kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В царстве богини Флоры" внеклассное мероприятие по русской словесности

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В царстве богини Флоры»

Внеклассное мероприятие по русской словесности

7 класс

 

Цель: обобщение знаний учащихся о символике цветов  в художественной литературе, обогащение литературного и эстетического кругозора  учащихся.

Задачи:

образовательные : формирование знаний учащихся об образах флоры в художественной литературе; показать, что, цветы являются источником  вдохновения для поэтов ,  композиторов, художников.

развивающие: расширение читательского кругозора; развитие речи учащихся;   активизация  и развитие творческих способностей учащихся.

воспитательные :   воспитание бережного отношения к природе и эстетического вкуса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Педагогические технологии: личностно- ориентированная.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование, музыкальный центр,

иллюстративная выставка рисунков и поделок, книжная выставка «Образы флоры в литературе».

Слайд 1  «Венок для богини Флоры»

Учитель: Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища,

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Цветы - одно из чудес природы. Это живая красота земли. Они достойны  удивления и восхищения. Цветы - вечные спутники нашей жизни. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как цветы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов, вспомним легенды, предания, стихи об этих удивительных творениях природы. У людей  особое отношение к цветам. Не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться, любить , потому что .сердце не ведало бы подлинной красоты. Ещё за три тысячи лет до нашей эры садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши.     

Когда в 20 веке была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, археологи увидели  многочисленные драгоценности, украшавшие мумию.

Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов.

Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, своё назначение, своя тайна, тайна красоты. О многих цветах сложены легенды и предания, стихи и музыка.

Этот  цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён  и народов не устают воспевать её. О каком цветке идёт речь?  (ответы  учащихся)

Слайд 2 «Царица цветов»

Учитель: Конечно же, о розе. Давайте послушаем  стихи и легенды о царице цветов.

Ученик читает стихотворение С. Я. Маршака «Абхазская роза»

Ученик 2: В древней Греции розу почитали за красоту, нежность и чудесный аромат. Из древнегреческой легенды:

Пир на горе Олимп был в полном разгаре. Случайно из кубка  пролили несколько капель сладчайшего нектара. И тотчас на этом месте перед изумлёнными богами  выросли белые розы. А как появились красные розы? Легенда рассказывает и об этом. Богиня  любви Афродита , срывая белую розу, уколола палец о шипы, и несколько капель крови упали на белые розы, и они сразу окрасились в красный цвет.

Слайд 3 «Богиня утренней зари»

Восхищались красотой роз и древние римляне. Они считали розы изысканными цветами.  «Какой же сюрприз приготовил нам император на этот раз?» - гадали высокие гости. А в это время над их головами открывались потайные люки, и на людей посыпался дождь роз. Розы сыпались до тех пор , пока весь огромный зал и длинные столы не  были усыпаны дорогими благоухающими цветами. Такая расточительность настолько поразила всех, что весть об этом событии дошла до наших дней. Ведь розы на этом пиру обошлись в целый бочонок золота. Прошли века , а человечество по- прежнему продолжает восхищаться этим цветком, слагать легенды, песни, стихи.

Учитель: Современные поэты и композиторы также посвящают розам свои произведения. Хитами современной эстрады являются песни «Розовые  розы Светки Соколовой»,  «Роза чайная »,  всем известный хит 90-х «Белые розы» и другие.

Ученик исполняет песню «Белые розы»

Слайд 4-5 «Первые цветы весны»

Учитель: Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинах появляются первые нежно - пахнущие цветочки-подснежники. У Самуила Яковлевича Маршака есть строки, посвящённые подснежнику:

Цветы весны, идущие к нам по снегу.

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку.

Ученик 3: Есть прекрасная легенда об этом цветке.

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая,  шёл большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок ,  желая утешить, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела,  у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.

А русская легенда утверждает, что старуха- Зима со своими спутниками -  Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну, но подснежник смело выпрямился,  расправил лепестки  и  попросил защиты у Солнца. А Солнце заметило цветок, согрело землю,  открыло дорогу Весне

Учитель: У П. И. Чайковского в цикле «Времена года» есть музыкальная пьеса «Подснежник». Прослушайте фрагмент этой пьесы и ответьте на вопросы.

Звучит музыкальная пьеса. После прослушивания учитель задаёт вопросы.

Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

Какие картины, зрительные образы ,  образы-звуки, образы- запахи вы себе представляете, слушая эту музыку? (ответы учащихся)

Слайд 6: «Ландыша тёплого мая привет»

Ученик 4:  Можно много назвать цветов, которые считаются у нас символами весны, но самый нежный и беззащитный - ландыш, изящный цветок, цветущий  в мае. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух настоян на их аромате. Стебелёк ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышком вниз…Отцветает ландыш , и на месте осыпавшихся лепестков появляются  крупные красные ягоды. Одна  из легенд уверяет, что это вовсе не ягода, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает  своё расставание с весной.

Слайд 7: «Слёзы морской царевны»

Учитель: А по древнерусской легенде,  морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег  и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.

Ландыши были любимыми цветами П. И. Чайковского.  «Я к ним питаю самую страстную  любовь.  -  как - то признался  Чайковский.  – Царём цветов   признаю ландыш ». После смерти композитора его брат Модест Петрович из года в год разводил в усадьбе  в  Клину  ландыши. Это стало традицией, которую берегут до наших дней.

Ученик читает стихотворение А. Фета «Первый ландыш»

Слайд 8 «Сирень»

Учитель:  Открывая окно, увидал  я сирень, 

                   Это было весной в улетающий день.

Расцветает куст сирени, и вокруг разливается упоительный запах. Качнётся цветущая ветка, и осыпаются дождём лепестки. Есть много прекрасных легенд,  посвящённых этому растению.

Богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю цветами. Солнце вместе  с богиней  радуги  Иридой  спустилась на землю, и Флора принялась за работу . Она  стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными  красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами. Вдруг заметила Флора , что у неё остались только две краски: белая и лиловая. И этими остатками она решила украсить куст. Получилось удивительно красиво.

Ученик читает стихотворение  В. Рожденственского «Сирень»

Слайд 9: «П. П. Кончаловский «Сирень»

Ученик 1: Пётр Петрович  Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Любимые цветы художника- сирень. Ей он посвятил множество своих полотен.

         На картине Кончаловского «Сирень» изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на неё и остановишься поражённый. Вот склонились тяжёлые кисти тёмно- красной, серебристо- белой и бледно-лиловой сирени. Торжественно выглядит в середине букета высокая, тёмно- красная ветка. А как нарядна  нежно- розовая сирень! Какие у неё оттенки: лиловые, светло-лиловые. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то, как будто чувствуешь её аромат. Кажется, её чудесный душистый запах наполняет всю комнату. Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне,  о ярком солнышке. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени.

         И поэт Всеволод Рождественский,  и художник Пётр Кончаловский изображают один и тот же предмет- сирень. При этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт-слово, художник-   краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые грозди  сирени после грозы, её благоухание. Сирень художника мы видим.Мы понимаем, что такую прекрасную картину и замечательные строки не могли написать равнодушные к природе люди. И художник,  и поэт любят природу, восхищаются её щедростью.

Слайд 10 «Полевые цветы»

 Учитель: Многие поэты любили и воспевали в своих стихах скромные неприхотливые полевые цветы: колокольчики, незабудки, ромашки.

Ученик 2:Невозможно, проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит.

Слайд 11 «А. Герасимов «Натюрморт.  Полевые цветы»

Ученик 2: На картине А. Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы», прежде всего, взгляд падает на ромашки. Они расположены в центре. Живописец уделил им особое внимание. Эти на вид скромные цветы растут повсюду: на лугах, полях, на лесных полянах, согретых солнцем. Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображённым на картине, и это заслуга художника.

Учитель: Цветы, как люди, на добро щедры,

                И щедро нежность людям отдавая,

                 Они цветут, сердца отогревая,

                  Как маленькие, тёплые костры.

Представьте себе, что вам улыбнулась удача: вы встретили своего любимого писателя или поэта, и у вас возникло желание преподнести ему цветы в знак уважения и благодарности. Зная особенности жизни, характера, творчества своего писателя (поэта), какие бы цветы вы выбрали в качестве подарка»? Предлагаю написать мини- сочинение на эту тему.

 Ученики выполняют творческое задание «Цветы - любимому писателю (поэту)». После выполнения работы некоторые ученики зачитывают мини- сочинения «Цветы любимому писателю»

Учитель: Итак,  наша литературно-музыкальная композиция подошла к концу

Кто такая богиня Флора?

Какой цветок называют «царицей цветов»?

Какие символические значения роз вы знаете?

Какая роза является эмблемой Афродиты?

Назовите автора стихотворения «Как хороши, как свежи были розы»

Назовите любимые цветы П. И. Чайковского. О каком цветке он сказал: «Я к ним питаю самую страстную любовь»

Символом  какого цветка является надежда?

Какие основные изобразительные средства языка используют  поэты при изображении  характера цветов?

Учитель: Наше путешествие в мир искусства на этом не заканчивается. Мы будем вновь и вновь открывать для себя новые страницы литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В царстве богини Флоры" внеклассное мероприятие по русской словесности »

«В царстве богини Флоры»

Внеклассное мероприятие по русской словесности

7 класс


Цель: обобщение знаний учащихся о символике цветов в художественной литературе, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся.

Задачи:

образовательные : формирование знаний учащихся об образах флоры в художественной литературе; показать, что, цветы являются источником вдохновения для поэтов , композиторов, художников.

развивающие: расширение читательского кругозора; развитие речи учащихся; активизация и развитие творческих способностей учащихся.

воспитательные : воспитание бережного отношения к природе и эстетического вкуса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Педагогические технологии: личностно- ориентированная.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование, музыкальный центр,

иллюстративная выставка рисунков и поделок, книжная выставка «Образы флоры в литературе».

Слайд 1 «Венок для богини Флоры»

Учитель: Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища,

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Цветы - одно из чудес природы. Это живая красота земли. Они достойны удивления и восхищения. Цветы - вечные спутники нашей жизни. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как цветы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов, вспомним легенды, предания, стихи об этих удивительных творениях природы. У людей особое отношение к цветам. Не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться, любить , потому что .сердце не ведало бы подлинной красоты. Ещё за три тысячи лет до нашей эры садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши.

Когда в 20 веке была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию.

Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов.

Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, своё назначение, своя тайна, тайна красоты. О многих цветах сложены легенды и предания, стихи и музыка.

Этот цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён и народов не устают воспевать её. О каком цветке идёт речь? (ответы учащихся)

Слайд 2 «Царица цветов»

Учитель: Конечно же, о розе. Давайте послушаем стихи и легенды о царице цветов.

Ученик читает стихотворение С. Я. Маршака «Абхазская роза»

Ученик 2: В древней Греции розу почитали за красоту, нежность и чудесный аромат. Из древнегреческой легенды:

Пир на горе Олимп был в полном разгаре. Случайно из кубка пролили несколько капель сладчайшего нектара. И тотчас на этом месте перед изумлёнными богами выросли белые розы. А как появились красные розы? Легенда рассказывает и об этом. Богиня любви Афродита , срывая белую розу, уколола палец о шипы, и несколько капель крови упали на белые розы, и они сразу окрасились в красный цвет.

Слайд 3 «Богиня утренней зари»

Восхищались красотой роз и древние римляне. Они считали розы изысканными цветами. «Какой же сюрприз приготовил нам император на этот раз?» - гадали высокие гости. А в это время над их головами открывались потайные люки, и на людей посыпался дождь роз. Розы сыпались до тех пор , пока весь огромный зал и длинные столы не были усыпаны дорогими благоухающими цветами. Такая расточительность настолько поразила всех, что весть об этом событии дошла до наших дней. Ведь розы на этом пиру обошлись в целый бочонок золота. Прошли века , а человечество по- прежнему продолжает восхищаться этим цветком, слагать легенды, песни, стихи.

Учитель: Современные поэты и композиторы также посвящают розам свои произведения. Хитами современной эстрады являются песни «Розовые розы Светки Соколовой», «Роза чайная », всем известный хит 90-х «Белые розы» и другие.

Ученик исполняет песню «Белые розы»

Слайд 4-5 «Первые цветы весны»

Учитель: Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинах появляются первые нежно - пахнущие цветочки-подснежники. У Самуила Яковлевича Маршака есть строки, посвящённые подснежнику:

Цветы весны, идущие к нам по снегу.

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку.

Ученик 3: Есть прекрасная легенда об этом цветке.

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок , желая утешить, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.

А русская легенда утверждает, что старуха- Зима со своими спутниками - Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну, но подснежник смело выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. А Солнце заметило цветок, согрело землю, открыло дорогу Весне

Учитель: У П. И. Чайковского в цикле «Времена года» есть музыкальная пьеса «Подснежник». Прослушайте фрагмент этой пьесы и ответьте на вопросы.

Звучит музыкальная пьеса. После прослушивания учитель задаёт вопросы.

Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

Какие картины, зрительные образы , образы-звуки, образы- запахи вы себе представляете, слушая эту музыку? (ответы учащихся)

Слайд 6: «Ландыша тёплого мая привет»

Ученик 4: Можно много назвать цветов, которые считаются у нас символами весны, но самый нежный и беззащитный - ландыш, изящный цветок, цветущий в мае. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух настоян на их аромате. Стебелёк ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышком вниз…Отцветает ландыш , и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягода, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной.

Слайд 7: «Слёзы морской царевны»

Учитель: А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.

Ландыши были любимыми цветами П. И. Чайковского. «Я к ним питаю самую страстную любовь. - как - то признался Чайковский. – Царём цветов признаю ландыш ». После смерти композитора его брат Модест Петрович из года в год разводил в усадьбе в Клину ландыши. Это стало традицией, которую берегут до наших дней.

Ученик читает стихотворение А. Фета «Первый ландыш»

Слайд 8 «Сирень»

Учитель: Открывая окно, увидал я сирень,

Это было весной в улетающий день.

Расцветает куст сирени, и вокруг разливается упоительный запах. Качнётся цветущая ветка, и осыпаются дождём лепестки. Есть много прекрасных легенд, посвящённых этому растению.

Богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилась на землю, и Флора принялась за работу . Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами. Вдруг заметила Флора , что у неё остались только две краски: белая и лиловая. И этими остатками она решила украсить куст. Получилось удивительно красиво.

Ученик читает стихотворение В. Рожденственского «Сирень»

Слайд 9: «П. П. Кончаловский «Сирень»

Ученик 1: Пётр Петрович Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Любимые цветы художника- сирень. Ей он посвятил множество своих полотен.

На картине Кончаловского «Сирень» изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на неё и остановишься поражённый. Вот склонились тяжёлые кисти тёмно- красной, серебристо- белой и бледно-лиловой сирени. Торжественно выглядит в середине букета высокая, тёмно- красная ветка. А как нарядна нежно- розовая сирень! Какие у неё оттенки: лиловые, светло-лиловые. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то, как будто чувствуешь её аромат. Кажется, её чудесный душистый запах наполняет всю комнату. Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени.

И поэт Всеволод Рождественский, и художник Пётр Кончаловский изображают один и тот же предмет- сирень. При этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт-слово, художник- краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые грозди сирени после грозы, её благоухание. Сирень художника мы видим.Мы понимаем, что такую прекрасную картину и замечательные строки не могли написать равнодушные к природе люди. И художник, и поэт любят природу, восхищаются её щедростью.

Слайд 10 «Полевые цветы»

Учитель: Многие поэты любили и воспевали в своих стихах скромные неприхотливые полевые цветы: колокольчики, незабудки, ромашки.

Ученик 2:Невозможно, проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит.

Слайд 11 «А. Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы»

Ученик 2: На картине А. Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы», прежде всего, взгляд падает на ромашки. Они расположены в центре. Живописец уделил им особое внимание. Эти на вид скромные цветы растут повсюду: на лугах, полях, на лесных полянах, согретых солнцем. Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображённым на картине, и это заслуга художника.

Учитель: Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры.

Представьте себе, что вам улыбнулась удача: вы встретили своего любимого писателя или поэта, и у вас возникло желание преподнести ему цветы в знак уважения и благодарности. Зная особенности жизни, характера, творчества своего писателя (поэта), какие бы цветы вы выбрали в качестве подарка»? Предлагаю написать мини- сочинение на эту тему.

Ученики выполняют творческое задание «Цветы - любимому писателю (поэту)». После выполнения работы некоторые ученики зачитывают мини- сочинения «Цветы любимому писателю»

Учитель: Итак, наша литературно-музыкальная композиция подошла к концу

Кто такая богиня Флора?

Какой цветок называют «царицей цветов»?

Какие символические значения роз вы знаете?

Какая роза является эмблемой Афродиты?

Назовите автора стихотворения «Как хороши, как свежи были розы»

Назовите любимые цветы П. И. Чайковского. О каком цветке он сказал: «Я к ним питаю самую страстную любовь»

Символом какого цветка является надежда?

Какие основные изобразительные средства языка используют поэты при изображении характера цветов?

Учитель: Наше путешествие в мир искусства на этом не заканчивается. Мы будем вновь и вновь открывать для себя новые страницы литературы.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"В царстве богини Флоры" внеклассное мероприятие по русской словесности

Автор: Зарипова Нафиса Нурисламовна

Дата: 16.07.2014

Номер свидетельства: 110091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства