kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; рассмотрение концепции любви М.А. Булгакова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Урок литературы в 11 классе

Н.Г. Иорданишвили

МБОУ Гимназия № 21

г. Батайска

Тема урока: «Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Технологии: проблемно-диалогическая, групповая, «Дебаты»

Планируемые личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, прививание навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Планируемые метапредметные результаты:

1) Формирование регулятивных универсальных учебных действий: определение темы урока, цели деятельности на уроке с помощью учителя, планирование учебного сотрудничества, принятие решения в проблемной ситуации, контроль, коррекция, анализ собственной работы;

2) Формирование познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, анализ, аргументирование своей точки зрения, построение речевых высказываний

3) Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; вести диалог в соответствии с нормами родного языка; слушать собеседника.

Планируемые предметные результаты: характеристика героев, формулирование идеи, нравственного пафоса романа, определение выразительных средств языка и их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Ресурсы: тексты романа, интерактивная доска, рабочий лист группы

Формы работы: фронтальная, групповая

Ход урока

1-ый этап. Организационный. Мотивационный.

Деятельность учителя.

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Обращается к учащимся:

- Давайте проведём небольшую викторину. Угадайте, кому принадлежат слова, герои каких произведений их произносят (текст демонстрируется на интерактивной доске):

1.

Нет, поминутно видеть вас, 
Повсюду следовать за вами, 
Улыбку уст, движенье глаз 
Ловить влюбленными глазами, 
Внимать вам долго, понимать 
Душой всё ваше совершенство, 
Пред вами в муках замирать, 
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! 

(Евгению Онегину, А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

2. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

( Пьеру Безухову, Л.Н. Толстой «Война и мир»)

3. «Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. "Милая, добрая Марья Ивановна, - сказал я ей - будь моею женою, согласись на мое счастие". - Она опомнилась. "Ради бога успокойтесь" - сказала она, отняв у меня свою руку. - "Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня". С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла всё мое существование».

( Петру Гринёву, А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

4. − Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

(Мастеру, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита)



Деятельность обучающихся.

Отвечают на вопросы, узнают героев и произведения.

2-ый этап. Определение целей и задач урока. Формулирование обучающимися темы урока.

Деятельность учителя.

- Молодцы! Узнав героев, авторов и произведения, мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учитель выслушивает ответы, затем демонстрирует тему на интерактивной доске и задаёт вопросы:

- Какое из признаний в любви (определение этого чувства) из нашей викторины вам ближе?

- Какое художественно-изобразительное средство использовано в отрывке М.А. Булгакова? Нравится вам такое сравнение?

- Что такое любовь в вашем понимании?

- А в понимании Булгакова? Что о любви хотел сказать нам автор романа? Чтобы ответить на этот вопрос, чем нам с вами надо будет заняться?

- Какие герои на этом уроке будут в центре нашего внимания?

Деятельность учащихся.

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Строят монологические высказывания.

3-й этап. Актуализация знаний.

Деятельность учителя.

- Что нам предстоит выяснить о Мастере и Маргарите, чтобы понять, как Булгаков относится к своим героям, что он думает о любви, о роли женщины в жизни творца, мастера?

- Какие средства характеристики героев вам известны? Давайте составим план, по которому будем вглядываться в героев.

- Что мы знаем о Мастере и Маргарите, о их жизни до встречи друг с другом?

Деятельность учащихся.

Фронтальная работа: отвечают на вопросы, составляют план характеристики героев, пользуются литературоведческими понятиями (портрет, речевая характеристика, интерьер, говорящая фамилия, имя), пересказывают фрагмент романа.

План характеристики героя постепенно появляется на доске.

4-й этап. Освоение нового знания. Фронтальная работа.

Деятельность учителя.

- Кто же она такая, Маргарита - идеал, подобный Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, Маше Мироновой, или это отрицательная героиня?

- Мастер – это творец, идеальный герой или мастер, мастеровой от литературы со своими слабостями и недостатками?

Демонстрируется отрывки из кинофильма «Мастер и Маргарита» (погром квартиры критика Латунского, диалог Мастера и Воланда о будущем романа)

Учащиеся читают, анализируют текст романа, отвечают на вопросы учителя, корректируя ответы друг друга:

- Что говорит о своих прежних возлюбленных Мастер? Найдите эти слова в 13 главе. Как относится к своему герою Булгаков?

