Просмотр содержимого документа
«"Любовь- это..."(мастерская ценностных ориентаций по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") »
Мастерская - предисловие к изучению темы любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе «Любовь – это …»
Тип урока: мастерская ценностных ориентаций
Цели урока:
Подготовить к восприятию глубины нравственных проблем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Соотносить свои представления о чувствах с вечными ценностями человеческого мира
Научить анализировать и сопоставлять жизненные факты с миром художественного произведения
Формировать базовые представления о нравственных категориях
Задачи урока :
Приобщить учащихся к богатству отечественного и мирового искусства
Развить у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы
Используя современные технические средства и образовательные технологии, добиться эффективного воздействия на учащихся
Оборудование:
Мультимедийный проектор (при его отсутствии можно слайдовые задания заменить раздаточными карточками)
Индивидуальные листы для работы
Доска, маркеры
Ход мастерской
№ слайда
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
Деятельность 1.Индукция .
Учитель просит учащихся предположить, что будет предметом обсуждения урока, рассмотрев картину современного художника – авангардиста И.Кушнира(индуктор 1)
Деятельность 1.
Учащихся предлагают варианты ответов на индивидуальных листах
1
Деятельность 2.Индукция.
Для подтверждения своей догадки учитель предлагает учащимся послушать музыкальный отрывок и почувствовать, как предмет нашего обсуждения «озвучил» известный композитор Эдуард Артемьев (индуктор 2)
Деятельность 2.Учащиеся предлагают откорректированные варианты ответов, прослушав музыкальный отрывок.
2
Деятельность 1.Индукция . Учитель предлагает окончательно убедиться в выборе ответа, узнав, как описала это в своем стихотворении
А..Ахматова.(индуктор3)
Деятельность 2.Учитель раскрывает тайну и говорит ,что предметом обсуждения мастерской будет …любовь
Деятельность 1. Учащиеся записывают окончательный вариант на своих рабочих листах.
Происходит социализация, афиширование предположений учащихся
3
Деятельность 1.Индукция . Учитель знакомит учащихся с современной притчей «Бабушкин совет» и просит учащихся предположить , что же ответила бабушка внучке , и записать это на листах для индивидуальной работы.
Деятельность 1. Каждый учащийся записывает предполагаемый ответ на индивидуальном рабочем листе ( т.е. происходит социоконструкция), затем каждая работа озвучивается автором в группе ( т.е. происходит социализация ) ,1-2 работы от группы выбираются для озвучивания в классе (т.е. осуществляется афиширование) .
4
Деятельность 1. Деконструкция .Работа с культурным аналогом .Учитель говорит о том, что каждый человек в своей жизни пытается сформулировать для себя ответ на этот вопрос: «Что же такое любовь?» Он предлагает учащимся для начала воспользоваться высказываниями великих людей прошлого о смысле любви и выбрать из предложенных высказываний то, которое наиболее созвучно их представлению о любви
Деятельность 1.Каждый учащийся выписывает то высказывание , которое созвучно его представлению о любви, и объясняет свой выбор. Осуществляется социализация. Афиширование.
4
Деятельность 2.Деконструкция. Учитель напоминает, что в центре внимания последних уроков литературы был роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», и просит ребят выбрать то определение любви, которое предпочли бы главные герои романа – Мастер и Маргарита.
Деятельность 2. Учащиеся выбирают высказывание ,по их мнению, соответствующее мировоззрению главных героев романа. Затем осуществляется социализация. Афиширование.
5
Деятельность 1. Учитель говорит о том, что многовековой опыт человечества оставил на страницах истории жизненные аксиомы, которые остаются актуальными и сейчас, и обращает внимание учеников на некоторые из них.
Деятельность 2.Учитель просит учеников выразить свое согласие /несогласие с этими утверждениями, а также подумать, с чем согласились или не согласились бы их родители , просит ребят заполнить первую и вторую колонку таблицы (см. Приложение №1)
Деятельность 3. Учитель просит учеников подумать, как бы автор романа - М.А.Булгаков -отнесся к данным аксиомам
Деятельность 1.Учащиеся знакомятся с материалом слайда.
Деятельность 2. Учащиеся заполняют первую и вторую колонку таблицы (см. Приложение № 1) Затем осуществляется социализация. Промежуточное афиширование.
Деятельность 3.Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы, затем происходит итоговое афиширование через вывешивание результатов работы на доске и сопоставление результатов работы групп с таблицей
6-10
Деятельность 1. Дедукция . Работа с культурным аналогом .Учитель предлагает проверить свои предположения о взглядах автора великого романа, познакомившись с воспоминаниями его жены, Елены Сергеевны Булгаковой
Деятельность 2.Разрыв. Реконструкция . Учитель просит откорректировать последний столбик таблицы с учетом только что увиденного
Деятельность 1. Учащиеся знакомятся с материалами слайдов
Деятельность 2. Учащиеся корректируют свои записи, осуществляется социализация, афиширование.
11
Деятельность 1. Разрыв . Реконструкция . Учитель напоминает учащимся о притче и предлагает познакомиться с ответом бабушки
Деятельность 1. Учащиеся сопоставляют свои предположения с концовкой притчи , осмысливают ее финал .
12
Деятельность 1. Рефлексия .Учитель говорит о том, что на уроке ученики много работали с высказываниями и воспоминаниями великих людей, но пришла пора сформулировать свое мнение: « Что же такое любовь?», и просит учащихся написать мини-сочинение на тему «Любовь-это…» из 3-4 предложений. Заранее оговаривается , что данная работа - это не окончательный вариант формулировки собственного отношения к любви, потому что жизнь еще внесет коррективы в представления учеников, но все же интересно внести свою лепту в многовековую дискуссию человечества о сущности любви.
Вариантом завершения мастерской может стать и создание синквейна о любви
Деятельность 1. Ученики работают над мини-сочинением «Любовь-это…»(или синквейном) Затем рабочие листы сдаются, либо осуществляются финальная социализация и афиширование. Выбор варианта зависит от особенностей взаимоотношений конкретного класса с учителем, проводящим урок, а также от степени доверительности отношений внутри классного коллектива .
В качестве домашнего задания учащимся предлагается заглянуть в роман и посмотреть, можно ли сформулировать определение любви, основываясь на страницах романа, или роман дает готовый ответ на вечный вопрос: «А что же такое любовь?»…
№
Я
Мои родители
Булгаков
1
2
3
4
5
6
7
8
Карточка №1.
1. Как бы ни была жестока к человеку судьба, как бы он ни был покинут и одинок, всегда найдется сердце, пусть неведомое ему , но открытое, чтобы отозваться на зов его сердца.
Г.Лонгфелло
2. Не говори о любви, потраченной напрасно! Любовь никогда не пропадает зря; если даже она не сделала богаче сердце другого человека, то ее воды, возвращаясь обратно к своему истоку, подобно дождю, наполняют его свежестью и прохладой
Г.Лонгфелло
3. Мы знаем, что любовь сильна, как смерть, зато хрупка , как стекло
Ги де Мопассан
4. Радость и счастье – это дети любви, но сама любовь, как сила,- это терпение и жалость.
М.М.Пришвин
5. Любовь- восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти.
Э.-М.Ремарк
6. Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Тогда она расслабляет ум и заставляет деградировать душу
Гельвеций
7. Любовь, подобно огню, не знает покоя. Она перестает жить, как только перестает надеяться или бояться.
Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
Ларошфуко
8. Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье.
Г.Лейбниц
9.Истинная любовь сказывается в несчастье. Как огонек, она тем ярче светит, чем темнее мгла.
Леонардо да Винчи
10.Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами.
В.Шекспир
Карточка №2.
1.Нельзя полюбить человека, зная его один день.
2. С милым рай и в шалаше, если милый по душе.
3. Любовь оправдывает любые средства её спасения.
4. Я вас люблю (к чему лукавить!), но я другому отдана и буду век ему верна.
Или: Долг важнее чувства.
5.Муж и жена - одна сатана.
Или: Два сапога – пара.
6.Дети – наивысшее проявление любви.
7.Жизнь без любви не имеет смысла.
8.Великая любовь-это счастье.
Карточка №3
1.Из дневника Елены Сергеевны Булгаковой:
«Это в 29-м году в феврале, на Масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков , который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, заинтересовала его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…»
2.В момент знакомства с Еленой Сергеевной Булгаков не был благополучным , обеспеченным и знаменитым человеком. Его бешеная популярность начала 1920-х г.г. прошла, недопечатанной осталась «Белая гвардия» , и только благодаря необычайной привязанности Сталина к «Дням Турбиных» ( драматургическому варианту «Белой гвардии») одна пьеса шла во МХАТе. Булгакова даже в дворники в те дни брать боялись из-за «белогвардейской» внешности, а Елену Сергеевну во время одного из первых свиданий Михаил Афанасьевич угощал пивом и крутым яйцом на закуску – на большее не было денег. Иногда Булгаков был просто на грани самоубийства. Об этом прекрасно знала и Елена Сергеевна, и ее литературный двойник Маргарита из романа.
3. Из дневника Елены Сергеевны Булгаковой:
« …Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было : «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что».
«…Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на руках». Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась…» Просьбы Михаила Афанасьевича Елена Сергеевна выполняла всегда. Муж умер у нее на руках 18 марта 1940. Перед смертью она дала обещание опубликовать роман «Мастер и Маргарита». Прожив еще 30 лет, Елена Сергеевна дождалась дня опубликования романа своего Мастера в журнале «Москва»…