Урок — обобщение по теме "М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Составление web-сайта"
Цель (литература):
- расширить знания учащихся по теме, работать над анализом художественного текста, формировать навыки работы в группе, способствовать воспитанию интереса к чтению и литературе; (познавательная компетентность);
- формировать логическое и творческое мышление, эстетическое воображение (поликультурная компетентность);
- работать над обогащением словарного запаса, развивать навыки речевой деятельности (коммуникативная компетентность),
- воспитание моральных качеств; любви к близким и ответственности за них, чувства ответственности в широком смысле слова, чувства сострадания и собственного достоинства, умения осознавать свои ошибки (коммуникативная компетентность).
Цель (компьютерные технологии):
- обобщить знания и умения учащихся по созданию WEB-сайта (познавательная компетентность),
- активизировать навыки использования html-технологий (коммуникативная компетентность),
- воспитывать информационную культуру (социальная компетентность).
Тип урока: обобщение знаний и умений.
Форма: бинарный - литература и информатика
Оборудование: портрет М. Булгакова, коллажи по произведению, составленные учениками, компьютеры с ОС Windows XP, галерея образов в электронном виде, гибкие диски, фрагменты художественного фильма «Мастер и Маргарита».
Опережающее задание: подборка фрагментов фильма «Мастер и Маргарита».
Ход урока.
- Оргмомент.
- Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя литературы.
У нас сегодня очень необычный итоговый урок. Неслучайно он проходит в кабинете информатики и имеет связь с актуальным романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы живем в интересное и сложное время, которое ставит перед нами нелегкие задачи. Но в их решении нам может помочь знание удивительного по своему построению, проблемам, глубине произведение Булгакова, т.к. моральные ценности вечны и философский подход в решении жизненно важных вопросов всегда помогал людям.
Очень важную роль в 21 веке играют информационные технологии. В настоящее время к выпускникам предъявляются большие требования, в том числе умение использовать эти знания на практике. Большинство открытий происходит на стыке наук. Вот и сегодня нас ждет необычная работа. Нужно проявить не только знание содержания, структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», но и оформить в электронном виде веб-сайт, обобщить информацию, связать гиперссылками и найти интересное дизайнерское решение.
Слово учителя информатики о нестандартности данного урока. Выбор 4-5 учащихся для работы на ПК.
3. Для этого давайте повторим определения. (Актуализация)
- Вопросы по информатике:
- Что такое веб-страница? Для чего необходимы гиперссылки?
- Какие дизайнерские приёмы используют для оформления веб-сайта?
- Какие программные средства используют для оформления веб-страницы?
Слово учителя словесности:
Наша задача в ходе работы выделить всё то, что является индивидуальным, новаторским в романе «Мастер и Маргарита», и всё это выставить на WEB-сайте.
4. Работа над темой урока:
Для последующей работы нам необходимо разделиться на 3 группы. Наши творческие планы должны вылиться в создание WEB-сайта с действующим навигатором.
*Беседа:
1. Что вы считаете необычайным, неординарным в композиционном построении романа? (изображены три мира: Московский, Потусторонний, Ершалаимский. Герои данных миров имеют соответствующие образы в других мирах).
2. Сколько же сюжетных линий присутствует? ( Московская, линия Мастера и Маргариты, Ершалаимская.)
*Работа в группах
Задание 1. В зависимости от этого каждая из 3-х групп составит композицию своего мира, а представитель предложит готовый вариант ответа, который мы передадим работающим за ПК.
Композиция Ершалаимского мира:
1) Экспозиция: Знакомство с прокуратором
2) Завязка: Встреча Пилата с Га-Ноцри
3) Развитие действий: Попытки прокуратора спасти Иешуа.
страх Пилата перед властью, бесстрашие, правдивость суждений Га-Ноцри. Страх прокуратора побеждает.
4) Кульминация: Распятие Иешуа.
5) Развязка: Муки совести Пилата.
6) Эпилог: Иешуа прощает прокуратора. «Вечный разговор».
Композпиция Московского мира:
1) Экспозиция: Жизнь Москвы. Спор Берлиоза и Бездомного о религии.
2) Завязка: Появление Воланда со свитой в Москве.
3) Развитие действия: Чудеса на Садовой 48/б, в Варьете, в Грибоедове.
4) Кульминация: «Бал Сатаны»
5) Развязка: Расплата по заслугам, отлет свиты.
Композиция мира Мастера и Маргариты.
3/1) Развитие действия: Мастер в больнице для душевнобольных рассказывает свою историю Ивану Бездомному.
1) Экспозиция: Встреча Мастера с женщиной, несущей хризантемы.
2) Завязка: Написание романа об Иешуа.
3/2) Развитие действий: Помощь и любовь Маргариты, беспощадная критика, гонения на автора, дружба и предательство Ал. Могарыча, лечение в больнице для душевнобольных.Поиск Мастера Маргаритою, встреча женщины с Азазелло, согласие на участие бале Сатаны.
4) Кульминация: Возвращение романа («Рукописи не горят»), встреча Мастера и Маргариты.
5) Развязка: Окончание романа. Покой Мастера и Маргариты.
Задание 2. Составить перечень героев, которые имеют соответствие в разных мирах:
Московский
Ершалаимский
Потусторонний
Мастер
Иешуа
-
Маргарита
-
-
Иван
Левий Матвей
-
Могарыч
Иуда
-
Стравинский
Пилат
Воланд
Федор Васильевич
Афраний
Фагот-Коровьев
Арчибальд Арчибальдович
Крысобой
Азазелло
Тузбубен
Банга
Бегемот
Наташа
Низа
Гелла
Задание 3: От каждой группы предоставить по одному представителю-оформителю для выбора 3 лучших коллажей, которые наиболее полно передают замысел автора, они будут перенесены на веб-сайт.
Задание 4: Работа с кинофрагментами. Каждая из групп выбирает кинофрагменты, которые соответствуют проблемам, замыслу автора, интересны пользователю ПК.
Задание 5: Данный роман (продолжить.психологический, любовный, социальный, философский и т.д.)
5. Подведение итогов работы- составление веб-сайта: таким образом, наш творческий коллектив подготовил материал и передал в обработку учащимся, работающим за ПК. Это:
1. Особенности композиции.
2. Триады и диады героев.
3. Кинофрагменты.
4. Оформление (коллажи)
Спасибо группам за работу, теперь посмотрим, что у нас получилось с веб-сайтом.
Слово учителю информатики:На главной странице мы видим навигацию по сайту, гиперссылки, с помощью которых осуществляется переход на новые. Кроме того, представлена галерея образов. Автор уделяет достаточно внимания дизайну, оформлению страницы.
Слово ученику, создававшему главную страницу (защита) (защита проекта, указание способов оформления, внедрения объектов, дизайнерские приемы.
На второй странице представлен мир Московский. Здесь прослеживается эпоха, благодаря вставке изображений того времени, применены новые (авторские )приемы оформления. Защита учениками созданных ними страниц веб-сайта.
( Ученики, создавшие страницы сайта, описывают приемы, объекты, особенности компо-зиции, объясняют с какой целью разбита страница на фреймы, указывают на переходы, гиперссылки, объекты, кинофрагменты, образы, отвечают на вопросы одноклассников, учителей, гостей). Обсуждение представленного проекта, выставление оценок.
Итоговая беседа. Каждое художественное произведение чему-то учит, от чего-то предостерегает. Герои «Мастера и Маргариты» заставляют читателя задуматься над многими проблемами нашей жизни.
6. Рефлексия:
- Какие проблемы затрагивает автор, какие выводы можем сделать мы, читатели?
- Какие нравственные уроки получили вы, читая произведение?
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
Меня удивило…
7.Оценивание работы учащихся на уроке.
8. Д/з — сочинение по роману «Мастер и Маргарита» на выбор из предложенных тем.
Благодарность за сотрудничество.