Урок литературы по творчеству Н.А. Некрасова.
Тема: Творчество Николая Алексеевича Некрасова
Стихи о народной жизни «Размышления у парадного подъезда».
Цели: 1. Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
Дать представление о жизни
простого народа в крепостнической России.
2. Развивать умение аргументировать свою точку зрения, навыки
выразительного чтения
3. Приобщить учащихся к чтению классической литературы.
Оборудование: Портрет писателя, репродукции картин «Бурлаки на Волге»;
«Чаепитие в Мытищах » и т. д.
1 Слово учителя.
- Вы знакомы с творчеством русских писателей, которые своим главным оружием в руках – пером, восстали против крепостного права.
Это рассказ Тургенева «Муму» с его антикрепостническим пафосом и прославлением могучего народного характера; сказки Салтыкова-Щедрина, где великий сатирик защищал народ и гневно бичевал его притеснителей; комедия Гоголя «Ревизор», где вы постигали широкое обобщающее значение комедии.
И вот произведения Некрасова, в которых по-своему говорится о безмерных страданиях, о неиссякаемой силе, о будущем народа и в которых народ поставлен лицом к лицу со своими угнетателями, «прежними»- помещиками, чиновниками, вельможами и «новыми» - лабазниками, купчиками, толстосумами.
Словарная работа.
Ходоки – посланные ходатайствовать
Лабазник – торговец зерном, мукой.
Купчина – купец (владелец частного торгового предприятия).
Толстосумы – от толстая сумка.
Пилигрим – путешественник –богомолец, паломник
Прожектеры – планы на будущее, несбыточный проект
Идиллия – безмятежная жизнь.
Комментированное чтение. «Размышления у парадного подъезда».
(Показ слайдов к стихотворению)
Стихотворение создано в 1858 г. Поводом к написанию стихотворения послужил реальный случай, свидетелем котором был Некрасов, - неудачная попытка деревенских ходоков пробиться к вельможе.
Может быть, если бы эту сцену наблюдал обыкновенный человек, он не обратил бы на неё особого внимания; в условиях официального сановного Петербурга унижения людей из «простонародья» было привычным и обыденным делом.
Посмотрим, какие переживания она вызвала у автора и как он о ней рассказал.
Стихотворения состоит из трех частей. Оно открывается описанием парадного подъезда. В центральной части находится потивопоставление образов барина и крестьян. Размышлениями автора оно завершается. В каждой части заключены контрастные сочетания описаний, образов, мотивов. Описывая парадный подъезд по «торжественным дням» автор иронизирует над чиновным чинопочитанием. Изображая картину подъезда «в обычные дни», поэт высказывает свое участливое отношение к убогим просителя.
Каждое художественное произведение носит условный характер, нерасторжимое единство. В I части нет прямогоизображения вельможи и крестьян-ходоков, но картина пышного подъезда и убогих просителей готовит к встрече с главными героями.
В III-IV частях, сцена которая разыгралась у парадного подъезда остается в памяти читателей и становится фоном, определяющая тональность всего стихотворения.
Автор переносит нас на просмотр родной земли, в убогие хижины крестьян, к бурлакам на Волге.
Словесная характеристика подъезда . Работа по тексту
- Какими вы предствляете крестьян перед парадным подъездом?
- Опишите их портреты, используя лексику стихотворения
- Можно ли по иллюстрации сказать о характере крестьян?
Противопоставление богатых и бедных.
Анализ стихотворения по картинам русских художников
( показ слайдов).
О бедности простого русского народа, о тяжелой доле, о беспросветной его жизни писали картины замечательные художники: И.Р. Репин, В.Г Перов, А.Г. Венецианов, К.Е. Маяковский, В.М. Максимов,, Н.А. Ярошенко.
Правда и только правда на страницах их полотен.
В этих стихотворениях поэт с верой смотрит в будущее, думой о родине, о смысле человеческой жизни.
Аналогия с произведениями казахских поэтов.
-Вспомним стихотворения казахских поэтов, призывающих к борьбе с угнетателями.
Д.Мыржа?ов «Оян, ?аза?!»;
С.Торай?ыров «Кедей поэмасы»;
М.Ж?мабаев «?ыс?ы дала», «?аран?ылы? ?оюланып келеді», «?аза?ым», «Мен жастар?а сенемін», «Са?ындым»;
Ж.Молда?алиев «Мен-?аза?пын»;
С.Сейфуллин «Т?лпарым», «Са?ындым»;
Б.Майлин «Мыр?ымбай» поэмасы;
С.М??анов «?мір мектебі»;
Ж.Жабаев «Кедей к?ні», «Халы? кегі», «Халы?ты? еркі кетті басынан», «Біреулер ж?р».
Блиц-анкета «Наследие поэта».
- В каком году написано стихотворение?
- Кому посвящается?
- Какие стихи поэта о народе вы знаете?
- какие чувства вызывает простой народ у поэта?
- А чем волнует стихотворение нас, живущих в другое время и в иных социальных условиях? (беспощадная ненависть к отрицательным сторонам жизни: к равнодушию, нравственной глухоте).
Вывод:
Н.А. Некрасов всю творческую жизнь писал о русском народе и для народа. Герои его произведений простой русский народ- мужики, женщины – крестьянки, дети.
Поэт глубоко верит в непоколебимую веру в силы народа, его скорбную любовь к родине и призывает народ к борьбе, к революционным действиям