Цель: познакомить учащихся с героической обороной Рязани от монголо- татарского нашествия.
Задачи:
- выявить причины падения Рязани;
- показать значимость обороны Рязани для всей Руси;
- совершенствовать умения разрешать проблемы;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, продолжать формирование коммуникативной способности;
- показать героизм рязанцев в борьбе с татаро-монголами;
- воспитывать любовь к прошлому родного края.
Оборудование: карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», интерактивная доска, магнитная доска, иллюстрации: «Героическая оборона Рязани в 1237 году», «Евпатий Коловрат», плакаты с записью причин поражения Рязани, музыкальное обеспечение: аудио-записи: «Князь Игорь» А.П.Бородина, гусли.
Ход урока
I.Мотивационно-ориентационный блок.
Звучит фрагмент из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь».
Учитель ( Зачитываю отрывок из Лаврентьевской летописи).
«В тот же 1237 год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали завоевывать Рязанскую землю», - пишет летописец.
Застонала Рязанская земля, зарыдали жены и матери, заплакали дети, горе пришло на Рязань. Первой она приняла удар татаро-монгольских полчищ. Как это было?
Откроем еще одну героическую страницу истории нашего Рязанского края.
Сегодня мы увидим, как героически обороняли наши земляки свой город, откроем имена тех, кто навечно вписал свое имя в историю своей Родины – России. Только внимательный может почувствовать, насколько важно было это событие для Русского государства и понять душой и сердцем защитников Рязани.
II.Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Давайте вспомним, как начинались эти события.
Вот 3 даты, соотнесите их с событиями.
( На интерактивную доску демонстрирую даты и события
1.1223г. В) Нашествие Батыя на Русь
2.1237г. А) Битва на Калке
3.988 г. Б) Крещение Руси
(Учащиеся устно выполняют задание)
Вопросы учащимся:
1.Что это за битва на Калке?
2. А что было в 1237 году?
(Учащиеся отвечают на вопросы, работая с картой)
Обобщение материала.
III. Изучение нового материала.
1.Постановка проблемного вопроса.
(Проблемный вопрос демонстрируется на интерактивной доске)
Проблемный вопрос: «Почему, несмотря на отчаянное сопротивление рязанцев, хану Батыю удалось захватить Рязань?»
2. Рассказ учителя с элементами беседы.
А) Прибытие в Рязань татарских послов.
Б) Организация монгольской армии.
(Вывешиваю на магнитную доску тезис «Отличная организация армии»)
В) Численное превосходство монгольской армии
(Вывешиваю на магнитную доску тезис «Численное превосходство армии кочевников»)
Г) Использование врагами передового военного опыта покоренных народов.
(Размещаю на магнитной доске тезис «Использование передового военного опыта покоренных народов»).
Д) Рязанский князь Юрий просит помощи у других князей.
Вопрос учащимся: «Как вы думаете, почему рязанского князя не поддержали другие русские князья?»
Обобщение ответов.
(Размещаю на магнитной доске тезис «Феодальная раздробленность, отсутствие единства и взаимопомощи»).
Д) Осада Рязани.
В ходе обороны города спаслись немногие, из рязанцев остался в живых крестьянин Савелий. Он нам расскажет, как происходила осада Рязани.
3. Ролевые выступление детей.
Выступление учащегося от имени Савелия. (На интерактивной доске демонстрирую иллюстрация «Героическая оборона Рязани в 1237 году»).
«С утра татары подошли близко к рязанским стенам. Лестницы стали выдвигаться на стены со всех сторон. Звяга и Ваула встали рядом со мной. Мы сталкивали жердями каждого, кто подымался по лестнице. Тут же на стене отчаянно защищались остальные рязанские ратники.
К полудню штурм был отбит. Но в течение пяти суток мы упорно продолжали оборонять свой город. Штурмы повторялись и днем, и ночью. Татары посылали на приступ все новые, свежие отряды. Они лезли упрямо, надеясь на скорую поживу. Я, Звяга и Ваула помогали друг другу чередуясь. Во время недолгого затишья мы ложились тут же спать и засыпали мгновенно.
К воротам подползли два тарана, они упорно били и били без остановки и, наконец, раскололи ворота. С криками торжества ворвались в них враги и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывавшую вход. Ее сложили за дни штурма наши женщины, которым помогали дети. Мы видели, что силы наши слабеют, понимали, что конец близок…
На шестой день осады, 21 декабря, татары стали нас одолевать. Дикий, радостный вой несся со всех концов города. Татары уже бежали по улицам. И рубили старых и малых, никому не давая пощады. Они разбили церкви, сожгли храмы. К вечеру в Рязани в живых не осталось никого.
В числе немногих спасшихся был и я. Несмотря на ледяную воду, я переплыл Оку. В мокрой одежде, с топором за поясом, я вылез на противоположный берег и остановился. В последний раз оглянулся на Рязань.
В вихре пламени и дыма выделялись колокольни горевших церквей. Я ясно слышал вой и крики победителей, одинокий звон православного набатного колокола».
Вопрос учащимся: «Что помогло Савелию и его друзьям пять дней держать оборону Рязани?»
Обобщение учителя и слово учителя о Евпатии Коловрате.
Выступление от имени дружинника 2 учащегося «Подвиг Евпатия Коловрата». (На интерактивной доске демонстрирую иллюстрацию «Евпатий Коловрат»).
«Постоял за землю Русскую один из ее славных богатырей- героев- Евпатий Коловрат. Он был, по преданию, рязанским боярином и в момент разорения Батыем Рязани находился в Чернигове.
В народной легенде о нем говорится, что Евпатий сразу же выступил в поход с малой дружиной и стремительно продвигался вперед. Когда он увидел родную землю и город разоренными, он стал скликать разбежавшихся и укрывшихся по лесам рязанцев. Ему удалось собрать дружину в 1700 человек.
Воины, словно на крыльях, бросились догонять монголов и с ходу напали на стан Батыя в Суздальской земле.
Евпатий с дружиной начали сечь застигнутого врасплох врага без милости и пощады. Страшен был сам Евпатий Коловрат, удалой воин-богатырь. Когда меч его притуплялся, он бросал его, поднимал с земли другой и снова шел в бой.
Полки Батыя пришли в смятение и долго не могли опомниться и понять, откуда и кто такой грозой налетел на них и сеет смерть. Врагу, говорит предание, казалось, что сами мертвые восстали и нагрянули на него. И Батый «возбоялся» непомерной силы и удали Евпатия.
Врагу удалось в ходе боя захватить пятерых русских дружинников. Они были изранены и обессилены. Когда их приволокли к Батыю, хан спросил:
-Какой вы веры, какой земли и за что мне много зла творите?
И рязанцы ответили с достоинством:
-Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Игоревича Рязанского, а полку Евпатия Коловрата. Посланы от князя Игоря Игоревича Рязанского тебя, сильна зверя, почтить, и честно проводить, и честь тебе воздать.
Батый был удивлен их гордым ответом и послал против Евпатия Коловрата своего шурина Хостоврула со свежими и сильными полками. Хостоврул хвастался, что приведет к Батыю Коловрата живым. Однако Евпатий, богатырь рязанский, сразил ханского ставленника. Силы сторон были слишком неравны. Враги убили Евпатия и принесли его мертвого хану».
Вопрос учащимся: «Какое впечатление у вас сложилось о Евпатии Коловрате?»
Учитель. (Зачитываю отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»)
«И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился…Евпатий же был исполин силою…И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних попалам рассекал, а других до седла разрубал»
Вопрос учащимся: «С кем из защитников Рязанской земли можно сравнить Евпатия Коловрата?»
Обобщение учителя. Славные богатыри жили на Рязанской земле, даже враги поражались их мужеству и отваге.
4. Самостоятельная работа.
Самостоятельно прочитайте отрывок из «Повестим о разорении Рязани Батыем» и найдите ответ на вопрос: «Как оценил хан Батый своего врага Евпатия Коловрата?»
(Вопрос проецируется на интерактивной доске).
Обобщение ответов учащихся.
5. Слово учителя.
Былины рассказывают еще об одном защитнике земли Рязанской – смелой, скромной женщине Авдотье Рязаночке, которая после разорения Рязани пошла в стан Батыя и мудростью своей освободила соотечественников из плена. Гусляры так о ее подвиге сказывали.
6. Звучат гусли. Появляется гусляр и читает наизусть отрывок из былины «Авдотья Рязаночка» - обращение хана Батыя к Авдотье и рязанским пленникам.
И в то время женка Рязанка
Умильно перед царищем стояла,
Рученьки к сердцу прижимала,
Не мигаючи царю в очи глядела.
Только слецы до пят протекали.
Тут не на море волна прошумела,
Авдотью Орда пожалела,
Уму ее подивилась.
И царище сидит тих и весел,
Ласково на Авдотью смотрит,
Говорит Авдотье умильно:
-не плачь, Авдотья, не бойся,
Ладно ты сдумала думу,
Умела ты слово молвить.
Хвалю твое рассужденье,
Славлю твое умышленье.
Бери себе брата и мужа,
Бери с собой милого сына.
Воротися на Русь и хвастай,
Что в Орду не напрасно сходила,
На веках про Авдотью песню сложат,
Сказку про Рязанку расскажут…
А и мне, царищу, охота,
Чтобы и меня с Рязанкой похвалили,
Орду добром помянули.
Гей, рязанские мужи и жены,
Что стоите, тоскою покрыты?
Что глядите на Авдотьину радость?
Я вас всех на Русь отпущаю.
Гей, женка Авдотья Рязанка!
Всю Рязань веди из полону,
И будь ты походу воевода.
Обобщение учителя.
Таким образом, на защиту Рязани встали все от мала до велика и проявили мужество, отвагу и любовь к родному краю.
7. Ответ на проблемный вопрос. Давайте ответим на главный вопрос урока. (Зачитываю еще раз проблемный вопрос)
Обобщение ответов.
Итак, подведем итог.
IV. Обобщение по теме. Вопрос учащимся: «Как вы считаете, какую роль сыграла героическая оборона Рязани для Русского государства?»
V.Домашнее задание. Учащимся предлагается по выбору прочитать дополнительную литературу о героях-рязанцев. Одной ученице (она увлекается рисованием) предлагаю выполнить рисунок полюбившегося ей героя.
Литература:
1.Вл. Ерохин «Евпатий Коловрат» Рязанское книжное издательство 1958 г.
2.Б.Шергин «Авдотья Рязаночка» Москва, 1977 г.
3. «Про рязаночек- святых, мудрых, достославных». Рязань, 1995 г.
4. «Тишины в отчем доме ради…» Липецк «Кода» 1994 г.
12. Итог урока. Рефлексия.
Вопросы учащимся:
Что нового вы сегодня открыли на уроке?
Как вы считаете, все ли хорошо работали на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?