Урок литературы по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»
« Была ли счастлива «песчаная учительница?»
Цели урока:
- определить основную идею рассказа Платонова
- обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства»
- отрабатывать умение анализировать замысел автора, композицию литературного произведения, определять роль пейзажа.
- через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа
- дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.
Ход урока.
- Викторина – проверка знания текста.
- Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
- Почему дети в селе не ходили в школу?
- Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
- Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
- Осталась ли она в Хошутове навсегда?
- Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?
- Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.
Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.
Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики. Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:
Раскалённые барханы – пылающие костры
Стонущий песок
День = ночи
Саван солонца
Солнце меркло
Верхушки барханов дымятся
Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.
Можно ли быть счастливым в аду?
- Проведём интервью с Марией Никифоровной.
Задание: в паре придумать три вопроса учительнице о её жизни в Хошутове и ответить на них. Затем проводится «пресс – конференция с учителем».
Вопросы, придуманные детьми:
- Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?
- Почему дети в вашем селе не ходили в школу?
- Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?
- Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?
- Почему Вы не уехали домой к родителям?
- Почему Вы стали преподавать новый предмет?
- Учились ли Вы земельному делу?
- Почему Вы решили победить пустыню?
- Платили ли Вам деньги за дополнительную работу?
- Каких успехов Вы достигли в Хошутове?
- Как относятся к Вам дети и взрослые в Хошутове?
- Составим опорный конспект.
«Почему Мария Нарышкина могла бы заведовать целым народом?»
Что выбрала «песчаная учительница»?
Назначение в Хошутово
Вернуться домой к родителям?
Поехать по назначению?
Долг, ответственность
Дети не ходят в школу, село бедствует.
Отказаться от работы
или
ждать, когда всё само наладится и получать зарплату
Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету - песчаному делу
Целеустремлённость,
активная жизненная позиция
Посадки шелюги уничтожены кочевниками.
Безрезультатно жаловаться,
Ненавидеть другой народ и его правду.
Встать на место противника.
«Умный вождь»: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.
Справедливость, гуманность, терпимость
Учить кочевников культуре песков?
Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь
«Похоронить молодость среди диких кочевников». Награда – памятник-шелюга
Ответственность за судьбу двух народов.
Оптимизм: « Приеду … по лесной дороге».
5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?
6. Домашнее задание: Ответить на один из этих вопросов письменно. Прочитать рассказ Платонова «Корова». Что общего между героями двух рассказов?