kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита". Тема трагической любви Мастер и Маргариты. 


Цель: проанализировать образы главных героев романа "Мастер и Маргарита", рассмотреть, как писатель раскрывает проблему свободы творчества и судьбы художника, ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви, проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью, развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, воспитывать интерес к творчеству Булгакова.

Оборудование: текст романа «Мастер и Маргарита», портрет писателя М. А. Булгакова; иллюстрации учащихся к роману «Мастер и Маргарита», фильм В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005г.), запись на доске «Рукописи не горят…»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита".»

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита". Тема трагической любви Мастер и Маргариты. 



Цель: проанализировать образы главных героев романа "Мастер и Маргарита", рассмотреть, как писатель раскрывает проблему свободы творчества и судьбы художника, ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви, проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью, развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, воспитывать интерес к творчеству Булгакова .


Оборудование: текст романа «Мастер и Маргарита», портрет писателя М. А. Булгакова; иллюстрации учащихся к роману «Мастер и Маргарита», фильм В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005г.), запись на доске «Рукописи не горят…»


Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.


Ход урока


  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Проверка домашнего задания. Осуществляется в ходе урока.

  3. Мотивация учебной деятельности.


“Рукописи не горят” — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. “Рукописи не горят” — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда — романа “Мастер и Маргарита”. И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником М. Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и стал актуальным, вызывает много споров, вопросов.

И все-таки, почему "рукописи не горят"? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести? Ответы на все эти вопросы мы найдём в ходе урока.


  1. Работа над темой урока

  1. Вступительное слово учителя


Слово “Мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Его образ некоторые критики считают автобиографическим, отразившим реальные переживания и жизненные коллизии самого Булгакова. Другие же ищут прототип мастера в литературном окружении Булгакова. Но для всех очевидно, что Булгаков нарисовал типичную трагическую судьбу честного писателя в тоталитарном обществе.


  1. Что мы знаем о Мастере из романа? Используя домашнее задание, расскажите биографию Мастера.

Гл. 13 «Явление героя»

Мастер появляется в эпизоде «Встреча с Иваном Бездомным в психиатрической больнице».

«Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами. Он знал пять языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, еще читал по-итальянски».

«Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей», по облигации, которую ему в музее дали.

«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... и нанял у застройщика в переулке близ Арбата две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.

«Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…

И вот тогда-то, прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей.

Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу… Я выходил гулять. Сто тысяч – громадная сумма, и у меня был прекрасный серый костюм…»

  1. Ролевая игра «Встреча Мастера с Маргаритой».

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.

И, вообразите, внезапно заговорила она:

Маргарита – Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер – Нет.

Маргарита – Вы вообще не любите цветов?

Мастер – Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита – А какие?

Мастер – Я розы люблю.

(Маргарита виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и Мастер понес их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом)

Мастер (возвратившись)

Я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел.


  1. Слово учителя

- Расскажите, как изменилась жизнь главных героев после встречи? Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу? Что случилось с Мастером, когда роман был написан?


Индивидуальное задание

Маргарита приходила к Мастеру каждый день, и ждать её писатель начинал с утра. «Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти». Они полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Влюбленные пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек. Мастер работал, а она перечитывала написанное, а перечитав, шила Мастеру шапочку. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Роман был дописан в августе месяце, был отдан машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

(Вставка: 4 серия, 36:22, 38:55, 40:56 – поставить на паузу)

Мастер написал гениальный роман о Понтии Пилате. Но он был крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. Но оказалось, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков. Роман не был принят к печати, критика ошельмовала автора как «богомаза». Это сломило Мастера, лишило его воли к жизни. Поэтому он обрек себя на добровольное затворничество в клинике.

Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «Роковые яйца», пьесы «Дни Турбиных», «Бег» и др. перестали публиковать и ставить на сценах театров всего СССР.

(Вставка: 4 серия, 41 – 43:55 – разговор с Берлиозом) (4 серия, 45:30 – Чтение газетных статей о романе)



  1. Слово учителя.

- Что представляли собой литераторы, заклеймившие роман Мастера? Охарактеризуйте атмосферу, царящую в литературных кругах, используя текст главы «Было дело в Грибоедове» (глава V)

Индивидуальное задание

В Доме Грибоедова Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (расположенный в Москве на Тверском бульваре, 25),в котором в 1920-х годах размещался ряд литературных организаций. Булгаков не зря выбрал для его названия русского классика с гастрономической фамилией: она указывает на главную страсть членов МАССОЛИТа – стремление хорошо поесть. Дом Грибоедова – злая сатира на общество, где человека определяют писателем только по наличию у него удостоверения члена литературной организации, где чиновники или литераторы и бездарные критики определяют, на какую тему можно писать, а на какую – нельзя, где главным критерием художественности произведения является правильная идеологическая позиция автора.

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества – истории Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога – он им не нужен (Страна, строящая социализм, проводит атеистическую пропаганду). Не нужен им и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на него.

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни – о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у М. А. Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее . Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа – бездарные и духовные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и происходило с Мастером: критики Латунский, Ариман и другие ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище. И вполне закономерно, что в конце романа подручные Воланда устраивают пожар (сначала в ресторане) в Доме Грибоедова.


  1. Слово учителя.

Какую роль в судьбе Мастера сыграла любовь к Маргарите? Как Маргарита вступает в бой за возлюбленного? Ради него на что она готова?

Автор в начале второй части романа обещает «показать настоящую, верную, вечную любовь, которая есть ещё на свете».

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Имя этой любви – Маргарита. Что значит, по Булгакову, настоящая любовь?


Индивидуальное задание


Наверное, бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого как свои, жить его жизнью и помогать во всём, чем можешь, уметь разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты стать опорой любимому.

Такой и была любовь Маргариты до разлуки с Мастером. Определение «верная» раскрывается во II части романа, когда женщина остаётся одна и не имеет никаких известий о Мастере. Она не только верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу, причем для неё совершенно безразлично, на каком свете это произойдёт. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободой от всех норм и законов и испытание встречей с вечными силами. Маргарита вступает в бой за возлюбленного. Ради него она готова на всё. Превратившись в ведьму, став королевой на бале у Сатаны (Воланда),

(Вставка: 7 серия, 29:30 – 30:45 – Бал у Сатаны)

она с нетерпением ждёт возможности попросить Воланда об обещанной встрече с Мастером. И эта встреча состоялась. Воланд дарит им, измученным и истерзанным враждебным миром, великое счастье: наконец-то встретившись, они обретают заслуженный ими покой вне существующего общества. (Вставка: 8 серия, 10:35 – 16:45 – Маргарита просит Воланда о встрече; «Рукописи не горят…»)


  1. Слово учителя: Так каков же смысл финала романа?

И Мастера и Маргариту общество лишило своей поддержки. Поэтому оба они вынуждены уйти под опеку к Воланду, могущественному князю тьмы в мире хаоса, бесправия, морального и физического гнёта.


Любовь, как и творчество, то есть два наиболее высоких проявления духовности человека, оказывается выброшенной за пределы интересов данного общества и вынуждена идти за помощью к Сатане. Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». И герои уходят из общества, где нет места творчеству и любви. Мастеру и Маргарите смерть даётся как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. (Вставка: 9 серия, 48:20 – 50)




Почему Булгаков отказал Мастеру в СВЕТЕ, а дал ПОКОЙ?

Индивидуальное задание

Мастер, рассказывая о пути к свету, сам не смог выдержать этого пути, он даже не подозревает, что идея его романа сказалась глубже и шире первоначального замысла. Роман о Понтии Пилате вырос в произведение о причинах трагедии человека в любом деспотическом обществе вне зависимости от времени и места. Свет получают борцы, сильные личности, а Мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что мастер недостоин света. Маргарита же своей любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее на границе двух миров – света и тьмы – Маргарита становится поводырем и хранителем возлюбленного.

(Вставка: 10 серия, 31:30 – 32:22)





  1. Любовь Мастер и Маргариты. Какая она? Работа с диаграммой.









  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  1. «Микрофон»

- Так что же есть любовь по Булгакову?

- Продолжите предложение: «Любовь – это…»

- Каков смысл финала?


  1. Обобщающее слово учителя


«Рукописи не горят…»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пережив десятки лет забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. И сегодня ,когда идет борьба за человека, роман Булгакова приобретает особую актуальность, ибо ставит перед нами главную проблему жизни – проблемы свободного человека в свободном обществе.


  1. Домашнее задание.

  1. Проработать стр. 252-255 учебника

  2. Индивидуальные задания учащимся по теме «Мастер и Маргарита» М. Н. Булгакова как модернистский роман (по разным источникам)»

  3. Темы для контрольного сочинения:

  1. Напишите литературный киносценарий «Сеанс в Варьете».

  2. Напишите письмо или фрагмент дневника любого из второстепенных персонажей романа о проделках шайки Воланда.

  3. Напишите письмо писателю Булгакову: «Я хочу рассказать вам (о времени, о себе, используя стилистические приемы сатиры Булгакова).

  4. Геральдика – описание гербов и их истории. Герб – отличительный знак государства, города, сословия и т.п. Придумайте герб Булгакова, опишите и защитите его на итоговом уроке.

  5. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?






































Использованная методическая литература

  1. Г. Е. Фефилова «Все уроки литературы» 11 класс

Харьков, «Основа», 2011 г.

  1. Н. С. Полулях. Литература. Разработки уроков.

«Ранок», 2011 г.

  1. Л. П. Левицкая, Л. Е. Соловьева, Н. П. Лисовая.. Литература XX века, учебное пособие. 11 класс

Донецк, Центр подготовки абитуриентов.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита".

Автор: Карлина Галина Ивановна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства