kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»

 

 « Была ли счастлива «песчаная учительница?»

 

Цели урока:

  • определить основную идею рассказа Платонова
  • обучать характеристике литературного героя через  работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства»
  • отрабатывать умение анализировать замысел автора,  композицию литературного произведения,  определять роль пейзажа.
  • через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа
  • дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

 

Ход урока.

  1. Викторина – проверка знания текста.
    1. Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
    2. Почему дети в селе не ходили в школу?
    3. Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
    4. Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
    5. Осталась ли она в Хошутове навсегда?
    6. Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?

 

  1. Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.

Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.

Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики.  Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:

Раскалённые барханы – пылающие костры

Стонущий песок

День = ночи

Саван солонца

Солнце меркло

Верхушки барханов дымятся

Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет  жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.

Можно ли быть счастливым в аду?

 

  1. Проведём интервью с Марией Никифоровной.

Задание: в паре придумать три вопроса учительнице  о  её жизни в Хошутове и ответить на них. Затем проводится «пресс – конференция с учителем».

Вопросы, придуманные детьми:

  • Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?
  • Почему дети в вашем селе не ходили в школу?
  • Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?
  • Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?
  • Почему Вы не уехали домой к родителям?
  • Почему Вы стали преподавать новый предмет?
  • Учились ли Вы земельному делу?
  • Почему Вы решили победить пустыню?
  • Платили ли Вам  деньги за дополнительную работу?
  • Каких успехов Вы достигли в Хошутове?
  • Как относятся к Вам  дети и взрослые в Хошутове?

 

  1. Составим опорный конспект.

 

 «Почему Мария Нарышкина могла бы заведовать целым народом?»

Что выбрала «песчаная учительница»?

 

Назначение в Хошутово

 

Вернуться домой к родителям?

Поехать по назначению?

 

                                                                  Долг, ответственность

 

Дети не ходят в школу, село бедствует.

 

Отказаться от работы

или

ждать, когда всё само наладится и получать зарплату

Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету  - песчаному делу

 

                                                          Целеустремлённость,

                                                                    активная жизненная позиция

 

Посадки шелюги уничтожены кочевниками.

 

Безрезультатно жаловаться,

Ненавидеть  другой народ и его правду.

Встать на место противника.

«Умный вождь»: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

 

 

                                                              Справедливость, гуманность, терпимость

 

Учить кочевников культуре песков?

 

Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

«Похоронить молодость среди диких кочевников». Награда – памятник-шелюга

 

 

                                                              Ответственность за судьбу двух народов.

                                                        Оптимизм: « Приеду … по лесной дороге».

 

5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?

 

6. Домашнее задание:  Ответить на один из этих вопросов письменно. Прочитать рассказ Платонова «Корова». Что общего между героями двух рассказов?

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница". »

Урок литературы по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»


« Была ли счастлива «песчаная учительница?»


Цели урока:

  • определить основную идею рассказа Платонова

  • обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства»

  • отрабатывать умение анализировать замысел автора, композицию литературного произведения, определять роль пейзажа.

  • через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа

  • дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.


Ход урока.

  1. Викторина – проверка знания текста.

    1. Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

    2. Почему дети в селе не ходили в школу?

    3. Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

    4. Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

    5. Осталась ли она в Хошутове навсегда?

    6. Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?


  1. Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.

Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.

Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики. Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:

Раскалённые барханы – пылающие костры

Стонущий песок

День = ночи

Саван солонца

Солнце меркло

Верхушки барханов дымятся

Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.

Можно ли быть счастливым в аду?


  1. Проведём интервью с Марией Никифоровной.

Задание: в паре придумать три вопроса учительнице о её жизни в Хошутове и ответить на них. Затем проводится «пресс – конференция с учителем».

Вопросы, придуманные детьми:

  • Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?

  • Почему дети в вашем селе не ходили в школу?

  • Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?

  • Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?

  • Почему Вы не уехали домой к родителям?

  • Почему Вы стали преподавать новый предмет?

  • Учились ли Вы земельному делу?

  • Почему Вы решили победить пустыню?

  • Платили ли Вам деньги за дополнительную работу?

  • Каких успехов Вы достигли в Хошутове?

  • Как относятся к Вам дети и взрослые в Хошутове?


  1. Составим опорный конспект.


«Почему Мария Нарышкина могла бы заведовать целым народом?»

Что выбрала «песчаная учительница»?


Назначение в Хошутово


Вернуться домой к родителям?

Поехать по назначению?


Долг, ответственность


Дети не ходят в школу, село бедствует.


Отказаться от работы

или

ждать, когда всё само наладится и получать зарплату

Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету - песчаному делу


Целеустремлённость,

активная жизненная позиция


Посадки шелюги уничтожены кочевниками.


Безрезультатно жаловаться,

Ненавидеть другой народ и его правду.

Встать на место противника.

«Умный вождь»: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.



Справедливость, гуманность, терпимость


Учить кочевников культуре песков?


Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

«Похоронить молодость среди диких кочевников». Награда – памятник-шелюга



Ответственность за судьбу двух народов.

Оптимизм: « Приеду … по лесной дороге».


5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?


6. Домашнее задание: Ответить на один из этих вопросов письменно. Прочитать рассказ Платонова «Корова». Что общего между героями двух рассказов?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница".

Автор: Лобаченко Ольга Эдуардовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Очерк жизни и творчества  А.Платонова. Своеобразие художественного мира  писателя. Рассказ  А.Платонова «Песчаная учительница»."
    ["seo_title"] => string(124) "ochierkzhizniitvorchiestvaaplatonovasvoieobraziiekhudozhiestviennoghomirapisatieliarasskazaplatonovapieschanaiauchitielnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "270725"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451237747"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_po_russkomu_iazyku_i_literature_na_temu_mesto_cheloveka_v_zh"
    ["file_id"] => string(6) "579140"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619190043"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Краткосрочный план А.Платонов "Песчаная учительница ""
    ["seo_title"] => string(57) "kratkosrochnyi_plan_a_platonov_pieschanaia_uchitiel_nitsa"
    ["file_id"] => string(6) "346489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475075128"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок пресс- конференция  с «героями».  Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-priess-konfierientsiia-s-ghieroiami-andriei-platonovich-platonov-klimientov-na-zarie-tumannoi-iunosti"
    ["file_id"] => string(6) "243873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445846309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства