kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Женщина цвета луны"...по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно …»

    Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

            ( урок литературы в 11 классе)

… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…

 1)      на примере анализа эпизода рассмотреть булгаковскую концепцию любви;

2)      формировать навыки работы с текстом художественного произведения;

3)      развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;

4)      уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

 

Актуализация знаний (на фоне мелодии «Вечная любовь»)

1. Булгаков избирает для своей героини имя Маргарита. Случайно или нет?

 2. Маргарита заслуживает Вечный покой со своим любовником Мастером. Почему?

3.Булгаков называет Маргариту «женщиной цвета луны»,что вкладывает писатель в эти слова?

Объявление темы исследовательской работы, пояснение.

  Я хочу показать вам, организацию урока по заданной теме.

- За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

 

Сегодня речь пойдет о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя ее Маргарита. Наша задача – убедиться, что любовь Маргариты – явление исключительное, неповторимое.

 

- А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран.

(просмотр видеофрагмента)

 

Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу. Какая деталь заставила Мастера обратить внимание на Маргариту? 

- Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».

 Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

1 – существительное, задающее тему;

2 – 2 прилагательных к данному существительному;

3 – 3 глагола к данному существительному;

4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);

5-  одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

 1.Цветы

Желтые, тревожные

Появляются, выделяются, тревожат

Нехорошие цветы, но именно они соединили Мастера и Маргариту.

Любовь.

Слайд7 

2.Чувство.

Тревожное, волнующее

Тревожит, волнует, любит

Нехорошие цветы, именно они соединили Мастера и Маргариту.

Любовь.

Желтые, отвратительные, тревожные цветы…Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под угла  выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Женщина цвета луны"...по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" »

Урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»  Тема любви в романе… Работу выполнила учитель литературы и МХК МБОУ «ЛСОШ№2» Астраханской области Заярнова Анаида Арушановна.

Урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема любви в романе…

Работу выполнила учитель литературы и МХК МБОУ «ЛСОШ№2» Астраханской области Заярнова Анаида Арушановна.

Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно …

Тема любви в романе М.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно …

Мы стремимся…     на примере анализа эпизода рассмотреть булгаковскую концепцию любви;  формировать навыки работы с текстом художественного произведения;   развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;   уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.  

Мы стремимся…

    на примере анализа эпизода рассмотреть булгаковскую концепцию любви;

формировать навыки работы с текстом художественного произведения;

  развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;

  уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

 

Наша задача – убедиться, что любовь Маргариты – явление исключительное, неповторимое.

Наша задача – убедиться, что любовь Маргариты – явление исключительное, неповторимое.

«Женщина цвета луны…» … тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…не требуя ничего взамен…

«Женщина цвета луны…»

тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…не требуя ничего взамен…

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!   

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!  

Цветы Желтые, тревожные Появляются, вы деляются, тр евожат Не хорошие цветы, им енно они соединили М астера и М аргариту. Любовь
  • Цветы
  • Желтые, тревожные
  • Появляются, вы деляются, тр евожат
  • Не хорошие цветы, им енно они соединили М астера и М аргариту.
  • Любовь

Чувства и эмоции :

Чувства и эмоции 1.Чувство 2.Тревожное,волнующее 3.Тревожит,волнует,  любит. 4. Любовь выскочила перед нами, как из-под угла выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!  5.Любовь.

Чувства и эмоции

1.Чувство

2.Тревожное,волнующее

3.Тревожит,волнует,

любит.

4. Любовь выскочила перед нами, как из-под угла выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

5.Любовь.

Имя МАРГАРИТА красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой

Имя МАРГАРИТА

красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой

Маргарита испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество» - Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!

Маргарита испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»

- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!

Одиночество? А муж, который ее обожал?

Одиночество? А муж, который ее обожал?

  • Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами вышла, чтобы, наконец, он ее нашел и что, если бы этого не случилось, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста.
Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

Красный цвет королева возлюбленная ведьма страсть гордость трагизм

Красный цвет

королева

возлюбленная

ведьма

страсть

гордость

трагизм

Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.. . Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей… Верная подруга и возлюбленная…

Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.. . Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…

Верная подруга и возлюбленная…

«Погром в квартире Латунского»

«Погром в квартире Латунского»

  •   Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль.
  • Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь.
«Маргарита на балу у Воланда»    Это кульминация, стягивает воедино все романные узлы. Пространство расширено: тропический лес – бальный зал; возникают стены тюльпанов, роз; вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода. Время замедляет свой ход. Автор использует звукопись: рев труб, джаз-оркестр Цветопись: мрачный мир окрашен в яркие тона   Эпизод « На балу у Воланда » связывают с мотивом падения.

«Маргарита на балу у Воланда»

Это кульминация, стягивает воедино все романные узлы.

Пространство расширено:

тропический лес бальный зал; возникают стены тюльпанов, роз; вокруг шипящие фонтаны, льющаяся вода.

Время замедляет свой ход.

Автор использует звукопись: рев труб, джаз-оркестр

Цветопись: мрачный мир окрашен в яркие тона

  Эпизод « На балу у Воланда » связывают с мотивом падения.

ПАДЕНИЕ  резко опускаться вниз; уменьшаться; нравственное разложение. Здесь слово « падение » можно рассматривать в двух значениях – физическое и нравственное падение.

ПАДЕНИЕ

резко опускаться вниз;

уменьшаться;

нравственное разложение.

Здесь слово « падение » можно рассматривать в двух значениях физическое и нравственное падение.

Маргарита чистая сильная светлая жертвенная верная счастливая Любовь

Маргарита

чистая

сильная

светлая

жертвенная

верная

счастливая

Любовь

Концепция любви по Булгакову  

Концепция любви по Булгакову  

  • -дружба
  • -сотрудничество
  • -сопереживание
  • -верность
  • -самоотверженность
  • -борьба
  • -самопожертвование
  • -счастье
Маргарита и маргаритка Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Маргарита и маргаритка

  • Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями ; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои чувства и эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви женщины цвета луны. Женщина цвета луны раскрыла себя и как возлюбленная, и как ведьма, и как королева… Она достойна называться Маргаритой , достойна быть женщиной цвета луны…
  • Сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями ; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои чувства и эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви женщины цвета луны.
  • Женщина цвета луны раскрыла себя и как возлюбленная, и как ведьма, и как королева…
  • Она достойна называться Маргаритой , достойна быть женщиной цвета луны…
Возможна ли такая  «настоящая, верная, вечная любовь»  в наше время?

Возможна ли такая «настоящая, верная, вечная любовь» в наше время?

Источники при изучении данной темы:  1.роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»  2. Учебник 11-ого класса под редакцией Чалмаева, Зинина, Сахарова.

Источники при изучении данной темы: 1.роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2. Учебник 11-ого класса под редакцией Чалмаева, Зинина, Сахарова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Женщина цвета луны"...по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор: Заярнова Анаида Арушановна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства