Методы и приемы: беседа, сообщения учащихся, рассказ учителя, презентация со слайдами, анализ стихотворений, творческая работа и др.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
Урок наш не совсем обычен: это одновременно урок литературы, живописи и музыки. Так же необычна и тема его «Тихая моя Родина»
- Наши мысли, чувства, состояние души, наше отношение к окружающему, к миру, к себе – это и есть жизнь, которая ни на миг не останавливается. Жизнь торжествует и в звоне весенней капели, и в пении птиц, и в завывании вьюги за окном, и в еле слышимом шорохе осенней листвы. Эти хорошо нам всем знакомые звуки окружающего нас мира никого не оставляют равнодушными. Каждый человек когда-то, хотя бы раз, пытается передать восторг от покрывшего черную землю первого снега, грусть, навеваемую осенним дождем. Художники это делают при помощи богатейшей палитры красок, поэты создают словесные образы, музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков.
-У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.
Задание для исследовательской деятельности:
- Какое искусство может передать динамику чувств? (живопись)
II. Работа с оборудованием урока (слайды)
Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровина «Зимой», Л.Каменева «Зимняя дорога», Н.Крымова «Зимний вечер», «Февральская лазурь».
Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму.
- Какие краски используют художники при написании зимнего пейзажа?
- Какие картины ближе именно вам по восприятию зимы? Почему?
- Великий русский композитор П.И. Чайковский создал целый цикл произведений «Времена года», где написал музыку к каждому из 12 месяцев. Он увидел красоту и услышал неповторимую музыку природы, которую смог передать нам своим произведением.
- Давайте вместе с вами подумаем, какие звуки мы слышим зимой?
- Как эти звуки можно передать с помощью музыки?
Прослушайте отрывок произведения П.И.Чайковского «Январь. У камелька»
- Слышите звук метели? Вслушайтесь, метель то затихает, то вновь начинается. Композитор передал это путем изменения темпа музыки. Слышите ли вы звон сосулек, похожий на звук разбитого стекла? Представьте себе ту картину, которую хочет показать нам композитор: теплый дом, горящий камин, а за окном разыгралась метель.
III этап. Анализ лирического произведения.
1. Слово учителя.
- Мы с вами, ребята, посмотрели зимние пейзажи, услышали зимнюю музыку. Вы увидели, что творческие люди неравнодушны к красоте русской природы. А как вы думаете, могли поэты оставить такое время года, как зима, без своего внимания?
-Каждый из нас по-своему воспринимает зиму. Но никого она не оставляет равнодушной. Поэтому многие поэты рисовали в своих стихах картины зимы, причем у каждого поэта она своя.
2. Учитель читает стихотворение В. Брюсова «Первый снег»
- Как относится поэт к тому, о чем пишет? Какие именно слова выражают любовь автора? (Последняя строфа)
- Какой из зимних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?
- Какие стихотворения других поэтов о зиме вы знаете наизусть?
3. Прочитайте отрывок из статьи «Заметки о живописи» К.Г. Паустовского.
- В чем её главная мысль?
4.. Слово учителя.
Отпели песни нам метели.
Растаял снег, ушел мороз.
Журчат ручьи. Поют капели,
И свежий воздух щиплет нос!
Весна! Прекрасна и желанна!
Летящей поступью спешит.
И гомон птиц порою ранней
Задорно, весело звенит!
Звучит музыка П.И Чайковского «Апрель. Капель».
На экране под музыку появляются репродукции картин:
- Какие звуки весны услышали вы в музыке Чайковского?
- Согласны ли вы с тем, что это весна?
- Какие эмоции вызывает в вас эта музыка?
- Увидели ли вы весну? Любите ли вы это время года? Какие чувства, эмоции возникают у вас с приходом весны?
- Перед вами картины русских художников, изображающих приход весны. Мы видим самое ее начало: еще лежит снег, нет ни листьев, ни травы. Но как мы понимаем, что перед нами весна?
- Какие краски используют художники?
- Чем отличаются эти картины от зимних пейзажей?
5. З.Ф. Сологуб «Забелелся туман над рекой». Читает ученик
- Кратко перескажите в прозе содержание стихотворения.
- Какое настроение передает автор с помощью описываемого пейзажа?
- Есть ли в этом стихотворении метафоры, эпитеты, олицетворения? (нет)
- За счет чего достигается поэтическая выразительность в таком случае? (описание настроения, ритм)
- Определите размер стихотворения и схему рифмовки (перекрестная, трехсложный, с ударением на 3-м слоге, анапест)
- Вспомните стихотворения других поэтов о весне.
6. Николай Рубцов «Тихая моя родина»
- О чем это стихотворение?
- Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?
- Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель».
- Какое значение слова «обитель» использовано в стихотворении?
-К какому стилю относятся эти слова?
- С какой целью автор использует элементы высокой лексики?
Погост – кладбище, обычно сельское
Обитель – 1. То же, что монастырь.
2. Место, где кто-то живет, жилище.
IV. Творческая работа
1. Один из ваших сверстников сказал:
Весной не только спать охота,
Желанье море сочинять,
Учить, писать, копать, работать
И получать оценку «пять»!
Я предлагаю вам испробовать свои таланты.
Работа проводится под музыку (на выбор).
Первой и второй группе предлагаю поиграть в игру «буриме». На листочках вы видите предложенные вам рифмы. Ваша задача – сочинить четверостишие с этими рифмами. Свое стихотворение вы запишите на другой стороне листочка.
1. снег - смех, мороз - замерз.
2. ручей - лучей, нежный – подснежник
3. небо - мне бы, солнце – оконце
4. морозы - слезы, вьюга - с юга
5. листья - мысли, в даль – жаль
6. ночи - короче, лето – дети
Третья и четвертая группы составляют синквейн на тему «Зима» и «Весна» (желательно с использованием своих слов-ассоциаций)
Весна. Теплая, нежная. Манит, чарует, завораживает. О, это море моих чувств! Любовь.
2. Проверка выполнения задания.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное
V. Итог урока
- С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?
- Что объединяет эти стихотворения, картины?
(Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой)
- Как вы думаете, почему тема нашего урока звучит так: «Тихая моя родина»?
-Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
Поэты, с чьими произведениями мы познакомились на сегодняшнем уроке, воспевали красоту природы средней полосы России. А о Северном Кавказе, родных для нас местах, сложил такие строки ставропольский поэт Алексей Ревенко:
(Чтение наизусть учеником.)
Гуляет ветер над степями,
Шуршит холодною стернёй.
И тучи с сизыми дымами
Плывут, плывут над головой…
Здесь рожь колосьями литыми
Шумела, сердце веселя.
Но я люблю вас и пустыми,
Простые русские поля.
В день непогожий ближе, строже,
Понятней отчая земля,
И лишь острее грудь тревожит
Крик поднебесный журавля.
Оценки за урок.
VI. Домашнее задание:
1 группа: подготовить чтение наизусть понравившегося стихотворения с небольшим рассказом о поэте.
2 группа: создать письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе.