Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»
Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»
заключительный урок по рассказу А.Платонова "Песчаная учительница". Обсуждение учащимися о месте человека в жизни, о назначении и роли человека в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»»
Класс: 10
Тема: «Место человека в жизни» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница»)
Цели урока:
- формировать представление учащихся об идейном своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа;
- на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.
Метод обучения: частично-поисковый; приемы: эвристическая беседа по вопросам, анализ текста, комментированное чтение
Ход урока
...Главное – сеять души в людях...
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,
а на сердце и разум придет, а от разума и
трудное легким станет.
А.Платонов
I.Организационный момент.
II.Постановка целей урока.
Слово ученика. (Биографическая справка)
Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.
В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница».
Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.
Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было вычеркнуто из советской литературы.
Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.
Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми.
Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чём смысл жизни человека?
К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.
III. Слово учителя.
Действительно, в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница» повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
IV. Беседа по выявлению восприятия художественного текста.
Прием: Верные-неверные утверждения.
Мария выросла в Прикаспийской пустыне
Отец Марии был известным рабочим
Марию назначили учительницей в село Хошутово
Село Хошутово было красивым и цветущим
Мария Никифоровна учила жителей строить заводы и фабрики
Через год после приезда Марии село опустело
Кочевники истребили все, что с трудом выращивали жители села
Молодая учительница не выдержала жизненных испытаний и вернулась в родной город.
V. Работа с текстом рассказа.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”? 3. Чему подчинена композиция рассказа? 4.Какие проблемы поднимаются в произведении?
-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии Нарышкиной- как учителя и как человека?
(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья, ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях).
-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.
Вывод:Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих. Такие люди, как Мария, нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.
-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?
У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это слово?
Лексическая работа.
Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных.
(Прототип (греч) первообраз, основной образец, начальный.)
Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария Александровна, тоже учительница.
-А наша героиня – учительница не простая, а «песчаная». Почему?
-Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4 человека)
Словарная работа. ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ.
Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)
Саван солонца (метафора)
Стонущий песок (олицетворение)
День=ночи
Верхушки барханов дымятся (олицетворение)
-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же замысел автора?
(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть муки и ужас! Зачитать примеры!)
Мы рассмотрели образ пустыни. Так почему же главная героиня «песчаная» учительница?
(Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало ехать в дальнее село, которое погрязло в песках).
-Как же жилось и работалось героине?
(Трудно, тяжело).
-В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).
-А был у героини выбор? (Да, был).
Мария Никифоровна преодолевает все трудности, несмотря на молодость. Андрей Платонов совершенно не случайно дает своей героине имя Мария, он использует прием «говорящие имена».
Обращаемся к словарю личных имен.
Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.
(Комментарий ученика, как имя героини помогает в раскрытии ее характера).
Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том, что приходится преодолевать трудности, а в том, как это происходит, важно сделать правильный выбор.
-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла свое место в жизни Мария Никифоровна?
(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в служении людям. И это высшая ценность!).
-Для чего человек живет? В чем смысл жизни?
Ответы детей: оставить добрый след на земле; для других людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой род; добиться славы, успеха, известности и д.р.
Учитель :Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. Эмиль Золя.
Роль профессии в жизни человека
Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.
Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.
VI. Обобщение:
Письменно по схеме ответить на вопрос:
Нужны ли обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»?
Я считаю, что….
…, потому что …
Я могу доказать это на примере…
Исходя из сказанного, делаю вывод, что…
По желанию прочитать вслух свои ответы.
VII. Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему: “Какую пользу я могу принести людям”.