kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Тема урока:    «Стихотворения  в прозе» И.С.Тургенева

 

«Стихотворения в прозе растут вместе с нами,

Мы растем вместе с ними.

Так И.С.Тургенев становится нашим

Другом и спутником на всю жизнь.»

 

Лев Озеров

 

              Цели урока:

 

       Образовательные:   познакомить учащихся  с таким жанровым видом как 

                                         стихотворения в прозе;

      развивающие:     расширить знания учащихся о  творчество И.С.Тургенева;

      воспитательные:  привить любовь к русскому языку, к Родине;

 

 

 Наглядность:    Учебники о  творчестве И.С.Тургенева,  иллюстрации,

                                портрет писателя, учебник для 10 класса средней школы

 

 

Ход урока

 

І. Оргмомент.

ІІ.Опрос дом.зад.

                   1. Роман   «Отцы и дети»

                   2. Образ Базарова

                   3. Образ  старших Кирсановых

                   4. Образ Андрея Кирсанова

 

 ІІІ. Обобщение

      Проблема отцовство –одна из проблем романа «Отцы и дети».  В ней выражается  идея преемственности развития  всего человечества. «Дети принимают в наследстве от  «отцов» весь духовный опыт человечества. При этом происходит некая переоценка ценностей, новое поколение часто не жалеет копировать опыт «отцов». В романе «Отцы и дети » такой отказ от  опыта  «отцов» воплощен в базаровском нигилизма.

  1. Объяснение новой темы:

        Несколько месяцев до смерти Тургенев издал первую часть  «Стихотворения в прозе»- цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным прощанием писателя с жизнью, родиной, искусством.  Последняя книга Тургенева, названная  литературной критикой его  лебединой песней, вобрала в себя главные темы  и мотивы его творчества. В ней преклонение перед силой любви  и нравственным величием подвига, восхищение природой, поэзией и красотой, а вместе с тем- ощущение подвластности року, невозможности управлять  не только законами бытия, но и собой, своими чувствами. Сборник стихотворения в прозе   Тургенев выступил уже в конце своей жизни, в 1882 году, как  своеобразный итог размышлений  о себе, о творчестве.  Сборник «Стихотворения в прозе» - насчитывал 51  стихотворения. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений - стихотворения в прозе. Выявив ведущие темы тургеневского цикла (Родина, жизнь, смерть, природа, любовь) записываем ключевые слова.  И точно такой  жанр – стихотворения в прозе есть в  казахской литературе.  Это  «Слова назидания» Абая Кунанбаева.  Их всего 45.  Это то же  своеобразный  лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды  о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания»раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

  Тематика у  Тургенева и Кунанбаева- разнообразная.  «Слово» Абая содержит критику  феодально-  патриархального общества,  мысли о судьбе  народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании  личности, о значении образовании и культуры для развития  общества. Абай написал «Слово назидания» на склоне лет. Он знает цену всем- делам и дням, искушениям и соблазнам. Всё  проходит, остается мудрость. Именно она и составляет суть и сердцевину «Слову назидания». Абай подробно  говорит о стоящей перед  человеком необходимости воспитывать в себе благородные качества.

     Ряд «Слов назидания» представляет собой наставления мудреца,  познавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, науке, знании, о родном и русском  языках. О чем бы ни писал,  о чем ни размышлял Абай  «Словах назиданиях»  можно видеть образ гражданина-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глубоко  встревожен его судьбой.

     Абай призывал  казахов изучить русский язык, русскую культуру и перенять  трудолюбие русского народа.

  1. Выразительное чтение и анализ текста «Русский язык».

     Здесь всего 3 предложения – две  восклицательных, и одно – вопросительное. Это говорит, что автор взволнован. Четыре определения дается  русскому языку и это определяет   значения русского  языка. Нельзя  просто  так читать стихотворение.(Читают 2-3 учащихся стихотворение.

Теперь  чтение  «Двадцать пятого слова» из «Слов назидания» Абая.  Он призывал казахов изучить русский язык, русскую культуру и перенять трудолюбие русского  народа. «Наука, знание, достаток. Искусство-всё это у русских,- писал Абай  в «Слове назидания». Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык - на мир откроются и твои глаза.  «Слова назидания» Абая можно рассмотреть как  урок и  размышление над вопросами, волнующими каждого человека. (Читают 2-3 учащихся выразительно и переводим на казахский язык.)

