kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по произведению Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используется технология критического мышления. Дети работают в группах. Используется промежуточная и итоговая рефлексия. В заключении урока дети сами оценивают свою работу на уроке и выставляют оценки. Интересная идея проверки домашнего задания. Дети во всез группах читают одновременно. Перед чтением текста ученики устанавливают очерёдность чтения в группе. Каждый член группы читает ровно одну минуту (песочные часы). После слов учителя "Достаточно" начинает читать следующий ученик в группе. работа продолжается до тех пор, пока не прочитают все члены группы. После этого даётся 30 секунд для того, чтобы обсудить в группах качество чтения и выставить оценки в "оценочный лист". Так за 4,5 минуты опрошены все учащиеся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по произведению Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" »


Урок литературного чтения

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Цели: - формирование представления о жизни и творчестве писателя, умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков, умения работать с текстом и справочными материалами, навыков правильного и осознанного чтения; - развитие речи, действия анализа, синтеза, умение извлекать информацию из текста, понимать идею текста, умения выразить и обосновывать свою точку зрения;- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее, заботливого отношения к животным, совместного сопереживания, умения выслушать и принять чужую точку зрения при обсуждении.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Настроенье каково? (Во!)

Все такого мнения? (Все без исключения)

- Я очень рада, что мы с хорошим настроением начинаем наш урок литературного чтения.


2 .Постановка целей.

- Какое задание вы выполняли дома? (нашли толкование слов, прочитали произведение Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»).


- Что обозначают эти слова: верста, тёплый ключ, предчувствия, роковой, полынья, отчаяние, сажень, лукавцы, сноровка, ? (Дети озвучивают)


- … сказал сказку, а я не могла определить, в какой из сборников можно было бы поместить это произведение, приведите доказательства:

а) Рассказы о животных.

б) Сказка за сказкой.

в) Рассказы о природе.

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.

- Дома вы уже познакомились с содержанием сказки, тогда какие цели поставим на сегодняшний урок? (Дети формулируют цели урока)


*** Учитель (как бы обобщая) Слайд

КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!

Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…

К.Дитмар.


- Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркизовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

- Переходим к реализации поставленных целей.

Работать будем в группах, для этого вспомним правила работы в группе. Слайд


3.Проверка домашнего задания. № 1

- Каждый член группы будет читать ровно минуту. Оценивается не скорость чтения, а качество, выразительность. После моего сигнала «Достаточно» начинает читать следующий. Поэтому нужно слушать чтение товарища и следить по тексту, пока не прочитают все члены группы. После этого даётся 30 секунд, чтобы обсудить и выставить оценки в «оценочный лист».

Рефлексия Поднимите руки те, кто получил «5». Молодцы.

- Кто получил «4». Хорошо.

- Кто получил «3».

- Что можно посоветовать ребятам, которые сегодня получил «3». (Дети высказываются)


4. Сведения об авторе. №2

- Дома вы познакомились с содержанием. Давайте поближе познакомимся и с автором.

(Дети в группах читают текст об авторе. Когда группы готовы, они начинают рассказывать о прочитанном всему классу. У каждой группы свой текст).


- И так, Дмитрий Наркизович Мамин – Сибиряк. Слайд Выступление детей.


1 группа

Дмитрий Наркизович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в семье священ­ника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование. Закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина - Сибиряка.


2 группа Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный город. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Зарабатывал он частными уроками и писательством. В своих произведениях он описывал природу. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы.


3 группа

Сказки и рассказы для детей составляют особую страницу в творчестве писателя.

Рассказывать сказки он начал у постели дочери Алёнушки, которая долго болела. А потом записал их и опубликовал сборник «Алёнушкины сказки».

Мамин-Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Рассказы и сказки писателя учат добру, справедливости, внима­тельному и доброму отношению к животному миру.


- Я только добавлю, что настоящая фамилия писателя Мамин, но он придумал себе псевдоним Мамин – Сибиряк.

- Проверим, как вы внимательно слушали.

- В какой семье он родился? (В семье священника и учительницы начальной школы.)

- Где получил первое образование?(дома)

- Почему не смог закончить университет? (умер отец и ему нужно было работать)

- Для кого написал свои первые сказки? (больной дочери)


- Молодцы, ребята, внимательно слушали.


Рефлексия. Дайте оценку работы первой группы.

- Второй. – Третий.

- Выступление какой крупы оказалось менее удачным. (Высказывания детей)

- Что им посоветуем?


5. Работа над содержанием. № 3

- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?

- Кто из родителей больше переживал за дочь?

- Выберите из скобок слово, которое использует автор для описания материнской тревоги. Работайте с книгой.

а) - Мы улетим на юг, в тепло, а она, (бедняжка, доченька, калека), здесь будет мёрзнуть...

б) Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной (лаской, любовью, нежностью).

в) Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдавать своего (горя, несчастья, отчаяния).

г) Она старалась казаться весёлой и (горевала, плакала, страдала) потихоньку ото всех.

д) У Старой Утки (изболелось, измучилось, разболелось) всё сердце за бедную Серую Шейку.


Проверка. Оценивание – «оценочный лист»


Рефлексия. Почему не всем группам удалось справиться с заданием на «отлично». – Что можно посоветовать в этой ситуации. (Советы) Хорошо.


Продолжим. (Тому, кто даёт устный ответ в «оценочный лист» ставится балл).

- А как ведёт себя Селезень в этой ситуации? Раскройте значение следующих сочетаний:

а) Утка говорила: «Отцы заботятся о детях, а тебе – хоть трава не расти».

б) Автор говорит: «Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке».

4

- Дмитрий Наркисович, как и другие авторы, в своём произведении использует выразительные средства языка.

- Какие выразительные средства языка вы знаете? (Ответы)

В следующем задании вам необходимо найти и подчеркнуть сравнения.

а) Серую Шейку больше всего огорчал перелёт журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой.

б) Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая...

в) По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днём, тонкий, как стекло, лёд таял.

г) Тихо стоял тёмный лес на берегу, точно стража из великанов.

д) Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом.

е) А ели сделались ещё важнее. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу.

ж) Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох.

з) Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, - Лиса по реке ползёт, - так и ползёт, точно кошка.

Проверка. Оценивание.


Рефлексия. У какой группы больше всего ошибок?

- Какой материал им нужно повторить? (определение выр. средств)

(дополнительный балл)

- Главный герой сказки… (Серая Шейка)

- Её враг… (Лиса)

- Её друг… (Заяц)

Вам даны характеристики героев. Вы должны выписать те, которые относятся к вашему герою. Группы меняются работами. На листочке с характеристиками не написано какому герою они принадлежат. Группа, получив листочек с перечнем качеств героя, должна догадаться, кому они принадлежат и подписать. Проверка.


Рефлексия. – Какая группа не справилась с заданием?

- Что можно им посоветовать?

Если все справились хорошо. - Как вы думаете, почему с этим заданием мы все хорошо справились?


осторожный(ая)

чуткий(ая)

заботливый(ая)

ловкий(ая) перемешать

весёлый(ая) характеристики

добрый(ая)

робкий(ая)

решительный(ая)

самостоятельный(ая)

ласковый(ая)

осторожный(ая)

находчивый(ая)

отважный(ая)

выносливый(ая)

нетерпеливый(ая)

настойчивый(ая)

хитрый (ая)

злобный(ая)

грубый(ая)

сердитый(ая)

льстивый (ая)


6. Работа в парах. №5

У вас на партах карточка. Вам необходимо из скобок выбрать и подчеркнуть слова для составления плана.

1) (Тяжёлая, Неприятная, Горькая) разлука.

2) Неожиданное знакомство с (трусливым, робким, беззащитным) Зайцем.

3) А вот и Лиса (появилась, явилась, показалась).

4) (Страшная, Ужасная) опасность всё ближе.

5) Зайцы (спасаются, скрываются, убегают) от охотника.

6) Лиса убежала, а Серую Шейку (старик, старичок, дедушка) взял домой.

Проверка.


7. Итог. - Над каким произведением работали на уроке?

- Кто автор?

-Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц? Что для этого нужно делать?


8. Рефлексия.

«Портфель пожеланий» - продолжите фразу.

Дети выставляют итоговые оценки и «оценочные листы» сдают учителю.

Я научился ____________________ .

Я запомнил ___________________.

Мне очень понравилось _________ .

Я хочу сказать «спасибо» ________ .

Я хочу посоветовать _____________ .


9. Домашнее задание. Пересказ сказки по плану.























Приложение1


Оценочный лист.


Ф.И. учащегося

Устные ответы

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая



































Приложение 2

Верста________________________________________________________________________________, тёплый ключ __________________________________________________________________________, предчувствия__________________________________________________________________________, роковой _______________________________________________________________________________, полынья_______________________________________________________________________________, отчаяние_______________________________________________________________________________, сажень________________________________________________________________________________, лукавцы_______________________________________________________________________________, сноровка______________________________________________________________________________.


Приложение3

 1 группа

Дмитрий Наркизович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в семье священ­ника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование. Закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина - Сибиряка.


2 группа Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный город. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Зарабатывал он частными уроками и писательством. В своих произведениях он описывал природу. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы.


3 группа

Сказки и рассказы для детей составляют особую страницу в творчестве писателя.

Рассказывать сказки он начал у постели дочери Алёнушки, которая долго болела. А потом записал их и опубликовал сборник «Алёнушкины сказки».

Мамин-Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Рассказы и сказки писателя учат добру, справедливости, внима­тельному и доброму отношению к животному миру.


Приложение4


а) - Мы улетим на юг, в тепло, а она, (бедняжка, доченька, калека), здесь будет мёрзнуть...

б) Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной (лаской, любовью, нежностью).

в) Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдавать своего (горя, несчастья, отчаяния).

г) Она старалась казаться весёлой и (горевала, плакала, страдала) потихоньку ото всех.

д) У Старой Утки (изболелось, измучилось, разболелось) всё сердце за бедную Серую Шейку.

_________________________________________________________________________

Приложение 5

а) Серую Шейку больше всего огорчал перелёт журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой.

б) Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая...

в) По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днём, тонкий, как стекло, лёд таял.

г) Тихо стоял тёмный лес на берегу, точно стража из великанов.

д) Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом.

е) А ели сделались ещё важнее. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу.

ж) Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох.

з) Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, - Лиса по реке ползёт, - так и ползёт, точно кошка.

__________________________________________________________________________


Приложение 6

осторожный(ая)

решительный(ая)

самостоятельный(ая)

грубый(ая)

сердитый(ая)

льстивый (ая)

заботливый(ая)

ловкий(ая)

осторожный(ая)

находчивый(ая)

настойчивый(ая)

хитрый (ая)

чуткий(ая)

весёлый(ая)

ласковый(ая)

отважный(ая)

выносливый(ая)

нетерпеливый(ая)

злобный(ая)

добрый(ая)

робкий(ая)

осторожный(ая)

решительный(ая)

самостоятельный(ая)

грубый(ая)

сердитый(ая)

льстивый (ая)

заботливый(ая)

ловкий(ая)

осторожный(ая)

находчивый(ая)

настойчивый(ая)

хитрый (ая)

чуткий(ая)

весёлый(ая)

ласковый(ая)

отважный(ая)

выносливый(ая)

нетерпеливый(ая)

злобный(ая)

добрый(ая)

робкий(ая)

осторожный(ая)

решительный(ая)

самостоятельный(ая)

грубый(ая)

сердитый(ая)

льстивый (ая)

заботливый(ая)

ловкий(ая)

осторожный(ая)

находчивый(ая)

настойчивый(ая)

хитрый (ая)

чуткий(ая)

весёлый(ая)

ласковый(ая)

отважный(ая)

выносливый(ая)

нетерпеливый(ая)

злобный(ая)

добрый(ая)

робкий(ая)


Приложение7

План.

1) (Тяжёлая, Неприятная, Горькая) разлука.

2) Неожиданное знакомство с (трусливым, робким, беззащитным) Зайцем.

3) А вот и Лиса (появилась, явилась, показалась).

4) (Страшная, Ужасная) опасность всё ближе.

5) Зайцы (спасаются, скрываются, убегают) от охотника.

6) Лиса убежала, а Серую Шейку (старик, старичок, дедушка) взял домой.

План.

1) (Тяжёлая, Неприятная, Горькая) разлука.

2) Неожиданное знакомство с (трусливым, робким, беззащитным) Зайцем.

3) А вот и Лиса (появилась, явилась, показалась).

4) (Страшная, Ужасная) опасность всё ближе.

5) Зайцы (спасаются, скрываются, убегают) от охотника. 6) Лиса убежала, а Серую Шейку (старик, старичок, дедушка) взял домой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения по произведению Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"

Автор: Малюжец Валентина Николаевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Краткосрочный план урока по литературному чтению Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка""
    ["seo_title"] => string(76) "kratkosrochnyiplanurokapolitieraturnomuchtieniiudmaminsibiriaksieraiashieika"
    ["file_id"] => string(6) "299892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456631134"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" Анализ произведения."
    ["seo_title"] => string(50) "dnmaminsibiriaksieraiashieikaanalizproizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459365941"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок литературного чтения 3 класс "Д.Н. Мамин-Сибиряк Серая Шейка""
    ["seo_title"] => string(73) "urok_litieraturnogho_chtieniia_3_klass_d_n_mamin_sibiriak_sieraia_shieika"
    ["file_id"] => string(6) "373935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482856247"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»"
    ["seo_title"] => string(28) "dmaminsibiriaksieraiashieika"
    ["file_id"] => string(6) "328052"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463555306"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок литературного чтения "Д. Н. Мамин - Сибиряк  «Серая Шейка» сказка" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-litieraturnogho-chtieniia-d-n-mamin-sibiriak-sieraia-shieika-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "146475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419180546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства