kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Любовь- это..."(мастерская ценностных ориентаций по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Мастерская - предисловие к изучению темы любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе «Любовь – это …»
  • Тип урока: мастерская ценностных ориентаций

Цели  урока:

  •  Подготовить к восприятию глубины нравственных проблем романа  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Соотносить  свои представления  о чувствах  с вечными ценностями человеческого мира
  • Научить анализировать и сопоставлять жизненные факты с миром художественного произведения
  • Формировать базовые представления о нравственных категориях

 

 Задачи урока :

  • Приобщить учащихся к богатству отечественного и мирового искусства
  • Развить  у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы
  • Используя современные технические средства  и образовательные технологии, добиться эффективного воздействия на учащихся

Оборудование:

  • Мультимедийный  проектор  (при его отсутствии можно слайдовые задания заменить раздаточными карточками)
  • Индивидуальные листы для работы
  • Доска, маркеры
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Любовь- это..."(мастерская ценностных ориентаций по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") »

  • Мастерская - предисловие к изучению темы любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе «Любовь – это …»

  • Тип урока: мастерская ценностных ориентаций

Цели урока:

  • Подготовить к восприятию глубины нравственных проблем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Соотносить свои представления о чувствах с вечными ценностями человеческого мира

  • Научить анализировать и сопоставлять жизненные факты с миром художественного произведения

  • Формировать базовые представления о нравственных категориях



Задачи урока :

  • Приобщить учащихся к богатству отечественного и мирового искусства

  • Развить у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы

  • Используя современные технические средства и образовательные технологии, добиться эффективного воздействия на учащихся

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор (при его отсутствии можно слайдовые задания заменить раздаточными карточками)

  • Индивидуальные листы для работы

  • Доска, маркеры









Ход мастерской

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Деятельность 1.Индукция .

Учитель просит учащихся предположить, что будет предметом обсуждения урока, рассмотрев картину современного художника – авангардиста И.Кушнира(индуктор 1)

Деятельность 1.

Учащихся предлагают варианты ответов на индивидуальных листах

1

Деятельность 2.Индукция.

Для подтверждения своей догадки учитель предлагает учащимся послушать музыкальный отрывок и почувствовать, как предмет нашего обсуждения «озвучил» известный композитор Эдуард Артемьев (индуктор 2)

Деятельность 2.Учащиеся предлагают откорректированные варианты ответов, прослушав музыкальный отрывок.

2

Деятельность 1.Индукция . Учитель предлагает окончательно убедиться в выборе ответа, узнав, как описала это в своем стихотворении

А..Ахматова.(индуктор3)

Деятельность 2.Учитель раскрывает тайну и говорит ,что предметом обсуждения мастерской будет …любовь

Деятельность 1. Учащиеся записывают окончательный вариант на своих рабочих листах.

Происходит социализация, афиширование предположений учащихся

3

Деятельность 1.Индукция . Учитель знакомит учащихся с современной притчей «Бабушкин совет» и просит учащихся предположить , что же ответила бабушка внучке , и записать это на листах для индивидуальной работы.

Деятельность 1. Каждый учащийся записывает предполагаемый ответ на индивидуальном рабочем листе ( т.е. происходит социоконструкция), затем каждая работа озвучивается автором в группе ( т.е. происходит социализация ) ,1-2 работы от группы выбираются для озвучивания в классе (т.е. осуществляется афиширование) .

4

Деятельность 1. Деконструкция .Работа с культурным аналогом .Учитель говорит о том, что каждый человек в своей жизни пытается сформулировать для себя ответ на этот вопрос: «Что же такое любовь?» Он предлагает учащимся для начала воспользоваться высказываниями великих людей прошлого о смысле любви и выбрать из предложенных высказываний то, которое наиболее созвучно их представлению о любви

Деятельность 1.Каждый учащийся выписывает то высказывание , которое созвучно его представлению о любви, и объясняет свой выбор. Осуществляется социализация. Афиширование.

4

Деятельность 2.Деконструкция. Учитель напоминает, что в центре внимания последних уроков литературы был роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», и просит ребят выбрать то определение любви, которое предпочли бы главные герои романа – Мастер и Маргарита.

Деятельность 2. Учащиеся выбирают высказывание ,по их мнению, соответствующее мировоззрению главных героев романа. Затем осуществляется социализация. Афиширование.

5

Деятельность 1. Учитель говорит о том, что многовековой опыт человечества оставил на страницах истории жизненные аксиомы, которые остаются актуальными и сейчас, и обращает внимание учеников на некоторые из них.

Деятельность 2.Учитель просит учеников выразить свое согласие /несогласие с этими утверждениями, а также подумать, с чем согласились или не согласились бы их родители , просит ребят заполнить первую и вторую колонку таблицы (см. Приложение №1)


Деятельность 3. Учитель просит учеников подумать, как бы автор романа - М.А.Булгаков -отнесся к данным аксиомам

Деятельность 1.Учащиеся знакомятся с материалом слайда.





Деятельность 2. Учащиеся заполняют первую и вторую колонку таблицы (см. Приложение № 1) Затем осуществляется социализация. Промежуточное афиширование.

Деятельность 3.Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы, затем происходит итоговое афиширование через вывешивание результатов работы на доске и сопоставление результатов работы групп с таблицей

6-10

Деятельность 1. Дедукция . Работа с культурным аналогом .Учитель предлагает проверить свои предположения о взглядах автора великого романа, познакомившись с воспоминаниями его жены, Елены Сергеевны Булгаковой


Деятельность 2.Разрыв. Реконструкция . Учитель просит откорректировать последний столбик таблицы с учетом только что увиденного

Деятельность 1. Учащиеся знакомятся с материалами слайдов





Деятельность 2. Учащиеся корректируют свои записи, осуществляется социализация, афиширование.

11


Деятельность 1. Разрыв . Реконструкция . Учитель напоминает учащимся о притче и предлагает познакомиться с ответом бабушки


Деятельность 1. Учащиеся сопоставляют свои предположения с концовкой притчи , осмысливают ее финал .

12


Деятельность 1. Рефлексия .Учитель говорит о том, что на уроке ученики много работали с высказываниями и воспоминаниями великих людей, но пришла пора сформулировать свое мнение: « Что же такое любовь?», и просит учащихся написать мини-сочинение на тему «Любовь-это…» из 3-4 предложений. Заранее оговаривается , что данная работа - это не окончательный вариант формулировки собственного отношения к любви, потому что жизнь еще внесет коррективы в представления учеников, но все же интересно внести свою лепту в многовековую дискуссию человечества о сущности любви.

Вариантом завершения мастерской может стать и создание синквейна о любви

Деятельность 1. Ученики работают над мини-сочинением «Любовь-это…»(или синквейном) Затем рабочие листы сдаются, либо осуществляются финальная социализация и афиширование. Выбор варианта зависит от особенностей взаимоотношений конкретного класса с учителем, проводящим урок, а также от степени доверительности отношений внутри классного коллектива .



В качестве домашнего задания учащимся предлагается заглянуть в роман и посмотреть, можно ли сформулировать определение любви, основываясь на страницах романа, или роман дает готовый ответ на вечный вопрос: «А что же такое любовь?»…













































Я

Мои родители

Булгаков

1






2






3






4






5






6






7






8


















Карточка №1.

1. Как бы ни была жестока к человеку судьба, как бы он ни был покинут и одинок, всегда найдется сердце, пусть неведомое ему , но открытое, чтобы отозваться на зов его сердца.

Г.Лонгфелло

2. Не говори о любви, потраченной напрасно! Любовь никогда не пропадает зря; если даже она не сделала богаче сердце другого человека, то ее воды, возвращаясь обратно к своему истоку, подобно дождю, наполняют его свежестью и прохладой

Г.Лонгфелло

3. Мы знаем, что любовь сильна, как смерть, зато хрупка , как стекло

Ги де Мопассан



4. Радость и счастье – это дети любви, но сама любовь, как сила,- это терпение и жалость.

М.М.Пришвин

5. Любовь- восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти.

Э.-М.Ремарк

6. Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Тогда она расслабляет ум и заставляет деградировать душу

Гельвеций

7. Любовь, подобно огню, не знает покоя. Она перестает жить, как только перестает надеяться или бояться.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

Ларошфуко

8. Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье.

Г.Лейбниц

9.Истинная любовь сказывается в несчастье. Как огонек, она тем ярче светит, чем темнее мгла.

Леонардо да Винчи

10.Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами.

В.Шекспир





Карточка №2.

1.Нельзя полюбить человека, зная его один день.

2. С милым рай и в шалаше, если милый по душе.

3. Любовь оправдывает любые средства её спасения.

4. Я вас люблю (к чему лукавить!), но я другому отдана и буду век ему верна.

Или: Долг важнее чувства.

5.Муж и жена - одна сатана.

Или: Два сапога – пара.

6.Дети – наивысшее проявление любви.

7.Жизнь без любви не имеет смысла.

8.Великая любовь-это счастье.































Карточка №3

1.Из дневника Елены Сергеевны Булгаковой:

«Это в 29-м году в феврале, на Масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков , который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, заинтересовала его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…»



2.В момент знакомства с Еленой Сергеевной Булгаков не был благополучным , обеспеченным и знаменитым человеком. Его бешеная популярность начала 1920-х г.г. прошла, недопечатанной осталась «Белая гвардия» , и только благодаря необычайной привязанности Сталина к «Дням Турбиных» ( драматургическому варианту «Белой гвардии») одна пьеса шла во МХАТе. Булгакова даже в дворники в те дни брать боялись из-за «белогвардейской» внешности, а Елену Сергеевну во время одного из первых свиданий Михаил Афанасьевич угощал пивом и крутым яйцом на закуску – на большее не было денег. Иногда Булгаков был просто на грани самоубийства. Об этом прекрасно знала и Елена Сергеевна, и ее литературный двойник Маргарита из романа.

3. Из дневника Елены Сергеевны Булгаковой:

« …Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было : «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что».

«…Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на руках». Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась…» Просьбы Михаила Афанасьевича Елена Сергеевна выполняла всегда. Муж умер у нее на руках 18 марта 1940. Перед смертью она дала обещание опубликовать роман «Мастер и Маргарита». Прожив еще 30 лет, Елена Сергеевна дождалась дня опубликования романа своего Мастера в журнале «Москва»…







9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Абашева Ирина Витальевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства