Урок – мастерская в 7 классе «Тихая моя родина» основана на стихотворениях В.Брюсова, Ф Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова. Цели урока: 1) образовательная: научить детей анализировать лирическое стихотворение; 2) воспитательная: гражданское воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Тихая моя родина»»
«Тихая моя родина»
(Урок – мастерская в 7 классе)
(Стихи В.Брюсова, Ф Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова).
Цели урока: 1) образовательная: научить детей анализировать лирическое стихотворение; 2) воспитательная: гражданское воспитание.
Повторение: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение.
Эпиграф к уроку:
« …любовь к родной природе – один из вернейших
признаков любви к своей стране».
К.Г. Паустовский
Словарная работа: поэзия, проза.
Оборудование к уроку: музыка П.И. Чайковского («Времена года») или Штрауса («Сказки венского леса»); репродукции с полотен И. Левитана, Шишкина и др.
Сегодня в нашей мастерской мы попробуем проанализировать стихи о родной природе, о родине В.Брюсова, Ф Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова. Начнем с домашнего задания: вам нужно было нарисовать то, с чем ассоциируется для вас Родина.
Выберите в своей группе, на ваш взгляд, лучший рисунок и скажите, почему, по-вашему, он больше всего ассоциируется со словом Родина.
Вывод: Родина для многих – это дом, поле, речка…
Иногда живопись и музыка часто могут выразить то, чего не передать словами. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место.
Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении многих лет претерпел ряд изменений. Можно выделить группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов. В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»). Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.
А теперь давайте обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина». (Чтение наизусть подготовленным учеником).
1. Обсудите и запишите в тетрадь, какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)
2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова ? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом). (Биографические сведения).
3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.
Какие перемены произошли в родном краю ? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя» ? (Нет, глаз отличает перемены, но сердце их не воспринимает «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).
4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).
5. Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? ( Эпитеты - «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».
6. Выделите традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины. (Использована в заглавии).
Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег». Понравилось ли вам оно?
1. Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Восхищения). Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны.
2. Какие художественные детали и литературные приемы подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?
3. В каком из перечисленных далее значений употреблено слово «проза» ?
Проза 1. Нестихотворная литература, в отличии от поэзии.
2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.
4. Как вы понимаете строчки?
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Обратимся к стихотворению Ф. Сологуба (настоящая фамилия Тетерников) «Забелелся туман над рекой».
Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.
О чем думает, что чувствует лирический герой ? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).
А теперь давайте прочитаем стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой».
1. Это стихотворение Н. Заболоцкого вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? «Весна на поэтическом языке есть утро, подобное заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи».
2. Какие приметы весны называет поэт?
3. Какие литературные приемы использует Н. Заболоцкий, чтобы передать нам свое настроение, нарисовать картину весеннего леса?
4. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?
5. Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?
Прочитайте стихотворение С. Есенина «Топи да болота».
1. Определите тему стихотворения.
2. Какова основная мысль, в каких строчках это выражено?
3. Как через стихотворение о родной природе автор передает нам свое настроение? Какие литературные приемы помогают ему в этом?
4. Почему С. Есенин так любил природу средней полосы России? (Биографические сведения).
Вопросы всем группам.
1. В нашей мастерской мы попробовали проанализировать пять стихотворений, в каких еще, кроме «Тихая моя Родина» авторы используют традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины.
3. Согласны ли вы с Паустовским, что «любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране»?
Вывод: при всех индивидуальных различиях и пристрастиях и Н. Рубцова, и Ф. Сологуба, и Н. Заболоцкого, и В. Брюсова, и С. Есенина объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.
А теперь обратимся к репродукциям с полотен Левитана, Шишкина:
1. Какое из прочитанных стихотворений родственно по своему настроению данной картине?
2. Какие поэтические строчки можно было бы использовать для описания картин?
3. Почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?
Д/з. Напишите сочинение на одну из тем «Край ты мой, родимый край» или «Тихая моя Родина».