kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.М. Рубцов "Тихая моя родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок по чтению Н.М. Рубцов "Тихая моя родина"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.М. Рубцов "Тихая моя родина"»

Тема урока. Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»

Цели урока. Познакомить уч-ся с произведением Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

Совершенствовать навык выразительного чтения.

Развивать образное мышление, слуховое восприятие, умение ориентироваться в тексте, работать по картине. Расширять и активизировать словарь уч-ся.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: словарные слова, запись стихотворения, запись песни.

Ход урока.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания.

- С биографией какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?(Вывешивается портрет)

- Что было задано на дом?

- Давайте прочитаем.

- Где же прошло детство Рубцова?

- Почему он воспитывался в детском доме?

- Кратко перескажите биографию поэта.

- Чему же посвящал свои стихи Н. Рубцов?

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова, которое называется…(На доске вывешивается название стихотворения)

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, о чём это стихотворение, судя по названию?

- Назовите слова, близкие по значению к слову «родина». (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)

Стих-е «Тихая моя родина» Рубцов посвятил своему другу В. Белову, который тоже писал о родине, о родных местах.

Сегодня на уроке мы будем читать это стихотворение, работать по его содержанию, рисовать словесную картину. Будьте внимательными, активными, давайте полные ответы.

4. Изучение нового материала.

а) Словарная работа.

В тексте вам встретятся слова, значение которых могут вызвать у вас трудности.

Погост – сельское кладбище (в старину церковь с прилегающим участком и кладбищем)

Обоз – повозки, едущие друг за другом.

Обитель – то же, что и монастырь – храм, церковь.

б) Прослушивание записи стихотворения в исполнении автора

Прежде чем мы начнём читать это стих-е, предлагаю вам послушать запись стих-я в исполнении самого поэта Н.М. Рубцова. (Запись)


- Какое чувство вызвало у вас это стих-е? (грусти, печали, тоски)

- О чём грустит поэт? (о детстве, о родине)

Правильно, ребята! Рубцов выражает свою грусть по детству, по родным местам, по своей «малой» родине. Откройте страницу 215. У нас стихотворение в сокращённом виде.

в) Самостоятельное чтение

- про себя;

А теперь прочитайте вы это стихотворение про себя.

- Чему же посвящено это стихотворение?

- вслух;

г) Словесное рисование

- Какие картины возникли у вас при чтении этого стихотворения? Давайте нарисуем словесную картину. (Ответы уч-ся)

д) Работа по картине

Посмотрите внимательно на картину И. Левитана «Озеро (Русь)»

- Что мы видим на картине?

- Подходит ли эта картина к стихотворению?

- Почему вы так считаете?

- Найдите и зачитайте соответствие картины и слов стихотворения


е) Беседа по содержанию.

Давайте попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приёмов показано.

- К чему обращается автор в своём стихотворении?

- В какой строчке это видно?

- С какой интонацией надо прочитать эти слова? (С восторгом, с любовью, с восхищением,) Прочитайте выразительно.

- А что значит … в конце второй строки?

Этот приём называется умалчивание. Эту строку надо прочитать с паузами, не спеша. Автор заставляет задуматься, а как вы представляете себе свою родину. (Прочитайте)

- С какой интонацией надо читать следующие две строки? (с сожалением, грустью)

- Почему?

- А какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? Зачитайте.


Да, ребята! Эти строки говорят о том, что многие люди редко приезжают туда, где родились, мало молодёжи остаётся в селе, ветшают и разрушаются здания. А село продолжает жить своей жизнью.

- А какое слово повторяется неоднократно? (тихо, тихо)

- А как вы думаете, что этим хотел показать автор?

Это слово автор использует, чтобы показать неспешность, размеренность сельской жизни, т.е. всё идёт своим чередом, жизнь тихо продолжается.

- Что изменилось в селе, где давно не бывал поэт?


Изменилось село, но человека всегда тянет вернуться к родным местам, туда, где сохранилась память о своих родных, соседях, одноклассниках. Вновь хочется почувствовать себя мальчишкой или маленькой девочкой.

- Какие строки говорят об этом?


Придёт время уезжать из родных мест.

- Как вы думаете, с чем сравнивает автор речку, которая будет бежать и бежать вслед автору? (с жизнью)

Жизнь сравнивается с рекой.

- Зачитайте эти строчки.

- А почему она туманная?

А потому что неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – лёгкая или тяжёлая. Повтор бежать и бежать показывает, что всё меняется, и жизнь меняется, но память остаётся на веки привязанной к тем местам, которые были дороги.

- Какие слова стихотворения говорят об этой привязанности?

Правильно, ребята! Автор вспоминает своё детство, юность, которое навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчёркивают неразрывную связь героя с маленьким уголком земли.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

ж) Выразительное чтение

- Давайте попробуем передать чувства и мысли поэта своим выразительным чтением.

з) Прослушивание песни М. Трошина «Тихая моя родина»

Ребята! Некоторые стихи Рубцова переложены на музыку. Я предлагаю вам послушать песню на стихи Рубцова «Тихая моя родина» в исполнении М. Трошина. Пусть музыка поможет вам ещё раз прочувствовать тихую печаль автора по родным местам. (Звучит запись)

- В каком темпе звучала эта песня? (Медленно, спокойно)

- Как удалось исполнителю передать настроение поэта? (Тихим, спокойным, ровным голосом)

5. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения

6. Итог урока.

- В чем же мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаемся и ценить это общение)

Отметки за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Н.М. Рубцов "Тихая моя родина"

Автор: Осипова Людмила Александровна

Дата: 15.04.2021

Номер свидетельства: 578279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Н.Рубцов "Тихая моя Родина" "
    ["seo_title"] => string(29) "n-rubtsov-tikhaia-moia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "239294"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753135"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок литературного чтения по теме: "Рубцов Н.М. "Тихая моя родина"" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-rubtsov-n-m-tikhaia-moia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "112105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408296695"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. "
    ["seo_title"] => string(51) "russkiie-poety-20-vieka-o-rodinie-i-rodnoi-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "128284"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415464761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) ""Растут в России берёзки..." Посвящённая 70-летию Победы "
    ["seo_title"] => string(62) "rastut-v-rossii-bieriozki-posviashchionnaia-70-lietiiu-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "192559"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427471694"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(43) "muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "181932"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425412649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства