текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных или сопряженных в определенной последовательности;
текст начинается с истории вопроса или введения фона для основной информации.
Так, например, сочинение о Л. Н. Толстом можно начать следующим фактуальным зачином, в котором сообщаются факты, сгруппированные во временной (хронологической) последовательности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Фактуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в которых:
текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных или сопряженных в определенной последовательности;
текст начинается с истории вопроса или введения фона для основной информации.
Так, например, сочинение о Л. Н. Толстом можно начать следующим фактуальным зачином, в котором сообщаются факты, сгруппированные во временной (хронологической) последовательности:
Ни одному из выдающихся русских писателей судьба не подарила такой долгой жизни, как Л. Н. Толстому. Он родился через два года после восстания декабристов, а умер за семь лет до Октябрьской революции. Толстому шел девятый год, когда на дуэли погиб А. С. Пушкин. На восьмом десятке лет Л. Н. Толстой встретился с молодым Горьким.
Шесть десятилетий Л. Н. Толстой оставался в ряду крупнейших русских писателей.
На страницах его произведений запечатлены картины русской жизни за целое столетие – от кануна Отечественной войны 1812 года до событий, последовавших за революцией 1905 – 1907 годов…
Для меня Толстой – сама русская история, образ мыслей и чувствований русского человека, замечательный образец и идеал русского человека.
Иногда фактуальный зачин может содержат всего один факт, от которого мы потом переходим к размышлениям на тему сочинения.
«Гринев,- пишет А. С. Пушкин, - присутствовал на казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Загадочен и непостижим этот поистине фантастический, как скажет М. И. Цветаева, «кивок с плахи». Что хотел сказать напоследок «черный Емеля», - не то «волк», не то «человек» - чистенькому, молоденькому дворянину?
Убийца родителей девушки, которую любит Гринев, шлет ему свой прощальный «знак», наполненный торжественным значением. Не толпе, а ему, единственному в ней. О чем думает в последнюю минуту «беглый каторжник», «оголтелый пьяница», «злодей», «изверг», «самозванец», как именуют вождя мятежные дворяне?
Вернемся теперь к началу произведения и попытаемся разгадать «загадку этого прощального знака»…
Гораздо чаще, однако, фактуальные зачины представлены на практике различными фоновыми сведениями, призванными способствовать незатрудненному восприятию основной информации. Фактуальные зачины такого типа характеризуют либо время, отраженное в произведении, либо историю вопроса, либо различные совокупности фактов, так или иначе (по смежности, по ассоциации и т.п.) связанных с основным содержанием сочинения.
В зачинах текстов-рассуждений фактами становятсяявления, процессы, мнения (точки зрения), в основе которых лежат одни и те же причины, одни и те же основания. Это, как правило, факты, составляющие 1) социально-исторический, 2)литературно-критический или 3)реально-бытовой фон, подводящий читателя к основной части сочинения.
Социально-исторический фон в зачине сочинения – это указание на время создания произведения, это экономическая, социальная и политическая характеристика эпохи, это выделение злободневных проблем и общественно значимых идей эпохи.
Литературно-критический фон реализуется в зачинах сочинений в виде указаний на современников писателя и современные ему произведения, в характеристиках типов литературных героев, литературных тенденций, основных тем и проблем литературы, современных писателю, это также критическая оценка произведений писателя в наше время. Естественно, что на практике в зачине реализуется не все указанные элементы, а 2-3 из них, а не редко 1-2..
Реально-бытовой фон в зачине сочинения связывается, как правило, с характерными чертами быта, среды, жизни, отражаемой писателем в его произведении.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАЧИН.
Концептуальный зачин представляет собой такое начало, в котором
1) формулируются основные положения текста;
2) приводятся цитаты, содержащие такие концептуальные положения, которые становятся главной мыслью (идеей) текста;
3) вводятся сентенции (какие-либо общеприемлемые жизненные обобщения) или оценки, которые затем детализируются в тексте;
4) формулируются гипотезы, которые становятся предметом обсуждения.
Иными словами, это зачин-цитата, зачин-гипотеза, зачин-оценка.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАЧИН.
Тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:
осмысляется, уточняется или переформулируется тема, названная в заголовке текста;
определяется предмет или аспект обсуждения темы;
устанавливаются проблемы, которые составляют содержание и объем темы. Такие зачины еще называются увертюрными
Из низ можно выделить:
А) классическая увертюра - намечает основные темы;
Б) увертюра «прелюдия» или аннотация обобщенно раскрывают тематическое содержание, идею произведения.
В) зачин-увертюра в форме попурри – в виде ряда следующих друг за другом компонентов, зачастую объединенных по принципу контраста или нагнетания.
Г) зачин типа концертной увертюры основывается на чередовании относительно устойчивой темы и интермедии или эпизодов, смежных или различных по материалу.
Е) Тематические зачины дискурсного типа. Дискурс – это речь, погруженная в жизнь. Применительно к вступлению, это исторические и «лирические» ситуации.