, что рвутся на Восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток? (1941 г.)
Лёгкий, ритмичный ямб не придаёт лёгкости звучаниюст-ния, входит в противоречие с его содержанием, но делает доходчивым, простым, понятным каждому патриоту. Риторический вопрос, завершающий ст-ние, звучит как призыв беспощадно громить ненавистного врага, приближая желанную победу.
3.О М. Исаковском.
Уверенность в победе звучит и ст-нии М. Исаковского «Перед боем» (1941 г.) Ученик читает, анализирует.
В ст-нии всего восемь строк, два четверостишья, но каков пафос! Многосоюзие, градация усиливают ощущение грядущей победы, той же цели служит развёрнутая метафора и использование устаревшего «поле брани» как ссылки на героическое прошлое, доблесть предков.
4.Сравнительный анализ двух ст-ний: С.Наровчатов «В те годы», А.Недогонов «Гнездо».
Стихотворения написаны с разницей в два года, но как похожи по содержанию: трагические события, страшные последствия военных действий. Авторы обращаются к образам птиц, к русской старине, «Слову о полку Игореве», к Богу, Ангелу-хранителю с мольбой о помощи одолеть врага, о благословении на суровое возмездие. Ряды однородных членов, анафора, сравнения, используемые и Наровчатовым, и Недогоновым, нагнетают ощущение ужасов войны, трагизма происходящего. Оба ст-ния написаны хореем с пиррихием. Алексей Недогонов прибегает к аллитерации, рисуя картину боя. Мирный пейзаж в первой части ст-ния, образ желторотого птенчика, оставшейся живой перепёлки вселяют надежду на победу в борьбе с врагом.
5.М.А.Дудин.
Михаил Александрович Дудин – автор сборников «Фляга» (1943г.), «Переправа»(1946г.). Его стихи созвучны прочитанным ранее, в них переживания, страдания, боль солдата переплетаются с уверенностью в победе, способностью преодолеть все трудности ради свободы и счастья родной земли и народа.
6.С.П.Гудзенко (1922-1953гг.), автор сб. «Однополчане»(1944г.)
Основной мотив творчества военных лет – мысли и чувства поколения, ушедшего на фронт со школьной скамьи.
Чтение ст-ния «Перед атакой»
Мрачные эпитеты, жутковатые метафоры (вмёрзшая в снега пехота, окоченевшая вражда, вражда, дырявящая шеи, смерть проходит мимо) создают реальную картину атаки. Анафора, многосоюзие, повторы заставляют ст-ние звучать тревожно, а читателя не просто волноваться, а испытывать ужас происходящего вместе с лирическим героем.
Стихотворение написано ямбом, и поразительно, что не является от этого светлым, лёгким, как мы привыкли думать.
7.Слово учителя.
Заканчивается первая страница устного журнала. Главное, что мы узнали из неё (уч-ся обобщают: суровые испытания народа, патриотизм, самопожертвование, жажда жизни, любви, вера в победу – всё отражено в тв-ве поэтов).
8.О поэме П.Антокольского «Сын» (1943г.).
Поэма начинается с сетования отца, что от сына нет писем ни ему, ни матери. Отец призывает сына подняться с сырой земли, но его молитвы тщетны: «Мой сын погиб». А далее – воспоминания о сыне от момента зачатия, детства до отрочества, первой влюблённости и «оборванной» в 18 лет юности.
Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
П.Антокольский сумел придать своему сыну черты, характерные для молодёжи времен Вов. В яростной борьбе с врагом обнаруживается высокое идейное и моральное превосходство молодого поколения нашей страны над молодёжью, развращенной поджигателями войны. Сурово звучат слова поэта, обращенные к фашисту, взрастившему сына-убийцу: Как ни вывёртывайся, как ни плачь.
Мой сын был комсомольцем,
Твой – фашистом,
Мой мальчик – человек,
А твой – палач.
9.О.Берггольц.
Голосом осаждённого Ленинграда стала Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла бойцов, защищавших город, и находящихся в блокаде жителей. Сама перенесшая ужасы блокадного Ленинграда, она не скрывает их в «Ленинградской поэме», т.к. убеждена, что именно внутренняя сила и стойкость помогли выстоять. Начинается поэма со странного и немыслимого эпизода: женщина не может похоронить дочь, умершую, по её словам, 10 дней назад. За то, чтоб сколотить гроб, с неё потребовали хлеб.
В поэме присутствуют зловещие символы луны, снега, холода, трескающегося льда, свистящего ветра. И среди этого мрака и пустоты на заледеневшем озере, ставшем Дорогой жизни, появляются тени машин, везущих хлеб. Символично ито, что не на гроб, а на жизнь, отдаёт героиня свой хлеб соседке.
В произведении мужество и внутренняя сила, которую поэтесса собирает в кулак для борьбы с врагом. И надежда побеждает. Гимном всему живому звучит финал поэмы.
Вторая страница устного журнала «Женщина на войне».
1.Ю.Друнина.
Лирика военных лет создала многогранный облик женщины-солдата, сестры милосердия, скорбящей матери, неутомимой труженицы, преданной возлюбленной, настоящего друга. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось статьбойцом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из снайперской винтовки, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, «брала языка». Женщина убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, её дом, её детей.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые
От «Прекрасной Дамы» в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия
Не могла сыскать.
В годы Вов в различных родах войск на фронте служило 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Ю.В.Друнина родилась в Москве в 1924 году. В 1941г. явилась в военкомат с требованием отправить на фронт. Сразу после окончания школы, в первые дни войны, Юлия Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944г. служила санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Вбоях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.
Полна трагизма лирика военных лет Ю.Друниной. Поэтесса не принимает и осуждает парадный взгляд на войну как череду побед и успехов. Война – это прежде всего тонкая грань между жизнью и смертью, которую каждый солдат может переступить в любую минуту. Эта идея отразилась в кратком, но глубоко афористичном ст-нии:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина – автор сборников «Тревога», «Окопная звезда».
Её ст-ние «Зинка» посвящено подруге-однополчанке Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. В его структуре автор совмещает два пространственно-временных пласта: фронт и тыл. Именно этим обусловлена метафора в строфе о гибели подруги:
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских сухих садах.
Основной неразрешенный трагический вопрос произведения, которым мучается героиня, - как сообщить матери о гибели её единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость:
У меня есть друзья, любимый,
Унеё ты была одна…
Я не знаю, как написать её,
Чтоб тебя она не ждала.
Так мы понимаем, насколько прочно были связаны незримой нитью те,кто воевал, с теми, кто ждал их дома.
2.Сообщение о К.М.Симонове (1925-1979гг). Чтение наизусть ст-ния «Жди меня».
Стихотворение написано в 1941 году. Оно пронизано глубоким лиризмом и обращено к конкретной женщине, актрисе Валентине Серовой. Лирический герой в нём – воплощение каждого рядового бойца, тоскующего, любящего, ревнующего. «Жди меня» получило величайшую признательность и широкую популярность, потому что стало исповедальным посланием всем любящих ко всем любимым. Оно стало заклинанием солдата для дорогой ему женщины, чтобы та ждала его, несмотря ни на какие трагические обстоятельства. Созданию заклинательного стиля способствует анафора. Основная идея этого стихотворения – любовь побеждает смерть и вселяет надежду на невозможное. Возлюбленная лирического героя оказывается морально выше тех, кто уже потерял веру. И её вера награждена: «ожиданием своим ты спасла меня».
3.Сообщение об И.П.Уткине (1903-1944гг).
Женщины спасали бойцов на фронте своим ожиданием, своей верой, верностью, своими молитвами, любовью, милосердием. Чтение ст-ния «Сестра».
Ст-ние, состоящее из трёх четверостиший, так глубоко по содержанию и проникновенной чувственности. Автор использует фольклорные мотивы, вспоминая о мёртвой и живой воде. Образ сестры милосердия, простой русской женщины, сливается в представлении лирического героя с образом великой России, образом Родины-матери.
4.Н.П.Акулиничев.
Н.П.Акулиничев родился в 1926 году на тульской земле в крестьянской семье, участник Вов. Свой солдатский путь закончил в Берлине, отмечен боевыми наградами. Н.Акулиничев – автор книг «Радуга над полем», «Сквозь годы», «Белостволица» и др.Главная тема его произведений – Родина, много стихов о войне, есть стихи о женщинах времён войны. В одном из них – о матери павшего солдата, который приходит к ней во сне, «мяту с мёдом подносит, подаёт, чтобы хвори слетели…». Сердце матери огромно, любовь её безгранична, и погибший сын будет жить в её душе до тех пор, пока жива она сама. Никогда он не приснится ей мёртвым.
Красивая.
Непобедимым был солдат,
Как говорят, богатырём.
Но вот судьба: из медсанбата
Вернулся он с поводырём.
Грустил и думал о невесте:
«Зачем ей нужен я слепой?»
И по селу ходили вести
Одна печальнее другой.
Но вдруг она сама с волненьем
Рванула запертую дверь,
Вошла к нему, вошла спасеньем:
«К тебе, Степан, пришла, поверь.
К тебе – женой, хозяйкой – дому».
Как гром ударили слова!
И в тот же миг в глаза слепому
Хлестнула неба синева
И вновь увидел он Россию,
Друзей, походные дымы,
И ту, что самою красивой
С тех пор в селе считаем мы.
Воистину, красив человек делами своими! И нет других комментариев.
5. Слово учителя. Обобщение сказанного.
Итак, перелистывая очередную страницу нашего устного журнала, подведем промежуточный итог. Какие темы волновали поэтов в грозные годы войны? (записываем в тетрадях).
-Тема любви к Родине, ненависти к врагу.
-Боль за родную землю и близких людей.
-Героизм народа на фронте и в тылу.
-Тема личных переживаний, ответственности, долга.
-Тема любви к матери, к женщине.
-Родительские тревоги.
-Уверенность в победе.
Следует подчеркнуть, что во многих произведениях эти темы органично сочетаются, переплетаются между собой.
Обобщим те средства выразительности речи, которые выделили выступающие при анализе ст-ний. Запишите их: эпитет, метафора, сравнение, анафора, антитеза, аллитерация, градация, повторы, многосоюзие, риторическое обращение, риторический вопрос, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм.
Третья страница устного журнала «Песни военных лет».
1.Слово учителя. Наш народ во все времена жил с песней. Не зря одна из них гласит:»Нам песня строить и жить помогает». И годы войны не стали исключением. Тогда песни помогали выжить, победить. Сними отправлялись на фронт («Священная война» Лебедева-Кумача), они передавались в списках из рук в руки, переходили из уст в уста. Шла война, а страна сочиняла и пела новые песни. Они добавляли сил, вдохновляли на подвиги, вели к победе.Были среди них и маршевые, и патриотические, и лирические. Какие можете назвать? (совместно составляем список, записываем в тетради)
«Священная война» В. Лебедева-Кумача (1941г),
«Землянка» А.Суркова (1941г),
«Огонёк», «В прифронтовом лесу», «Враги сожгли родную хату», «Прощание», «Катюша», «Снова замерло всё до рассвета» М.Исаковского,
«Соловьи», «На солнечной поляночке» (1942г) А.Фатьянова,
«Москвичи» Е.Винокурова (написана после войны, посвящена матерям, потерявших на фронтах сыновей).
2.История создания «Землянки» А.Суркова.
Поэты-фронтовики в редкие минуты затишья перед боем спрашивали себя: нужна ли на войне интимная лирика? Совершенно неожиданно родилась у Суркова его самая знаменитая и всеми любимая песня «Землянка» и разрешила все сомнения. Поэт писал жене письмо в стихах. Было это в ноябре 1941 года в землянке, в районе наблюдательного пункта Западного фронта, на 20-ом км Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Когда в начале 1942 года в Москве проездом находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию. К Суркову его письмо вернулось уже песней, полюбившейся многим за светлую печаль, мотив надежды на скорейшее восстановление мира и воссоединение возлюбленных. В произведении присутствует целая череда деталей, напоминающих лирическому герою о любимом человеке. Это и огонь в тесной печурке, и капля смолы, как слеза, ипеснь гармони, и белые от снега поля.
