Разработка урока литературы "Цветы любимому поэту" помогает развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса, видеть красоту природы. На уроке учащиеся читают наизусть, вспоминают выразительные средства речи, обсуждают характер лирического героя, его чувства. отношения к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цветы любимому поэту.»
Тема урока. Цветы любимому поэту.
Цель урока: развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать поэтические
произведения, способствовать развитию художественного вкуса.
Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению.
Оборудование:
- портреты поэтов;
- презентация к уроку;
- цветы на столах.
Ход урока.
1.Чтение четверостишия.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
(К.Жанэ)
(Презентация цветов.)
- Что мы любим чаще всего дарить? (Конечно же, цветы.)
- Почему? (Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
Цветы-сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы –символ любви и воспоминаний.)
- Цветы - вечные спутники нашей жизни. Они облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, приносят успокоение и отдых. Жизнь цветов, их история полна всевозможных тайн и загадок. Эта тема актуальна и по сей день, потому что
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и в жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
- С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира.
Почему поэты самые лучшие стихотворения посвящали им?
(Цветы сопровождают нас всю жизнь. Цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.)
- Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока?
(Записать тему урока в тетрадь.)
- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока?
- Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются – вечны.
Давайте познакомимся с некоторыми стихотворениями о цветах русских поэтов. Прочитаем их, восхитимся поэтическим языком.
2. Работать будете в группах 7- 10 минут. Первая группа анализирует стихотворение А.С.Пушкина «Цветок». Вторая группа анализирует стихотворение А.Фета «Осенняя роза». Третья группа анализирует стихотворение С.Маршака «Ландыш».
Члены групп выбирают руководителя. В карте руководителя группы отмечаются задания, выбранные учащимися. В ней же он отмечает результат. У каждого члена группы есть индивидуальная карта, которую он заполняет во время презентаций своих работ другими группами.
(Учащиеся работают в группах.)
3. Анализ стихотворений.
Слово учителя.
- А.С.Пушкин своим творчеством оказал огромное влияние на духовное развитие всего народа и каждого отдельно взятого человека. Он создавал значительные по объёму произведения, но умел и в несколько строф вложить глубокий смысл, простым и понятным каждому языком рассказать о самых нежных чувствах. Одно из таких небольших , но ярких произведений великого поэта его стихотворение «Цветок».
Слово предоставляем первой группе учащихся. Другие группы заполняют индивидуальные листы.
(1.История создания стихотворения.
(На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – «засохший, безуханный», когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу вызвал в душе поэта! Какой «мечтой странной» наполнилось его сердце!)
(Сюжет стихотворения очень прост: лирический герой нашёл в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем.
5.Каковывыразительные средства, их значения?
(Можно отметить тесную связь образов стиха – цветка и лирического героя.
Эпитеты: безуханный, странной, нежного, роковой, одинокого. Характеризуют с разных сторон засохший цветок.
Инверсия: цветок засохший, мечтою странной, вижу я, жив тот.
Антитеза: цвёл – сорван, чужой – знакомой.
Устаревшее слово « сей» говорит о важности этого цветка в судьбе человека.
Анафора:
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Она говорит о том, что герою интересна судьба людей, кому принадлежал цветок.
Метафора:
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя
говорит о том, что потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах.
Во второй, третьей и четвёртой строфах герой размыщляет, задавая себе вопросы: почему и кем цветок был сорван и засушен.
Используя литературный приём эвфемизм, автор вместо слова «умерли» употребляет слово «увяли», говоря о быстротечности человеческой жизни.
Обратим на кольцевую композицию стихотворения. В первой и последней строфах говорится о засохшем цветке и увядшей жизни.
Слова высокой лексики: душа, роковой говорят о торжественности речи и необычности ситуации.
Наряду со словами высокой лексики в стихотворении есть слова просторечные (гулянья, иль, ль ). Герою интересна судьба любого человека: простого или необычного).
6.Какой лирический герой?
(Лирический герой интересный, думающий, чувствительный человек. Ему интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок – память о своей любви. Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюблённая пара – они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Он старается угадать судьбу людей, о существовании которых ещё мгновение тому назад ничего не знал. Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли. )
7.Какие чувства испытывает лирический герой? И почему?
(Лирический герой испытывает чувства волнения от того, что прикоснулся к чужой судьбе.)
Вывод учителя. Сколько мысли и чувства в этом стихотворении. Философская лирика А.С.Пушкина заставляет думать, рассуждать.
(Вопросы и отзывы оппонентов.)
- Со своей презентацией анализа стихотворения «Осенняя роза» А.А.Фета, которого называют певцом красоты, выступает вторая группа.
(1.История создания стихотворения.
(Личные переживания, связанные с трагической гибелью возлюбленной Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве А.А.Фета. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь. Стихотворение «Осенняя роза» связано с образом Марии Лазич.)
2.Чтение наизусть.
3.Тема стихотворения.
(Многотемное произведение. В стихотворении описаны поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины», а «сад обнажил своё чело», разная смена погоды. А тема постепенно гаснущего дня переплетается с темой завершающейся жизни.)
4.Сюжет стихотворения.
(Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мёртвую пустыню. Погибли любимые георгины. Но одинокая роза под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна».)
5.Образы – символы стихотворения.
(Образ природы (судьбы), осени (время покоя, ухода и прощания, время размышлений), сада (прошлое, которое не оставляет нашего героя), розы (вечная молодость, красота, надежда), лирического героя.)
6.Каковы выразительные средства, их значения?
(Используя олицетворения «осыпал лес», «сад обнажил», «дохнул сентябрь», «роза веет», автор показывает природу как одушевленный персонаж.
При помощи оксюморона «мороз» и «ожог» автор говорит, что цветам больно.
При помощи метафоры «георгины дыханьем ночи обожгло» автор показывает обезличенность природы.
Повторение в 1 и 2 строфах шипящие и свистящие звуки «с, ш, щ, ч» передают шорох, шелест листьев под ногами, свист ветра. А в третьей строфе сонорные звуки «н, л, м» говорят о радости героя.
Устаревшее слово «чело» придаёт речи оттенок торжественности, приподнятости.
Используя антитезу «погибшие цветы» и живая роза, автор показывает борьбу за счастье, жизнь, противопоставляет гибели красоту, которая спасает мир. Противопоставление усиливает, употребляя дважды слово «одна».
Эпитет «гаснущий день» напоминает герою о наступлении старости.
Эпитеты «царица роза», «благоуханна» , «пышна» говорят о том, что герой, потерявший надежду на счастье, вновь её обретает, глядя на розу. Поэтому выдвигает её на пьедестал. Роза не хочет отпускать тёплое время года, поэтому «веет весной», герой понимает, что жизнь продолжается. Роза помогает герою не впасть в осеннюю хандру.
Во второй и третьей строфах автор употребляет местоимение «ты», оживляя царицу розу и возвышая её, говорит о духовном единстве.)
7.Каков лирический герой?
(Лирический герой уже немолодой человек, но в «злобе угаснущего дня», т.е. в угасании собственной жизни, всё-таки остаётся восприимчив ко всему доброму и прекрасному.
8.Чувства, пробуждаемые стихотворением.
(Читая стихотворение, чувствуешь грусть на душе, тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием весны.)
(Вопросы и отзывы оппонентов.)
Вывод учителя. А.А.Фет - один из самых замечательных и своеобразных лириков золотого века нашей поэзии, тонко чувствующий красоту природы. Нас всегда будет восхищать и удивлять мастерство поэта, красота его стиха.
- С презентацией анализа стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш» выступает третья группа.
(1.Научные сведения о ландыше.
(Ландыш –травянистое растение семейства лилейных с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков. Полезные свойства его нашли применение при лечении сердечных и иных заболеваниях. Все мы любим этот цветок за его хрупкость и простую красоту.)
2. Чтение наизусть.
3.Тема стихотворения.
(Пейзажная зарисовка о весеннем пробуждении природы.)
(Автор использует олицетворение, одухотворяя природу. Лес просыпается, томится, как будто нежится. Он живой, он счастлив, так как сотворил нежный цветок – ландыш.
Растёт цветок, жемчужины дрожат, всё радуется жизни.
Использует краткое прилагательное «объят», говоря о том, что весна окончательно вошла в свои права.
При помощи метафоры «на солнце раскрывает венчик природой бережно спелёнатый» автор помогает увидеть предмет по-новому. Для него ландыш как младенец в пелёнках.
При помощи метафорического эпитета «в глуши нетронутой» автор подчёркивает сказочность, первозданность цветка.
Употребляя эпитеты «ландыш прохладен» и «хрупок», автор намекает, что первый цветок похож на снег. А эпитет «душист» говорит о том, что с наступлением весны лес будет полон запахов благоуханных.
Интересный эпитет «горький цветок». Ядовитый сок ландыша используют в медицине. Сок имеет горький вкус.
Автор сравнивает ландыш с жемчужинами. Употребляя слово «жемчужина», автор говорит о нежности, драгоценности, необычности данного цветка. Называя ландыш «колокольчиком», говорит о том, что он предвестник весны, он сигнализирует о пробуждении природы.
Автор использует инверсию «чернеет лес», «растёт цветок», «томится лес», «весною раннею».)
- Полюбуемся красивыми букетами цветов, которые мы с вами собрали.
4.Послушайте сообщение «Язык цветов».
(Язык цветов (флюрографика) – символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.
Язык цветов родился на Востоке, создали его женщины. Лишённые общения, не смеющие часто открывать лица, они перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства.
В восточной традиции считается важным: когда поднесены цветы как дарящий держит букет: соцветиями вверх или вниз, в левой или правой руке, украшен ли букет листьями и убраны ли шипы у розы.
Знания о языке цветов попали в Европу благодаря заметкам Обри де ля Моттрея и леди Мэри Уортли Монтегю.
Цветочные словари публиковались в течение всего 18 столетия, рассказывая о значении того или иного растения. Очень популярен был язык цветов и во Франции и в Англии времён королевы Виктории.
В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов» русского поэта Д.П.Ознобишина, где описывалось около 400 значений растений. Книга была популярна среди молодёжи.
На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды.)
- Цветок даёт человеку изумительный пример непокорности, мужества, неутомимости.
Наш урок хочется закончить словами народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
- В память о нашем уроке мы дарим всем гостям цветы.
Дети дарят цветы гостям.
Приложение.
1.Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок».
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже метою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
2. Стихотворение А.А.Фета «Осенняя роза».
Осыпал сад свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
3. Стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш».
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнатый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
1 группа.
Руководитель учебного проекта____________________________________
Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок».
№
Задание
Ответственные
ученики.
Результат.
1
История создания.
2
Чтение наизусть.
3
Тема стихотворения.
4
Сюжет стихотворения.
5
Каковы выразительные средства (эпитеты, инверсия, антитеза, устаревшее слово, анафора, метафора, вопросительные предложения, эфемизм, кольцевая композиция, слова высокой лексики, просторечные слова). Их значение.
6
Каков лирический герой?
7
Какие чувства испытывает лирический герой?
8
Нарисовать цветок.
2 группа.
Руководитель учебного проекта________________________________________
Стихотворение А.А.Фета «Осенняя роза».
№
Задание
Ответственные
ученики.
Результат.
1
История создания.
2
Чтение наизусть.
3
Тема стихотворения.
4
Сюжет стихотворения.
5
Образы-символы в стихотворении. Что означают?
6
Каковы выразительные средства (олицетворения, оксюморон, метафора, аллитерация, устаревшее слово, антитеза, эпитеты, местоимение). Их значение.
7
Каков лирический герой?
8
Чувства, пробуждаемые стихотворением.
9
Нарисовать цветок.
3группа.
Руководитель учебного проекта__________________________________________
Стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш».
№
Задание
Ответственные
ученики.
Результат.
1
Научные сведения о ландыше.
2
Чтение наизусть.
3
Тема стихотворения.
4
Образы-символы в стихотворении. Что означают?
5
Каковы выразительные средства (олицетворение, краткое прилагательное, метафора, эпитеты, сравнение, инверсия). Их значение.