kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УНТ Загадки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русская литература                 Класс: 5 «А»                                    Дата: 15.09

Урок №

Тема: Загадки. Малые жанры фольклора.

Технология критического мышления.

Цель урока: повторить, систематизировать знания о малых жанрах фольклора, их видах;

организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

Оборудование: конверты с таблицами и карточками для дидактического лото, иллюстрация с изображение древнегреческого Сфинкса, чистые листы.

Ход урока

1. Стадия “Вызов”.

А). Актуализация знаний.

Сегодня на роке мы продолжим работу с фольклором.

– Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Пословицы и поговорки). Они относятся к малым фольклорным жанрам.  Проверка Д/З

Сегодня  мы продолжаем изучение малых фольклорных жанров.

(Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь)

Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”.

– О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради)   

Метко определил загадку еще сам народ:    "Без лица в личине". Предмет, который загадан, "лицо", скрывается род "личиной" - иносказанием или намёком, окольной речью.

Б). Целеполагание. Прием “Вопросительные слова”.

С загадками вы знакомы с малых лет. Составьте и запишите в тетрадях  вопросы по теме “Загадки”, используя вспомогательные слова: (запись на доске)

  • Кто?
  • Что?
  • Когда?
  • Почему?
  • Где?
  • Для чего?
  • Каким образом?
  • Сколько?
  • Откуда?
  • Зачем?
  • Как?

… и другие

На какие вопросы вы знаете ответ? (Одни ученики зачитывают вопросы, другие на них отвечают). Отметьте эти вопросы в записи.

На какие вопросы у вас нет ответов? Попробуем в течение урока ответить на эти вопросы. Это и будет задачей урока.

2. Стадия “Осмысление”.

1.

Вначале ответим на вопрос “Что такое загадка?” (Приём “Принцип развёрнутой кооперации”: 1 этап –в тетради каждый ученик записывает своё понимание загадки; 2 этап – обсуждение в паре, выработка единого определения; 3 этап – обсуждение в группе из 4-х человек, выработка единого определения; 4 этап – выступление каждой группы со своим, выработка единого определения, запись его в тетрадь. Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 минут)

2.История возникновения загадок.

Многие из вас задавали вопрос о том, как возникла загадка. Попробуем сейчас на него ответить.

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

Загадки возникли в глубокой древности. Например, В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».   (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски).

 Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».  Эдип  ответил:  «Это  человек.  Когда  он  мал – это  утро  его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

– А для чего служит загадка в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать? (Загадка в наши дни – это игра, проверка сметливости, умения образно и поэтически мыслить). На уроке объектом нашего исследования будут служить загадки, которые живут в фольклоре Состязание “Кто быстрее отгадает загадки?”.

На каждую парту детям раздаётся набор загадок на отдельных карточках и предлагается отгадать загадки на скорость (работа в парах).

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

Сидит баба на полатях
Вся в заплатах.
Кто её пошевелит,
Тот заплачет.

Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста,
Один-мохтун,
Два ухтахта.

Стоят два кола,
На кольях – бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – дремучий лес.

По какому пути 
Не проехать, 
Не пройти?

На лесной опушке
Две подружки,
Шапочки зелёные,
Платьишки беленькие.

Кто два раза родился?

Белые силачи
Рубят калачи,
Красные говоруны Подкладывают.

Что на сковороду
Выливают
Да вчетверо сгибают?

Я полезу по железу,
Вылезу на мост,
Потяну быка за хвост.
Бык заорёт, 
Весь мир соберёт.

Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.

Проверка: победители озвучивают ответы к загадкам, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, доказывая своё мнение.

Г. Определение тематики загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).

– Ответим на ваш вопрос “О чём говорится в загадках?” Проведём анализ тематики загадок.

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить разгаданные загадки по столбикам таблицы, надписать в столбцах названия темы. (Если необходимо, то нужно вспомнить, что такое тема текста). Принцип грамматического лото.

В результате появляется подобная таблица, хотя возможны варианты, которые могут быть приняты, если ученики смогут доказать свою точку зрения.

Тема

“Явления природы”

Тема

“Растения”

Тема

“Животные”

Тема

“Человек”

Тема

“Работа, занятия”

Тема

“Предметы быта”

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

(Болото)

Сидит баба на полатях
Вся в заплатах.
Кто её пошевелит,
Тот заплачет.

(Луковица)

Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста,
Один-мохтун,
Два ухтахта.

(Корова)

Стоят два кола,
На кольях – бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – дремучий лес.

(Человек)

Что на сковороду
Выливают
Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.

(Ложка)

По какому пути 
Не проехать, 
Не пройти?

(По Млечному Пути)

На лесной опушке
Две подружки,
Шапочки зелёные,
Платьишки беленькие.

(Берёзы)

Кто два раза родился?

(Цыплёнок)

Белые силачи
Рубят калачи,
Красные говоруны Подкладывают.

(Зубы, язык)

Я полезу по железу,
Вылезу на мост,
Потяну быка за хвост.
Бык заорёт, 
Весь мир соберёт.

(Колокол)

Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт.

(Радио)

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет 1-ю тему и загадки, относящиеся к этой теме, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам.

Делается общий вывод о том, что в основном исследователи загадок выделяют темы “Явления природы”. “Растения”, “Животные”, “Человек”, “Работа, занятия”, “Предметы быта”, но встречаются и другие варианты выделения тем, как это произошло и у нас.

Д. Анализ строения загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).

– Ответим на ваш вопрос “Как строятся загадки?” Проведём исследование строения загадок.

Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить загадки по столбикам таблицы в соответствии с их строением.

Загадки-описания признаков, свойств, действий предметов

Загадки-противопоставления

Загадки-вопросы

Загадки-сравнения

Проверка осуществляется тем образом, что и в предыдущем задании: одна пара учащихся рассказывает о загадках, помещённых в 1-й столбец, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам. Делается общий вывод о строении загадок.

Е. Определение поэтических особенностей загадок.

В чем же поэтические особенности загадок? Отличаются ли загадки от других фраз? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детям предлагается прочитать фразы, записанные на доске:

  • Новая метла по-новому метёт.
  • Хорошая нужная вещь.
  • Скручена, связана, на кол посажена,
  • Бытовой предмет для уборки мусора на длинной ножке.

– О чём эти фразы? Какая фраза является загадкой? Как вы догадались? В загадке использовано иносказание, то есть то же самое, но сказанное по-другому. (Запись определения в тетрадь). Вернёмся к эпиграфу “Без лица в личине”. Чем отличается “лицо” от “личины”? (Личина – это маска). Что в этих словах схожего? (Корень -лиц-, который обозначает лицо, личность, предмет). Ещё в древности люди отметили основной приём, при помощи которого создаются загадки. Это олицетворение, то есть одушевление неживых предметов, придание животным человеческих черт. (Запись определения в тетрадь).

Приведите из предложенных загадок примеры с олицетворением. Докажите своё мнение.

3. Стадия “Рефлексии”.

Вернёмся к тем листочкам, где мы в начале урока писали вопросы. На все ли вопросы вы теперь можете ответить? (Озвучить те вопросы, на которые учащиеся могут ответить. Если есть время, то можно дать краткие ответы на них. Вопросы, на которые не найдены ответы, предлагается попробовать ответить дома, используя различные источники).

4. Домашнее задание.

Сочинить загадку, помня о темах загадок, их строении и поэтических особенностях.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УНТ Загадки»

Предмет: русская литература Класс: 5 «А» Дата: 15.09

Урок №

Тема: Загадки. Малые жанры фольклора.

Технология критического мышления.

Цель урока: повторить, систематизировать знания о малых жанрах фольклора, их видах;

организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

Оборудование: конверты с таблицами и карточками для дидактического лото, иллюстрация с изображение древнегреческого Сфинкса, чистые листы.

Ход урока 1. Стадия “Вызов”.

А). Актуализация знаний.

Сегодня на роке мы продолжим работу с фольклором.

– Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Пословицы и поговорки). Они относятся к малым фольклорным жанрам. Проверка Д/З

Сегодня мы продолжаем изучение малых фольклорных жанров.

(Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь)

Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”.

– О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради)

Метко определил загадку еще сам народ: "Без лица в личине". Предмет, который загадан, "лицо", скрывается род "личиной" - иносказанием или намёком, окольной речью...

Б). Целеполагание. Прием “Вопросительные слова”.

С загадками вы знакомы с малых лет. Составьте и запишите в тетрадях вопросы по теме “Загадки”, используя вспомогательные слова: (запись на доске)

  • Кто?

  • Что?

  • Когда?

  • Почему?

  • Где?

  • Для чего?

  • Каким образом?

  • Сколько?

  • Откуда?

  • Зачем?

  • Как?

… и другие

На какие вопросы вы знаете ответ? (Одни ученики зачитывают вопросы, другие на них отвечают). Отметьте эти вопросы в записи.

На какие вопросы у вас нет ответов? Попробуем в течение урока ответить на эти вопросы. Это и будет задачей урока.

2. Стадия “Осмысление”.
  1. Первоначальное формирование определения загадки.

Вначале ответим на вопрос “Что такое загадка?” (Приём “Принцип развёрнутой кооперации”: 1 этап –в тетради каждый ученик записывает своё понимание загадки; 2 этап – обсуждение в паре, выработка единого определения; 3 этап – обсуждение в группе из 4-х человек, выработка единого определения; 4 этап – выступление каждой группы со своим, выработка единого определения, запись его в тетрадь. Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 минут)

  1. История возникновения загадок.

Многие из вас задавали вопрос о том, как возникла загадка. Попробуем сейчас на него ответить.

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

Загадки возникли в глубокой древности. Например, В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».  (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски).

Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».  Эдип  ответил:  «Это  человек.  Когда  он  мал – это  утро  его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.



– А для чего служит загадка в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать? (Загадка в наши дни – это игра, проверка сметливости, умения образно и поэтически мыслить). На уроке объектом нашего исследования будут служить загадки, которые живут в фольклоре Состязание “Кто быстрее отгадает загадки?”.

На каждую парту детям раздаётся набор загадок на отдельных карточках и предлагается отгадать загадки на скорость (работа в парах).

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

Сидит баба на полатях
Вся в заплатах.
Кто её пошевелит,
Тот заплачет.

Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста,
Один-мохтун,
Два ухтахта.

Стоят два кола,
На кольях – бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – дремучий лес.

По какому пути 
Не проехать, 
Не пройти?

На лесной опушке
Две подружки,
Шапочки зелёные,
Платьишки беленькие.

Кто два раза родился?

Белые силачи
Рубят калачи,
Красные говоруны Подкладывают.

Что на сковороду
Выливают
Да вчетверо сгибают?

Я полезу по железу,
Вылезу на мост,
Потяну быка за хвост.
Бык заорёт, 
Весь мир соберёт.

Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.

Проверка: победители озвучивают ответы к загадкам, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, доказывая своё мнение.

Г. Определение тематики загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).

– Ответим на ваш вопрос “О чём говорится в загадках?” Проведём анализ тематики загадок.

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить разгаданные загадки по столбикам таблицы, надписать в столбцах названия темы. (Если необходимо, то нужно вспомнить, что такое тема текста). Принцип грамматического лото.

В результате появляется подобная таблица, хотя возможны варианты, которые могут быть приняты, если ученики смогут доказать свою точку зрения.

Тема

“Явления природы”

Тема

“Растения”

Тема

“Животные”

Тема

“Человек”

Тема

“Работа, занятия”

Тема

“Предметы быта”

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

(Болото)

Сидит баба на полатях
Вся в заплатах.
Кто её пошевелит,
Тот заплачет.

(Луковица)

Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста,
Один-мохтун,
Два ухтахта.

(Корова)

Стоят два кола,
На кольях – бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – дремучий лес.

(Человек)

Что на сковороду
Выливают
Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.

(Ложка)

По какому пути 
Не проехать, 
Не пройти?

(По Млечному Пути)

На лесной опушке
Две подружки,
Шапочки зелёные,
Платьишки беленькие.

(Берёзы)

Кто два раза родился?

(Цыплёнок)

Белые силачи
Рубят калачи,
Красные говоруны Подкладывают.

(Зубы, язык)

Я полезу по железу,
Вылезу на мост,
Потяну быка за хвост.
Бык заорёт, 
Весь мир соберёт.

(Колокол)

Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт.

(Радио)

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет 1-ю тему и загадки, относящиеся к этой теме, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам.

Делается общий вывод о том, что в основном исследователи загадок выделяют темы “Явления природы”. “Растения”, “Животные”, “Человек”, “Работа, занятия”, “Предметы быта”, но встречаются и другие варианты выделения тем, как это произошло и у нас.

Д. Анализ строения загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).

– Ответим на ваш вопрос “Как строятся загадки?” Проведём исследование строения загадок.

Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить загадки по столбикам таблицы в соответствии с их строением.

Загадки-описания признаков, свойств, действий предметов

Загадки-противопоставления

Загадки-вопросы

Загадки-сравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка осуществляется тем образом, что и в предыдущем задании: одна пара учащихся рассказывает о загадках, помещённых в 1-й столбец, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам. Делается общий вывод о строении загадок.

Е. Определение поэтических особенностей загадок.

В чем же поэтические особенности загадок? Отличаются ли загадки от других фраз? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детям предлагается прочитать фразы, записанные на доске:

  • Новая метла по-новому метёт.

  • Хорошая нужная вещь.

  • Скручена, связана, на кол посажена,

  • Бытовой предмет для уборки мусора на длинной ножке.

– О чём эти фразы? Какая фраза является загадкой? Как вы догадались? В загадке использовано иносказание, то есть то же самое, но сказанное по-другому. (Запись определения в тетрадь). Вернёмся к эпиграфу “Без лица в личине”. Чем отличается “лицо” от “личины”? (Личина – это маска). Что в этих словах схожего? (Корень -лиц-, который обозначает лицо, личность, предмет). Ещё в древности люди отметили основной приём, при помощи которого создаются загадки. Это олицетворение, то есть одушевление неживых предметов, придание животным человеческих черт. (Запись определения в тетрадь).

Приведите из предложенных загадок примеры с олицетворением. Докажите своё мнение.

3. Стадия “Рефлексии”.

Вернёмся к тем листочкам, где мы в начале урока писали вопросы. На все ли вопросы вы теперь можете ответить? (Озвучить те вопросы, на которые учащиеся могут ответить . Если есть время, то можно дать краткие ответы на них. Вопросы, на которые не найдены ответы, предлагается попробовать ответить дома, используя различные источники).

4. Домашнее задание.

Сочинить загадку, помня о темах загадок, их строении и поэтических особенностях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УНТ Загадки

Автор: Бабаченко Марина Александровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема урока: "Загадка как малый жанр УНТ" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-zaghadka-kak-malyi-zhanr-unt"
    ["file_id"] => string(6) "103824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402639763"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Викторина - урок «Русские народные сказки, пословицы и загадки» "
    ["seo_title"] => string(62) "viktorina-urok-russkiie-narodnyie-skazki-poslovitsy-i-zaghadki"
    ["file_id"] => string(6) "221273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435158039"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Говорим по-татарски"" примерная программа кружка по татарскому языку для русскоязычных  учащихся 1 класса "
    ["seo_title"] => string(117) "govorim-po-tatarski-primiernaia-proghramma-kruzhka-po-tatarskomu-iazyku-dlia-russkoiazychnykh-uchashchikhsia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "232127"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442757326"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Путешествие по устному народному творчеству"
    ["seo_title"] => string(45) "puteshestvie_po_ustnomu_narodnomu_tvorchestvu"
    ["file_id"] => string(6) "507196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1555341339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Устное народное творчество"
    ["seo_title"] => string(30) "ustnoie_narodnoie_tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "451873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516693968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства