- знакомство с лирикой А.С.Пушкина (развитие компетенций познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире и компетенции информационных технологий);
- совершенствование навыков анализа поэтического текста и выразительного чтения (развитие компетенции информационных технологий, компетенции общения, компетенции познавательной и продуктивной деятельности);
- обращение к нравственным истокам души ( развитие компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции, компетенции самосовершенствования);
- приближение к духовному миру поэта ( развитие компетенций самосовершенствования,, социального взаимодействия, продуктивной деятельности, интеграции).
Оборудование:
- ЭОР:
-аудиозаписи романсов «Я помню чудное мгновенье…», «Храни меня , мой талисман…»;
-видеорепродукции из фотоальбома «Пушкин и его современники»;
-презентации «Лицейские друзья А.С.Пушкина» , «Чаадаев, Жуковский, Вяземский», «А.С.Пушкин и Анна Керн», «Н.Н.Пушкина»;
Примечание: предварительно класс разбивается на группы, каждая группа самостоятельно подбирает материал об адресате лирики Пушкина, готовит презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Языком сердца говорю..." »
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Языком сердца говорю…»
(Адресаты лирики А.С.Пушкина)
Учитель 1-ой категории Парканова Татьяна Борисовна
Цели:
- знакомство с лирикой А.С.Пушкина (развитие компетенций познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире и компетенции информационных технологий);
- совершенствование навыков анализа поэтического текста и выразительного чтения (развитие компетенции информационных технологий, компетенции общения, компетенции познавательной и продуктивной деятельности);
- обращение к нравственным истокам души ( развитие компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции, компетенции самосовершенствования);
- приближение к духовному миру поэта ( развитие компетенций самосовершенствования,, социального взаимодействия, продуктивной деятельности, интеграции).
Оборудование:
- ЭОР:
-аудиозаписи романсов «Я помню чудное мгновенье…», «Храни меня , мой талисман…»;
-видеорепродукции из фотоальбома «Пушкин и его современники»;
-презентации «Лицейские друзья А.С.Пушкина» , «Чаадаев, Жуковский, Вяземский», «А.С.Пушкин и Анна Керн», «Н.Н.Пушкина»;
Примечание: предварительно класс разбивается на группы, каждая группа самостоятельно подбирает материал об адресате лирики Пушкина, готовит презентации.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
2.
3.
Вступи
тельное слово учителя.
Работа в группах по модели «Вертушка».
Заполнение таблицы
Контрольное тестирование по теме «Адресаты лирики Пушкина»
видеорепродукции из фотоальбома «Пушкин и его современники»
-выполнение тестовых заданий с использованием электронного учебного модуля
5
25
15
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок литературы, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, призван расширить ваше представление о лирике Пушкина, познакомить вас с судьбами людей, которых хорошо знал и любил поэт, которые вызывали в нём прилив творческого вдохновения. Вы уже знакомы с таким жанром, как послание. Давайте вспомним сейчас его основные признаки.
Я думаю, вы уже заметили, что у Пушкина очень много адресной лирики. Наша с вами задача – понять: почему так часто поэт обращается к жанру послания? Какую возможность эти стихотворения предоставляют нам, читателям, для того , чтобы приблизиться к личности великого поэта, познать его внутренний мир?
Сегодня мы работаем в группах, каждая из которых получила задание самостоятельно подобрать материал об адресате лирики А.С.Пушкина. Путём совместной работы, заполнения обобщающей таблицы мы постараемся понять личность самого поэта, увидеть людей , окружавших его на протяжении многих лет и вызывавших его симпатию и любовь.
Работа 1-ой группы «Лицейские друзья А.С.Пушкина».
- чтение наизусть стихотворения «Служенье муз не терпит суеты…»
- представление презентации;
- чтение наизусть и анализ стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный…»;
- выводы (какие мотивы объединяют все три стихотворения?); выводы заносятся в таблицу.
Работа 2-ой группы «Послелицейское окружение Пушкина».
- представление презентации «Чаадаев, Жуковский, Вяземский»;
- какова идея стихотворения? Подтвердите строками стихотворения ;
- видна ли гражданская позиция юного Пушкина?
- в чём необычность сравнений в этом стихотворении?
- почему стихотворение обращено именно к Чаадаеву?
- как изменились их взаимоотношения в 30-е годы?
- чтение наизусть стихотворения «Когда к мечтательному миру…»; найти эпитеты в стихотворении, определить их роль.;
- выводы ( какое место занимает Жуковский в жизни А.С.Пушкина?); выводы в таблицу.
Работа 3-ей группы «Послания к женщинам».
- представление презентации, на фоне музыкальной записи «Храни меня, мой талисман…» выразительное чтение стихотворений, посвящённых Бакуниной, Воронцовой, М.Н.Волконской, Смирновой-Россет ;
Слово учителя: трудно сравнить эти стихотворения, они все одинаково прекрасны. Трудно судить о том, кто из женщин оставил более глубокий след в сердце поэта, но появление в судьбе Пушкина Анны Петровны Керн вдохновило поэта на создание подлинного шедевра «Я помню чудное мгновенье…»
- представление презентации «Пушкин и Керн».
- чтение наизусть стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»
Анализ стихотворения
- найдите сравнения в этом стихотворении, о чём они говорят?
- можно ли по тексту проследить историю взаимоотношений лирического героя и героини?
- как называет поэт годы ссылок, годы разлуки? Определите художественный приём.
- много ли в стихотворении эпитетов? Почему? Что они придают тексту?
-в стихотворении Пушкин использовал образ, созданный В.А.Жуковским в стихотворении, обращённом к императрице: «гений чистой красоты». Для чего поэт это сделал?
- помогает ли этот приём и эпитеты увидеть образ женщины, которую любил А.С.Пушкин?
- помогает ли такое отношение к женщине увидеть самого Поэта?
Слово учителя: стихотворение приобрело почти мистическое значение. Известно, что , влюблённый в дочь А.П.Керн Катеньку, великий русский композитор М.И.Глинка положил это стихотворение на музыку. Это дало основание некоторым исследователям говорить о необычайной энергетике этого произведения, о необыкновенной силе любви, заложенной в этом стихотворении.
Прослушивание романса.
- выводы (каким предстаёт Пушкин в стихах, адресованных женщинам?).
Работа 4-ой группы «Стихи, обращённые к жене».
- индивидуальное сообщение «Эпистолярное наследие А.С.Пушкина»(анализ отрывков из писем друзьям, жене, тёще);
- представление презентации;
- чтение наизусть стихотворения «Мадона»;
- анализ стихотворения:
- определите жанр стихотворения;
- назовите основные особенности сонета;
- почему Пушкин обращается к этому жанру?
- назовите ИВС стихотворения, определите их роль;
- о чём заставляет задуматься сравнение с мадонной?
Слово учителя: прошло 6 лет, прожитых вместе, появилось четверо детей, общие радости, общие невзгоды, материальный недостаток, трудности. Незадолго до смерти Пушкин пишет ещё одно стихотворение, посвящённое жене «Пора, мой друг, пора…». Чем же наполнено это стихотворение? Давайте попытаемся понять, что нового появилось в отношении поэта к жене?
- Чтение стихотворения наизусть.
- какое настроение почувствовали вы в этом стихотворении?
- к кому обращается поэт в минуты горести?
-- о чём это говорит?
- можно ли увидеть в этом стихотворении восторженное восхищение, как в первом стихотворении?
- по настроению, общей тональности это разные стихотворения? Докажите.
- к какой лирике вы отнесли бы первое и второе стихотворения?
- а что роднит оба стихотворения?
- подумайте, почему в первый год жизни – сонет, а в последний – философское стихотворение?
- помогли ли эти стихотворения вам увидеть, узнать Пушкина с другой стороны, увидеть мир его души?
- что же следует записать в таблицу?
Общие выводы (обобщающая работа по таблице «Адресаты лирики А.С.Пушкина»)
(таблица заполняется по ходу урока)
Лицейские друзья
Послелицейское окружение
Послания к женщинам
Стихи, обращённые к жене
Любовь
Общие взгляды,
Нежность в любви,
Всепоглощающее чувство,
Верность в дружбе,
Увлечение передовыми идеями,
Возвышенное отношение к любимой;
Возвышенная любовь, преклонение перед чистотой и красотой,
Уважение к друзьям,
Мечты о будущем,
Женщина и любовь к ней являются источником творческого вдохновения
Душевная близость,
Жена стала другом, к которому можно обратиться в минуты горести
Преклонение перед их революционным подвигом,
Активная гражданская позиция, общность литературных взглядов,
Глубокое сочувствие
Борьба с рутиной в литературе
Заключительное слово учителя.
Итак, мы с вами увидели, что в минуты душевных волнений Пушкин на протяжении всей жизни обращается в стихах к близким людям. К людям, которых любил и глубоко уважал, мнением которых дорожил. Как вы думаете, почему я в одном уроке решила объединить стихотворения, написанные в разные годы и обращённые к разным людям? Что дало вам обращение к адресной лирике?