kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»

Нажмите, чтобы узнать подробности

заключительный урок по рассказу А.Платонова "Песчаная учительница". Обсуждение учащимися о месте человека в жизни, о назначении и роли человека в жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»»

Класс: 10

Тема: «Место человека в жизни» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница»)

Цели урока:

- формировать представление учащихся об идейном своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа;

- развить навыки анализа текста, развивать художественное мышление, развивать логически связанную речь, формировать читательскую позицию;

- на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.

Метод обучения: частично-поисковый; приемы: эвристическая беседа по вопросам, анализ текста, комментированное чтение


Ход урока

...Главное – сеять души в людях...

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,

а на сердце и разум придет, а от разума и

трудное легким станет.

А.Платонов

I.Организационный момент.

II.Постановка целей урока.


Слово ученика. (Биографическая справка)

Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. 

   В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.

В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница».

Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.  

Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было вычеркнуто из советской литературы.

Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.

Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми.

Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чём смысл жизни человека?

К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.


III. Слово учителя.

Действительно, в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница» повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.


IV. Беседа по выявлению восприятия художественного текста.

Прием: Верные-неверные утверждения.

Мария выросла в Прикаспийской пустыне

Отец Марии был известным рабочим

Марию назначили учительницей в село Хошутово

Село Хошутово было красивым и цветущим

Мария Никифоровна учила жителей строить заводы и фабрики

Через год после приезда Марии село опустело

Кочевники истребили все, что с трудом выращивали жители села

Молодая учительница не выдержала жизненных испытаний и вернулась в родной город.


V. Работа с текстом рассказа.


1. Как проявляются качества героини рассказа?

2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
3. Чему подчинена композиция рассказа? 
4.Какие проблемы поднимаются в произведении?


-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии Нарышкиной- как учителя и как человека?

(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья, ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях).


-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?


Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.


 Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих. Такие люди, как Мария, нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.

-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?

У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это слово?

Лексическая работа.

Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных.

(Прототип (греч) первообраз, основной образец, начальный.)

Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария Александровна, тоже учительница.

-А наша героиня – учительница не простая, а «песчаная». Почему?

-Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4 человека)


Словарная работа. ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ.

Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)

Саван солонца (метафора)

Стонущий песок (олицетворение)

День=ночи

Верхушки барханов дымятся (олицетворение)

-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же замысел автора?

(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть муки и ужас! Зачитать примеры!)


Мы рассмотрели образ пустыни. Так почему же главная героиня «песчаная» учительница?

(Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало ехать в дальнее село, которое погрязло в песках).


-Как же жилось и работалось героине?

(Трудно, тяжело).

-В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).

-А был у героини выбор? (Да, был).


Мария Никифоровна преодолевает все трудности, несмотря на молодость. Андрей Платонов совершенно не случайно дает своей героине имя Мария, он использует прием «говорящие имена».

Обращаемся к словарю личных имен.

Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.

Никифор (древнегреческое) победитель, жизнерадостен, энергичен.

(Комментарий ученика, как имя героини помогает в раскрытии ее характера).


Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том, что приходится преодолевать трудности, а в том, как это происходит, важно сделать правильный выбор.






-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла свое место в жизни Мария Никифоровна?


(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в служении людям. И это высшая ценность!).


-Для чего человек живет? В чем смысл жизни?


Ответы детей: оставить добрый след на земле; для других людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой род; добиться славы, успеха, известности и д.р.

Учитель : Весь  смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать  больше.  Эмиль Золя. 


Роль профессии в жизни человека


Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.

      Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.


VI. Обобщение:

Письменно по схеме ответить на вопрос:

Нужны ли обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»?


Я считаю, что….

, потому что …

Я могу доказать это на примере…

Исходя из сказанного, делаю вывод, что…

По желанию прочитать вслух свои ответы.


VII. Домашнее задание:  Напишите мини-сочинение на тему: “Какую пользу я могу принести людям”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оспанова Жанат Ануаровна

Дата: 23.04.2021

Номер свидетельства: 579140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства