Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Целью урока является поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; рассмотрение концепции любви М.А. Булгакова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Урок литературы в 11 классе
Н.Г. Иорданишвили
МБОУ Гимназия № 21
г. Батайска
Тема урока: «Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.
Планируемые личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, прививание навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Планируемые метапредметные результаты:
1) Формирование регулятивных универсальных учебных действий: определение темы урока, цели деятельности на уроке с помощью учителя, планирование учебного сотрудничества, принятие решения в проблемной ситуации, контроль, коррекция, анализ собственной работы;
2) Формирование познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, анализ, аргументирование своей точки зрения, построение речевых высказываний
3) Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; вести диалог в соответствии с нормами родного языка; слушать собеседника.
Планируемые предметные результаты: характеристика героев, формулирование идеи, нравственного пафоса романа, определение выразительных средств языка и их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Ресурсы: тексты романа, интерактивная доска, рабочий лист группы
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока
1-ый этап. Организационный. Мотивационный.
Деятельность учителя.
Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.
Обращается к учащимся:
- Давайте проведём небольшую викторину. Угадайте, кому принадлежат слова, герои каких произведений их произносят (текст демонстрируется на интерактивной доске):
1.
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
(Евгению Онегину, А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
2. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
( Пьеру Безухову, Л.Н. Толстой «Война и мир»)
3. «Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. "Милая, добрая Марья Ивановна, - сказал я ей - будь моею женою, согласись на мое счастие". - Она опомнилась. "Ради бога успокойтесь" - сказала она, отняв у меня свою руку. - "Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня". С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла всё мое существование».
( Петру Гринёву, А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
4. − Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
(Мастеру, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита)
Деятельность обучающихся.
Отвечают на вопросы, узнают героев и произведения.
2-ый этап. Определение целей и задач урока. Формулирование обучающимися темы урока.
Деятельность учителя.
- Молодцы! Узнав героев, авторов и произведения, мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?
Учитель выслушивает ответы, затем демонстрирует тему на интерактивной доске и задаёт вопросы:
- Какое из признаний в любви (определение этого чувства) из нашей викторины вам ближе?
- Какое художественно-изобразительное средство использовано в отрывке М.А. Булгакова? Нравится вам такое сравнение?
- Что такое любовь в вашем понимании?
- А в понимании Булгакова? Что о любви хотел сказать нам автор романа? Чтобы ответить на этот вопрос, чем нам с вами надо будет заняться?
- Какие герои на этом уроке будут в центре нашего внимания?
Деятельность учащихся.
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Строят монологические высказывания.
3-й этап. Актуализация знаний.
Деятельность учителя.
- Что нам предстоит выяснить о Мастере и Маргарите, чтобы понять, как Булгаков относится к своим героям, что он думает о любви, о роли женщины в жизни творца, мастера?
- Какие средства характеристики героев вам известны? Давайте составим план, по которому будем вглядываться в героев.
- Что мы знаем о Мастере и Маргарите, о их жизни до встречи друг с другом?
Деятельность учащихся.
Фронтальная работа: отвечают на вопросы, составляют план характеристики героев, пользуются литературоведческими понятиями (портрет, речевая характеристика, интерьер, говорящая фамилия, имя), пересказывают фрагмент романа.
Планхарактеристики героя постепенно появляется на доске.
4-й этап. Освоение нового знания. Фронтальная работа.
Деятельность учителя.
- Кто же она такая, Маргарита - идеал, подобный Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, Маше Мироновой, или это отрицательная героиня?
- Мастер – это творец, идеальный герой или мастер, мастеровой от литературы со своими слабостями и недостатками?
Демонстрируется отрывки из кинофильма «Мастер и Маргарита» (погром квартиры критика Латунского, диалог Мастера и Воланда о будущем романа)
Учащиеся читают, анализируют текст романа, отвечают на вопросы учителя, корректируя ответы друг друга:
- Что говорит о своих прежних возлюбленных Мастер? Найдите эти слова в 13 главе. Как относится к своему герою Булгаков?
- Найдите ещё строки, говорящие об ироничном отношении автора к герою (13 глава «Явление героя»)
- Как связана глава 18, «Неудачливые визитёры», полная фантастических событий и названная Булгаковым «правдивым повествованием», с главой 19, «Маргарита», начинающейся обещанием показать «настоящую, верную, вечную любовь»? Проследите за художественными средствами, которые использует Булгаков в начале 19 главы, характеризуя Маргариту (лексический повтор слов правда, правдивый; иронию)
- Давайте понаблюдаем за поведением Маргариты:
о чём и как говорит с Наташей, что думает на скамейке под кремлёвской стеной (глава 19),
как ведёт себя на балу у сатаны (глава 23)
как, в каком виде предстаёт перед соседом Николаем Ивановичем (глава 20) встречает Азазелло в квартирке Мастера после бала (глава 30)
- Теперь понаблюдаем за речью героини (диалоги с Наташей, перепалки с котом Бегемотом, разговор с толстяком в цилиндре во время ночного купания)
- Прокомментируйте отношение Мастера к своему роману после ареста (как случилось, что арестовали Мастера всего на три месяца?)
- Давайте поразмышляем, как связаны Мастер и система, одним из олицетворений которой в романе является клиника профессора Стравинского?
- Проследим за отношением Маргариты к последнему их с Мастером пристанищу и к вечному покою своего возлюбленного. Какие ассоциации у вас возникают со словом покой? Это нормальное состояние для творца, для писателя?
5-й этап. Обсуждение результатов работы над образом Маргариты и осмысление её роли в жизни Мастера. Групповая работа по определению отношения к главной героине.
Учитель организует работу в группах, в зависимости от позиции учеников:
Маргарита – ведьма, причина отступничества Мастера от своего романа (2 группа)
Деятельность обучающихся.
Учащиеся работают в группах: обсуждают, находят подтверждения своего мнения в тексте романа, фиксируют в рабочих листах группы результат данного вида работы.
6-ой этап. Контроль усвоения знаний.
Деятельность учителя.
Организует диспут в жанре ток-шоу «Культурная революция» на канале «Культура».
Деятельность обучающихся.
Группы выставляют для отстаивания своей позиции по одному представителю. Остальные члены групп участвуют в дискуссии.
7-ой этап. Оценивание работы групп.
Деятельность учителя.
Организует работу по взаимооценке, подводит к выводу:
- Так что же Булгаков говорит в своём романе о «настоящей, верной и вечной» любви? Какими должны быть любящие?
Деятельность обучающихся.
Оценивают деятельность другой группы, высказывают своё мнение по итогу урока.
8-ой этап. Домашнее задание.
Деятельность учителя.
Предлагает дифференцированное задание:
- ответить на вопрос: «Почему Мастер не заслужил света?»
- написать мини-сочинение «Мастерство или творчество?» либо «Каким(ой) бы я хотел(а) видеть своего(ю) избранника (избранницу)»,
- прочитать книгу А. Баркова "Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": альтернативное прочтение"
Деятельность обучающихся.
Осуществляют выбор задания, тем сочинения, записывают их.
9-й этап. Рефлексия и оценивание деятельности.
Деятельность учителя.
- Что-нибудь изменилось в нашем отношении к героям романа?
- Хотели бы девочки, чтобы их избранники были такими, как Мастер?
- Мальчикам нравится поведение Маргариты и её роль в жизни Мастера?