kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

рассмотреть сущность конфликта между главным героем   романа Евгением Базаровым и поколением «отцов».

Задачи:

- дать характеристику «отцам» (Кирсанову Николаю Петровичу, Кирсанову Павлу Петровичу, Базаровым Василию Ивановичу и Арине Власьевне) и детям (Базарову Евгению Васильевичу и Кирсанову Аркадию Николаевичу);

- проследить их взаимоотношения;

-выяснить причину их разногласий;

-почему возник глубинный конфликт Базарова с  его  родителями;

-какие отношения сложились между отцом и сыном Кирсановыми;

-понять, почему разрыв связи между «отцами»  и «детьми» приводит к трагедии.

- развивать умение анализировать эпизоды романа;

воспитывать гуманистическое отношение к жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».»


Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

Цель урока:

рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов».

Задачи:

дать характеристику «отцам» (Кирсанову Николаю Петровичу, Кирсанову Павлу Петровичу, Базаровым Василию Ивановичу и Арине Власьевне) и детям (Базарову Евгению Васильевичу и Кирсанову Аркадию Николаевичу);

- проследить их взаимоотношения;

-выяснить причину их разногласий;

-почему возник глубинный конфликт Базарова с его родителями;

-какие отношения сложились между отцом и сыном Кирсановыми;

-понять, почему разрыв связи между «отцами» и «детьми» приводит к трагедии.

- развивать умение анализировать эпизоды романа;

воспитывать гуманистическое отношение к жизни

Методы работы:

  • словесный;

  • проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • тексты романа;

  • тетради;

  • иллюстрации к роману;

  • план анализа эпизода.

  • Компьютер, экран, презентация «Отцы» и «дети» к роману «Отцы и дети».

Ход занятия

I. Организационный момент: проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин)

Повесить на доске картины с портретами героев: Базаров, Кирсановы, родители Базарова.

II. Вступительное слово учителя. (5 мин.)

Со времён древней трагедии мы уже знаем, что
настоящие столкновения – те, в которых обе стороны
до известной степени правы.
И.С. Тургенев

(обращение к эпиграфу)

Отцы и дети – это естественный цикл. Дети становятся отцами, и всё повторяется, таков закон жизни. «Закон, закон, закон себе поставим… на ра…, на ра…, на радости пожить», - радостно напевал старичок Базаров Василий Иванович.

Но законы не всегда соблюдаются.

Самый главный закон – рождения и смерти всего живого – дан природе самым главным отцом – Богом. Отцом, всё благоволение которого в Сыне.

Трагический разлад «отцов и детей», т.е. поколений и сословий, обусловлен уходом от Божеского закона.

Вот так смысл слов «отцы» и «дети» в названии романа возвышается до значения всеобщего сыновства (и мужика, и Базарова, и братьев Кирсановых) по отношению к Отцу небесному, чей закон братства во Христе нарушен.

Благородное имя Базарова – Евгений – «благородный».

Павел – имя апостола, который первоначально был гонителем христиан и только после встречи с воскресшим и явившимся к нему Христу пережил духовный переворот.

Переворот в своих представлениях о жизни переживает и Павел Петрович после роковой встречи с княгиней Р. Такова же судьба и изведавшего роковую страсть Базарова.

Причин, поводов, разногласий для того, чтобы разгорелся спор, начался конфликт, всегда много. Чаще это происходит мгновенно.

Разминка: тест (1-10вопросы)

III. Анализ эпизодов. (28 мин.)

Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста. Предлагаю обратиться к нескольким эпизодам романа.

Гл. X. «Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем…» (Зачитать первые строки эпизода).

- «Дрянь, аристократишко…»

- Что вызвало спор? (Каждый отстаивает свою точку зрения, трудно сказать, кто прав).

- «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов», - говорит Базаров. («Нигилизм»).

- Что не нравится Павлу Петровичу? («Вы всё отрицаете… Да ведь надобно ж и строить…»)

- Оба считают себя патриотами. Как они относятся к русскому народу? (П.П. «Он свято чтит предания, он не может жить без веры…»; Б. «Что ж, коли он заслуживает презрения»).

- Отношение к искусству. (Б. «Рафаэль гроша медного не стоит…»).

- Нашли истину в этом споре герои? (Зачитать текст).

Удивительно то, что прерывает этот спор Базаров. («Спор наш зашёл слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить».)

(Итоги споров: общее и отличия)

Вывод: Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности конфликт на этом не закончится. Повод не заставил себя ждать.

Гл. XXIV. Дуэль Павла Петровича с Базаровым.

- Я предлагаю сначала рассмотреть поведение героев перед дуэлью. (Рассказ по тексту).

- Сцена дуэли, поведение Базарова.

- Изменились ли противники?

- Вас что-нибудь удивило в их поведении? (Оба снисходительны друг к другу. Базаров оказал медицинскую помощь Павлу Петровичу).

Задание на самоподготовку.

1группа Тема. Образ Евгения Васильевича Базарова (портрет, характер, занятия, манера поведения, образ мысли, отношение к Кирсановым, убеждения)

2 группа. Тема. Отношения Базарова с родителями (причина глубинного конфликта между ними, их трагедия).

3группа. Тема. Образ Николая Петровича Кирсанова (портрет, характер, занятия, поведение, отношение к Базарову и Аркадию, убеждения).гл.11,7

4группа. Тема. Отношения Аркадия с отцом (разногласия и общность взглядов отца и сына, их представление о счастье). Гл1,

5группа.Тема. Образ Павла Петровича Кирсанова(портрет, воспитание, любовная трагедия, манера поведения, отношения с Базаровым, крах жизни).-гл.7

IV. Заключительная беседа. (5 мин.)

Основные вопросы:

1.В чем выразилось разногласия между отцами и детьми в романе?

2.Кто виноват?

3.К чему могут привести эти разногласия?



Мы сегодня рассмотрели поведение героев в двух эпизодах.

- Можно ли обвинить Базарова и Павла Петровича в пристрастии и защите своих интересов?

Каждый из них по-своему прав. (Обращаемся к эпиграфу). Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследник должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого.

V. Заключительное слово учителя. (3 мин.)

«Отцы и дети» - вечный вопрос.

В тургеневском романе жизнь отца (Н.П.) и сына (А.) пришла к общему знаменателю. Сменяются поколения, а жизнь идёт по своим законам.

Нужна ли человеку семья, чтобы стать по-настоящему счастливым?

VI. Выставление оценок. (2 мин.)

8. д/з: выбрать эпизоды раскрывающие героев через любовь (испытание любовью)

Главы:14-18, 22, 23, 25,27, 4. 2. Индивидуальное задание: Как изменилась жизнь в Марьине после отъезда Базарова? (Конец XXIV гл.).


Приложение.




                       Тест – разминка по роману «Отцы и дети».

 

1. В начале романа Аркадий Кирсанов, окончив курс в университете, едет вместе с Евгением Базаровым, своим другом и в чем – то учителем:

а ) в поместье своего отца, Николая Петровича Кирсанова;

б ) за границу, продолжать обучение;

в ) в гости к Базарову.

«….Чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого – то тайного превосходства, наполнило его ( Аркадия ) душу».

 2. В первой главе романа говорится о судьбе Николая Петровича Кирсанова: генеральский сын, он подобно старшему брату Павлу, должен был поступить на военную службу, но:

а ) увлекся наукой и поступил в университет;

б ) рано женился на дочке чиновника;

в ) сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким».

 

3. Аркадий говорит отцу о Базарове: « Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой». На вопрос Николая Петровича о том, чем занимается новый друг Аркадия, тот отвечает: « Главный предмет его -…..Да он все знает».

а ) Нигилизм;

б ) естественные науки;

в ) философия.

« Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями,…крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

 4. Павел Петрович Кирсанов жил в имении младшего брата, в управление не вмешивался, но помогал брату деньгами. Когда Николай Петрович представил брата Базарову, Павел Петрович:

а ) « слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман»;

б ) « три раза, по-русски расцеловался с ним»;

в ) совершил европейское « shake hands».

« Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большею частью исчезает после двадцати годов». 

5. Павел Петрович сразу невзлюбил этого «волосатого» и пытался узнать у племянника, «что такое» господин Базаров. Аркадий ответил коротко: «Он…….».

а ) гегелист;

б )гедонист;

в ) нигилист.

Т. Е. человек, который, по словам Аркадия, «ко всему относится с критической точки зрения», а по мнению Павла Петровича, «ничего не уважает».

 6. Артистическую натуру Павла Петровича « возмущала совершенная развязность Базарова», его отрицание искусства: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров постоянно спорили, Аркадий же:

а ) вставал на сторону Базарова;

б ) защищал дядю;

в ) отстаивал свою позицию.

«Он честен и справедлив, - добавил Аркадий, - всегда вступается за крестьян, правда, говоря с ними, он нюхает одеколон…..»

 

7. В спорах о воспитании и формировании личности Евгений Базаров горячо утверждал, что:

а ) все зависит от родителей;

б ) среда и окружение формируют человека;

в ) всякий человек сам себя воспитать должен.

 8. «…..Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем….» Больше же всего старшего Кирсанова возмущало то, что Базаров:

а ) был разночинец по происхождению, не ровня ему, дворянину;

б ) не уважал и даже презирал его;

в ) отрицал искусство.

 9. О своем происхождении Базаров говорил _ _: «Мой дед землю пахал».

а ) С гордостью;

б ) с сожалением;

в ) с горечью.

 

10. Родители Базарова Василий Иванович и Арина Власьевна не видели единственного сына три года. На вопрос Василия Ивановича, какого мнения Аркадий о Евгении Базарове, младший Кирсанов:

а ) равнодушно отмалчивается;

б ) критикует друга, и особенно его нигилистическое 

в ) с жаром хвалит Евгения.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

Автор: Карпухина Лариса Николаевна

Дата: 30.11.2017

Номер свидетельства: 441518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Замысел и композиция романа. "
    ["seo_title"] => string(66) "i-s-turghieniev-roman-ottsy-i-dieti-zamysiel-i-kompozitsiia-romana"
    ["file_id"] => string(6) "225063"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439381142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Нигилизм и его последствия" ( по роману Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети") "
    ["seo_title"] => string(90) "nighilizm-i-iegho-posliedstviia-po-romanu-ivana-sierghieievicha-turghienieva-ottsy-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "151587"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420725026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тема урока:    «Стихотворения  в прозе» И.С.Тургенева "
    ["seo_title"] => string(54) "tiema-uroka-stikhotvorieniia-v-prozie-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "160422"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422036286"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок "Идейные взгляды "отцов" в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"". "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-idieinyie-vzghliady-ottsov-v-romanie-i-s-turghienieva-ottsy-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "102657"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402543297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства