Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | -Ребята, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. -Обратите внимание на экран. Слайд 1. О витязь, делами твоими Гордится великий народ! Твое громоносное имя Столетия все перейдет! А. Толстой. - Какие чувства вызывает четверостишие? -Кому посвящены эти строки? -Предположите имя богатыря. Слайд 2, 3. Больше всего народ любил Илью Муромца. -За свои подвиги он был причислен к лику святых. - А в древнем Муроме на высоком берегу Оки поставлен памятник легендарному герою! | Желают друг другу удачи и делают хлопки в ладони с соседом по парте. Дети читают стихотворение про себя, а затем с выражением вслух. -Чувства гордости, уважения, восхищения делами витязя. - Очень известному, любимому богатырю, чье имя живет и будет жить еще долго. - Мы считаем, что речь идет об Илье Муромце. | Личностный результат: -формировать мотивацию к обучению. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - выразительно читать текст стихотворения. Регулятивные УУД: -прогнозировать свои знания. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | - Определите тему нашего урока. Слайд 4. -Да, действительно, тема нашего урока – Илья Муромец - богатырь земли Русской. -Вспомните, какое произведение мы изучали об этом герое? -Определите границу своего знания и незнания по данному произведению. (См. приложение 1) Слайд 5. | - Тема урока – « Илья Муромец» -На предыдущем уроке мы читали и анализировали «Сказку про Илью Муромца» Дети заполняют индивидуальную таблицу «Экспресс - опрос» | Регулятивные УУД: - самостоятельно определять тему урока. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | -Были ли задания, которые вызвали у вас затруднения? -Давайте выясним «болевые» точки и причины их затруднений. Слайд 6. -Для этого сверим ваши ответы с моими. -Назовите «болевую» точку. В чем причина затруднения? -Оцените свою работу, не учитывая последний вопрос. - Вам бы хотелось узнать, что означает это слово? -Как можно это сделать? - Выберите для своей группы самый удобный способ и приступайте к работе. | -Да были затруднения. Самопроверка по эталону. - «Болевая» точка в последнем задании. -Мы не знаем значение слова интерпретировать. - Самооценка работы. -Да, хотелось. -Ответ на этот вопрос можно найти в энциклопедиях, в толковых словарях, через поисковые системы сети Интернет, спросить у взрослого. Работа в группах: обучающиеся ищут информацию в Интернете, в толковых словарях. | Регулятивные УУД: - выполнять самопроверку на основе сопоставления с эталоном; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - учиться давать оценку своей деятельности. Коммуникативные УУД: - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: -умение работать в группах; - развивать умение слушать и понимать других. Познавательные УУД: -добывать новые знания, находить необходимую информацию в разных источниках. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | - Проверим правильность ваших ответов. - Каким способом можно передать содержание произведения? - Поставьте вашу цель урока. - Для начала, восстановите последовательность событий в произведении. Слайд 7. 1.Исцеление Ильи. 2.Горе стариков. 3.Помощь Ильи защитникам Чернигова. 4.Благословение родителей на добрые дела. 5. - О чем мы должны поведать в первую очередь? -Как озаглавить пункт плана в белом прямоугольнике? - Проверим правильность выполнения задания, сверив с образцом. Слайд 8. 1.История Киевской Руси. 2. Горе стариков. 3. Исцеление Ильи. 4. Благословение родителей на добрые дела. 5. Помощь Ильи защитникам Чернигова. - Для экономии времени работать будем в группах по восстановленному плану. Физминутка для глаз. -Посоветуйтесь и выберите пункт плана, над которым вам бы хотелось поработать. («Исцеление Ильи» и «Благословение родителей на добрые дела» группа ребят готовила заранее) -Возьмите оценочные листы и оформите прогноз уровня знаний и умений всей группы только по своей проблеме. -Не забудьте определить уровень сложности своего задания! ( См. приложение 2) | Дети находят ответ на вопрос и сверяют свой ответ с ответами других групп. -Пересказать, инсценировать, нарисовать, прочитать. -Интерпретировать произведение разными способами. -Восстанавливают «рассыпанный» план в группах. - Мы должны рассказать об исторических событиях того времени. Самопроверка. Выполняют упражнения для глаз. -Каждая группа выбирает задание по своим силам, по желанию всех членов команды. Дети работают по оценочным листам, на которых записан пункт плана группы. . | Регулятивные УУД: - определять успешность выполнения задания. Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цель деятельности на уроке. Регулятивные УУД: -учиться планировать учебную деятельность на уроке; Регулятивные УУД: - учиться высказывать свое предположение на основе наводящего вопроса учителя; - выполнять самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Личностные результаты: -уметь дорожить временем и ценить его; воспитывать уважительное отношение ко всем членам группы. Регулятивные УУД: - учиться работать по предложенному плану. Личностный результат: -уметь делать выбор, реально оценивая возможности и способности всей группы. Регулятивные УУД: -прогнозировать знания и умения всей группы только по своей проблеме. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | -Самостоятельная работа в группах по предложенному плану урока. 1 группа. «История Киевской Руси». Озвучьте кадры из фильма «Илья Муромец» (1956 года) 2 группа. «Горе стариков». «Оживи» картину. 3 группа. «Исцеление Ильи». «Благословение родителей на добрые дела». 1. Инсценируйте исцеление Ильи. 2. Инсценируйте благословение родителей на добрые дела. 4 группа. «Помощь Ильи защитникам Чернигова». К отрывку из произведения, бой с басурманами под Черниговым, подберите музыкальное сопровождение из предложенных: а) М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» «Богатырские ворота»; б) А. П. Бородин 2-ая симфония «Богатырская» (1-ая часть). 5 группа. «Помощь Ильи защитникам Чернигова». Передайте с помощью цвета свое отношение к картине боя русского богатыря с полчищами басурман. | Ребята распределяют роли (лидера, исполнителя, критика) и готовятся к защите своего задания. 1 группа: 1. Смотрят отрывок из фильма «Илья Муромец» 2. Читают текст, предложенный учителем. 3. Выбирают из текста только те предложения, которые помогут озвучить эпизод фильма. 1.Работают по учебнику на странице 175 (с иллюстрацией и отрывком сказки) 2. Рассматривают иллюстрацию и «оживляют» её. Для этого пересказывают о горе стариков от лица родителей Ильи Муромца. (Сначала представляются) Выбирают подходящие для инсценирования реквизиты, костюмы, декорации из предложенных учителем, готовят сцену для выступления. 1.Работают по учебнику на странице 184. 2.Находят в тексте описание боя Ильи Муромца с басурманами. 3.Слушают и подбирают варианты музыки из предложенных учителем к этому эпизоду: а) М. П. Мусоргский «Богатырские ворота»; б) А. П. Бородин, 2-ая симфония «Богатырская». С помощью угольков и цветных карандашей изображают картину боя Ильи Муромца с врагом. | Регулятивные УУД: - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, угольки для рисования, музыкальные произведения известных композиторов, реквизиты для инсценирования отрывка) Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в других источниках, предложенных учителем; -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - подробно пересказывать небольшие отрывки из текста от лица какого – либо героя; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - донести свою позицию до других; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Личностные результаты: - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции через музыку и через зарисовки; |
6.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания | -Защитите свои проекты. 1 группа. - Поведайте, в какие времена происходили события, описанные в сказке. -Семью Ильи Муромца постигло двойное горе. 2 группа. «Оживите» картину. - Сравните с образцом. -Похожи ли картины? 3 группа. -Инсценируйте исцеление Ильи и благословление родителей на добрые дела. 4 группа. -Образу богатыря Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. Это сюита М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» и симфония А.П. Бородина «Богатырская». -Послушаем защиту проекта вашей группы. 5 группа. - Свое отношение к этому же отрывку можно передать с помощью цвета. - Ребята, я тоже попробовала изобразить свое отношение к первому подвигу Ильи. - Сравним ваш рисунок с моим. | Идет защита проектов. Кадры из фильма «Илья Муромец»(1956г.) дети озвучивают следующим текстом: Давным-давно наше государство называлось Киевская Русь. Ее опоясывал земляной вал, окружали глубокие рвы. Правил государством князь Владимир Красно Солнышко. Крестьяне пахали землю, на берегах реки корабельщики строили ладьи да челны. На территории Киевской Руси было немало лесов, а за лесами тянулись широкие степи. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на русскую землю кочевники – хазары, половцы, печенеги. На Руси их называли басурманами, были они другой веры. Басурмане постоянно разоряли села, города, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленное добро. Ребята этой группы изображают иллюстрацию со страницы учебника, а другие группы проверяют по эталону правильность выполненной работы. Затем идет пересказ отрывка о горе стариков от лица родителей Ильи. В костюмах того времени, использовав различные декорации, реквизиты, ребята показывают сцену исцеления Ильи и благословление родителей на добрые дела. Зачитывается отрывок боя Ильи с басурманами под симфонию А. П. Бородина. - К этому отрывку подходит симфония А.П. Бородина, т.к. она героическая, то тихая, то громкая, как будто на самом деле идет сражение, как будто стучат мечи. -Наша картина разделена на две части. Одна часть таит зло, поэтому она темная. На нашу землю напали враги. Они убивают людей, сжигают села, города, уводят людей в плен. - Вторая часть более светлая, потому что Илья не даст в обиду Русь. Илья, как лучик солнца, он победит зло, защитит землю Русскую. На черном фоне мы изобразили красные пятна – это кровь. - Наши рисунки похожи, значит наши мысли созвучны с вашими. | Регулятивные УУД: -определять успешность выполнения своего задания; Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в других источниках, предложенных учителем; -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - подробно пересказывать небольшие отрывки из текста от лица какого – либо героя; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - донести свою позицию до других; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Личностные результаты: - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции через музыку и через зарисовки; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать изображения. |
7.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | -Выполнили ли вы поставленную перед собой цель? - Вернемся к оценочному листу. Оцените работу группы в конце урока и сравните с вашими прогнозами. - Поднимите руки, чей результат оказался выше предполагаемого. - Я тоже предполагала, что вы справитесь с предложенными заданиями, и я не ошиблась в своих предположениях. -А, что вам помогло успешно справиться с работой? - Дайте самооценку работы в группе. Подсчитайте баллы. - Поднимите руки, кто работал на «отлично», на «хорошо». - А кому еще надо улучшить свою работу? Дома составьте синквейн по теме «Илья Муромец» | - Мы смогли передать содержание произведения с помощью озвучивания отрывка, с помощью пересказа от лица родителей, с помощью инсценирования фрагмента, с помощью цвета и музыки. Дети оценивают свой результат на выходе и сравнивают с прогнозируемым результатом. - Помогла работа в группах. | Регулятивные УУД: -оценивать собственную деятельность; -давать эмоциональную оценку деятельности всего класса. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные УУД: -определять успешность выполнения своего задания. |