- Найдите ещё строки, говорящие об ироничном отношении автора к герою (13 глава «Явление героя»)

- Как связана глава 18, «Неудачливые визитёры», полная фантастических событий и названная Булгаковым «правдивым повествованием», с главой 19, «Маргарита», начинающейся обещанием показать «настоящую, верную, вечную любовь»? Проследите за художественными средствами, которые использует Булгаков в начале 19 главы, характеризуя Маргариту (лексический повтор слов правда, правдивый; иронию)

- Давайте понаблюдаем за поведением Маргариты:

о чём и как говорит с Наташей, что думает на скамейке под кремлёвской стеной (глава 19),

как ведёт себя на балу у сатаны (глава 23)

как, в каком виде предстаёт перед соседом Николаем Ивановичем (глава 20) встречает Азазелло в квартирке Мастера после бала (глава 30)

- Теперь понаблюдаем за речью героини (диалоги с Наташей, перепалки с котом Бегемотом, разговор с толстяком в цилиндре во время ночного купания)

- Прокомментируйте отношение Мастера к своему роману после ареста (как случилось, что арестовали Мастера всего на три месяца?)

- Давайте поразмышляем, как связаны Мастер и система, одним из олицетворений которой в романе является клиника профессора Стравинского?

- Проследим за отношением Маргариты к последнему их с Мастером пристанищу и к вечному покою своего возлюбленного. Какие ассоциации у вас возникают со словом покой? Это нормальное состояние для творца, для писателя?

5-й этап. Обсуждение результатов работы над образом Маргариты и осмысление её роли в жизни Мастера. Групповая работа по определению отношения к главной героине.

Учитель организует работу в группах, в зависимости от позиции учеников:

Маргарита – идеал, верная спутница, муза (1 группа)

Маргарита – ведьма, причина отступничества Мастера от своего романа (2 группа)

Деятельность обучающихся.

Учащиеся работают в группах: обсуждают, находят подтверждения своего мнения в тексте романа, фиксируют в рабочих листах группы результат данного вида работы.

6-ой этап. Контроль усвоения знаний.

Деятельность учителя.

Организует диспут в жанре ток-шоу «Культурная революция» на канале «Культура».

Деятельность обучающихся.

Группы выставляют для отстаивания своей позиции по одному представителю. Остальные члены групп участвуют в дискуссии.

7-ой этап. Оценивание работы групп.

Деятельность учителя.

Организует работу по взаимооценке, подводит к выводу:

- Так что же Булгаков говорит в своём романе о «настоящей, верной и вечной» любви? Какими должны быть любящие?

Деятельность обучающихся.

Оценивают деятельность другой группы, высказывают своё мнение по итогу урока.

8-ой этап. Домашнее задание.

Деятельность учителя.

Предлагает дифференцированное задание:

- ответить на вопрос: «Почему Мастер не заслужил света?»

- написать мини-сочинение «Мастерство или творчество?» либо «Каким(ой) бы я хотел(а) видеть своего(ю) избранника (избранницу)»,

- прочитать книгу А. Баркова "Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": альтернативное прочтение"

Деятельность обучающихся.

Осуществляют выбор задания, тем сочинения, записывают их.

9-й этап. Рефлексия и оценивание деятельности.

Деятельность учителя.

- Что-нибудь изменилось в нашем отношении к героям романа?

- Хотели бы девочки, чтобы их избранники были такими, как Мастер?

- Мальчикам нравится поведение Маргариты и её роль в жизни Мастера?

Деятельность обучающихся.

Оценивание своей и другой групп.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 26.06.2016

Номер свидетельства: 336173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Женщина цвета луны"...по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "
    ["seo_title"] => string(69) "zhienshchina-tsvieta-luny-po-romanu-m-bulghakova-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "130486"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415903960"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита"."
    ["seo_title"] => string(76) "probliematvorchiestvaisudbykhudozhnikavromaniemabulghakovamastierimargharita"
    ["file_id"] => string(6) "285715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454239839"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) ""Любовь- это..."(мастерская ценностных ориентаций  по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") "
    ["seo_title"] => string(96) "liubov-eto-mastierskaia-tsiennostnykh-oriientatsii-po-romanu-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "232917"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442942426"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "
    ["seo_title"] => string(57) "dobro-i-zlo-v-romanie-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "180331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425152440"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок — обобщение по теме "М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Составление web-сайта" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-m-bulghakov-mastier-i-margharita-sostavlieniie-web-saita"
    ["file_id"] => string(6) "210159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431369031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства