Урок по литературе в 9 классе
" А. А. Сурков "В землянке""
Тема раздела: Тема патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой Отечественной войны
Тема урока
Алексей Александрович Сурков " В землянке"
Общая цель
Раскрыть исследовательские и творческие способности личности
Ожидаемые результаты
А. Выделяет главное в тексте, находит сходства и различия в творчестве поэтов
В. Демонстрирует полученные теоретические знания, использует их в инсценировках
С. Умеет задавать вопросы по теме урока
Тип урока
Урок творчества
Задания
Творческое задание: инсценирование песни и стихотворения, исследовательская работа, историческая справка, ученики задают вопросы гостю в студии, составить диаграмму Венна
Необходимые материалы
Учебник, воинские изречения распечатанные на листах А4, декорации к инсценировке, компьютер, плакаты, фломастеры, сотовые телефоны.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть (10 мин.)
Организационный момент, Эмоциональный настрой: назвать свое имя и пожелание стоящему рядом должно начинаться с начальной буквы твоего имени , деление класса на группы: ученики выбирали название песни, которую они знают и им нравится"Улыбка", "Вместе весело шагать", Работа по преодолению языкового барьера: Словесный метод Подводящий диалог
Дети становятся в круг радости, высказывают свои пожелания. Ученики выбирают название песни, делятся на группы, исполняют один куплет песни, читают воинские изречения, объясняют смысл, скандируют лозунг
Хоровое исполнение одного куплета песни
Формулируем тему урока
Презентация
(15 мин.)
Частично- поисковый метод: ролевая игра выступление историков
Творческий метод: инсценировка стихотворения К. Симонова" Жди меня и я вернусь", песни на слова А. Суркова "В землянке"
Ученики /историки/через сеть Интернет в сотовых телефонах ищут информацию об истории создания произведений, с полученной информацией знакомят класс
Групповая работа
Первая группа инсценирует стихотворение К. Симонова "Жди меня и я вернусь", читают наизусть стихотворение, вторая группа инсценирует песню на слова А.Суркова "В землянке" работа групп оценивается: фейерверк, цепочка пожеланий
Основная часть
(15 мин.)
Наглядный метод: презентация слайда "Биография, творчество А. Суркова"
Творческий метод: дидактическая игра "ТВ-шоу",
Активные методы обучения: составляем диаграмму Венна, домашнее задание: Повторить пройденный материал, подготовиться к написанию сочинения
Знакомятся с презентацией по биографии и творчеству К. Симонова.
Задают вопросы по теме урока, отвечают на вопросы,
Составляют диаграмму Венна, защищают работы.
Итог(5 мин.)
Заполняют листы рефлексии "Оцени себя на уроке"
При заполнении листов рефлексии отмечают свою работу в течение урока
Самоанализ урока На данном уроке я планировала провести работу с целью углубления и расширения знаний учащихся о поэтах и поэзии периода Великой Отечественной войны, развить у учащихся исследовательские и творческие способности. Я ставила перед собой цели развивать в учениках навыки работы в группах и в парах, умению объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить, рассуждать. Для решения поставленных целей и задач планировала применить идеи семи модулей Программы.
Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды через эмоциональный настрой ,где дети, назвав свое имя, должны были высказать пожелание стоящему рядом. Для деления на группы я предложила детям выбрать название песни и исполнить один куплет. Это способствовало созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. Работа по преодолению языкового барьера проводилась в группах, ученики читали военные изречения , объясняли смысл изречения и скандировали лозунги. Ученики обладают потребностью участвовать в разговоре друг с другом, .усваивая новую информацию, они учатся помогать друг другу, оказывать поддержку. Такой вид деятельности дает им возможность рассуждать, высказываться.
Учитывая возрастные особенности учеников, я дала ученикам задание с опережением : подготовить инсценировку произведений военных лет К. Симонова и А. Суркова . К выполнению творческого задания ученики отнеслись с большой заинтересованностью. Задания такого характера дают возможность ученикам раскрыть свои творческие способности и наряду с этим глубже узнать материал урока . Весь класс принял активное участие в инсценировании произведений. На уроке дети использовала сотовые телефоны для того, чтобы получить информацию об истории создания произведений эта форма работы позволила развить умение грамотно извлекать необходимую информацию, работать в сетях Интернет , так же на уроке была продемонстрирована слайдовая презентация, где ученики познакомились с биографией и творчеством А. Суркова.
Дидактическая игра "ТВ- шоу" проводилась на этапе закрепления материала в форме диалога. Важность развития диалогической беседы здесь просто неоценима. Данный вид работы активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки. На заключительном этапе работы дети заполняли диаграмму Венна и представляли свои работы, данная стратегия позволила оценить степень усвоения изученного материала Применение данной стратегии способствует повышению у учащихся внутренней мотивации , появлению интереса к предмету, любознательности, ответственности, активности, инициативности. При такой организации учебного процесса происходит нравственное развитие: дети учатся общению, сопереживанию, сопричастности к успешности каждого члена своей группы . Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке является взаимооценка и самооценка . Ребята с большим удовольствием оценивали друг друга. На уроке проводилось формативное оценивание: фейерверк, аплодисменты, цепочка пожеланий. Я полностью согласна с высказыванием Блека, что оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своём языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать. (Блэк и др., 2003).
В конце урока я раздала ученикам листы рефлексии "Оцени себя на уроке". Я выбрала этот вид рефлексии, потому что самооценка повышает уровень мотивации, саморегулирования. Все ученики положительно оценили себя на уроке Практически все отметили , что на уроке они работали или помогали друг другу, не было такого ответа , где ученик говорит , что он отдыхал или ему было скучно. Это, по моему мнению, говорит о том, что детям очень нравится творческая работа , а приемы и методы новых технологий позволяют учителю интересно и увлекательно проводить уроки .
Оценивание урока
В процессе выполнения заданий творческого характера ученики более глубже усвоили материал урока
Изменения по уроку
Дети на уроке стали активными, с интересом работают в группах