Прослушивание гр\записи.
3.Песни М.Исаковского.
Необыкновенно лирично, музыкально звучала фронтовая песня на стихи М.Исаковского.В ней отражались чувства рядового бойца, уходящего на защиту Отечества. Она согревала его, приближала в душе к родным и любимым, оставшимся в тылу. Даже в период тяжёлых испытаний хранит солдата светлое чувство любви, которое живёт в его сердце и сердце его девушки. Таково незамысловатое по форме, но очень верное по чувству и сути ст-ние «Огонёк». Снадеждой звучат строки:
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
Именно любовь помогает молодому бойцу выстоять в тяжёлых боях. Об этом не раз мы говорили сегодня. Именно она вселяет отвагу и мужество.
О том, как человек выходит из трагедии войны, Исаковский напишет позже, после Победы, в своём великом, ставшем народной песней ст-нии «Враги сожгли родную хату», герой которого, вернувшись домой, нашёл лишь пепелище.
(Чтение или прослушивание).
Четвёртая страница устного журнала «Никто не забыт, ничто не забыто».
1.Учитель: на протяжении всей послевоенной истории и поэты-фронтовики, и поэты нового поколения продолжали и продолжают обращаться в своём творчестве к событиям Великой Отечественной войны. Не можем оставаться в стороне и мы с вами. Одна из учениц сочинила, на мой взгляд, очень трогательное и проникновенное ст-ние «У вечного огня». Послушайте.
Смотрю на пламя Вечного огня
И на звезду, что у его подножья,
Простые чувства грудь мою теснят,
И диалог вдруг кажется возможным:
-Кем были вы, бойцы? О чём мечтали?
-Я жил в деревне, а работал в МТС,
Так уставал, что ноги не держали,
Но по утрам с узлом наперевес,
Где ржаный хлеб, солёный огурец,
Две дочки неизменно провожали
Меня на пахоту, в чём я был удалец,
На что родители меня благословляли.
-А я работал на дороге,
Жениться так и не успел.
Мечтал поездить в паровозе,
Чтоб он гудел, а я бы пел…
Но, знаешь, тоже не успел.
-Мне было восемнадцать лет,
Я только что закончил школу
И девушку мечтал иметь
Такую, как у друга Коли.
Теперь её не встретить боле.
-Мне повезло: я не мечтал,
Любил, берёг, был очень счастлив!
Я за неё бы всё отдал!
И отдал ведь, и в этом счастье.
-Мне хотелось в небо,
Мечталось полетать,
Далёкие выси смело покорять,
Кабы неона, не война…
-Хочешь меня послушать?
Наверно, ровесницы мы,
Только доля твоя получше
Моей, фронтовой сестры.
Я тоже мечтала учиться,
Чтоб агрономом стать,
В хорошего парня влюбиться,
Детей ему нарожать.
Да только невышло, видишь,
Злодейка-война не дала.
Но ты ведь меня не обидишь?
Доделаешь все дела?
Таким был последний голос,
Который услышала я,
И поняла ещё раз:
Погибли они за меня.
Чем расплатиться с ними
Можем сегодня мы?
С теми, что не дожили, не долюбили,
Счастливыми стать не смогли?
Я знаю ответ на этот вопрос,
Не мудрён он, а очень прост:
Расти, цвести, любить Отчизну,
Учиться, пользу приносить
И вечно помнить и ценить
Всех тех, над чьей могилой
Вечный огонь горит!
Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарю всех своих учеников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо. Этим уроком хотела донести до вас эмоциональный накал поэзии Великой Отечественной войны, богатство чувств и переживаний защитников Отечества и их близких, пробудить лучшие патриотические чувства: гордость за нашу великую Родину, её героический народ, за нашу литературу; пробудить боль и сострадание к павшим героям и оставшимся в живых ветеранам, зажечь ваши сердца тем огнём, который не вспыхнет на уроках истории. Надеюсь, получилось.
Потому домашнее задание – сочинить стихотворение о Великой Отечественной войне.
Объявление оценок, сдача тетрадей.
Из поэтического творчества детей (домашнее задание):
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}