    И Тургенев, и Абай  писали свои труды в последние годы жизни. Они ставят и решают самые разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы. И «Стихотворение в прозе», и «Слова назидания» - единое целое, имеющие то или иное воспитательное значения и   эстетическую ценность. Отличие между трудами  Тургенева и Абая  в том, что у Тургенева каждое стихотворения  имеет заголовок, а у Абая – иначе, идет нумерация слов.

VI. Домашнее задание.

     Выучить наизусть стихотворение «Русский язык» Тургенева  и «Двадцать пятое» слова Абая,  прочитать понравившиеся 1-2  стихотворения  в прозе, сделать их анализ.

VII. Выставление оценок.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева »



Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева


«Стихотворения в прозе растут вместе с нами,

Мы растем вместе с ними.

Так И.С.Тургенев становится нашим

Другом и спутником на всю жизнь.»


Лев Озеров


Цели урока:


Образовательные: познакомить учащихся с таким жанровым видом как

стихотворения в прозе;

развивающие: расширить знания учащихся о творчество И.С.Тургенева;

воспитательные: привить любовь к русскому языку, к Родине;



Наглядность: Учебники о творчестве И.С.Тургенева, иллюстрации,

портрет писателя, учебник для 10 класса средней школы



Ход урока


І. Оргмомент.

ІІ.Опрос дом.зад.

1. Роман «Отцы и дети»

2. Образ Базарова

3. Образ старших Кирсановых

4. Образ Андрея Кирсанова


ІІІ. Обобщение

Проблема отцовство –одна из проблем романа «Отцы и дети». В ней выражается идея преемственности развития всего человечества. «Дети принимают в наследстве от «отцов» весь духовный опыт человечества. При этом происходит некая переоценка ценностей, новое поколение часто не жалеет копировать опыт «отцов». В романе «Отцы и дети » такой отказ от опыта «отцов» воплощен в базаровском нигилизма.

  1. Объяснение новой темы:

Несколько месяцев до смерти Тургенев издал первую часть «Стихотворения в прозе»- цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным прощанием писателя с жизнью, родиной, искусством. Последняя книга Тургенева, названная литературной критикой его лебединой песней, вобрала в себя главные темы и мотивы его творчества. В ней преклонение перед силой любви и нравственным величием подвига, восхищение природой, поэзией и красотой, а вместе с тем- ощущение подвластности року, невозможности управлять не только законами бытия, но и собой, своими чувствами. Сборник стихотворения в прозе Тургенев выступил уже в конце своей жизни, в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о себе, о творчестве. Сборник «Стихотворения в прозе» - насчитывал 51 стихотворения. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений - стихотворения в прозе. Выявив ведущие темы тургеневского цикла (Родина, жизнь, смерть, природа, любовь) записываем ключевые слова. И точно такой жанр – стихотворения в прозе есть в казахской литературе. Это «Слова назидания» Абая Кунанбаева. Их всего 45. Это то же своеобразный лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания»раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

Тематика у Тургенева и Кунанбаева- разнообразная. «Слово» Абая содержит критику феодально- патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образовании и культуры для развития общества. Абай написал «Слово назидания» на склоне лет. Он знает цену всем- делам и дням, искушениям и соблазнам. Всё проходит, остается мудрость. Именно она и составляет суть и сердцевину «Слову назидания». Абай подробно говорит о стоящей перед человеком необходимости воспитывать в себе благородные качества.

Ряд «Слов назидания» представляет собой наставления мудреца, познавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, науке, знании, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем ни размышлял Абай «Словах назиданиях» можно видеть образ гражданина-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глубоко встревожен его судьбой.

Абай призывал казахов изучить русский язык, русскую культуру и перенять трудолюбие русского народа.

  1. Выразительное чтение и анализ текста «Русский язык».

Здесь всего 3 предложения – две восклицательных, и одно – вопросительное. Это говорит, что автор взволнован. Четыре определения дается русскому языку и это определяет значения русского языка. Нельзя просто так читать стихотворение.(Читают 2-3 учащихся стихотворение.

Теперь чтение «Двадцать пятого слова» из «Слов назидания» Абая. Он призывал казахов изучить русский язык, русскую культуру и перенять трудолюбие русского народа. «Наука, знание, достаток. Искусство-всё это у русских,- писал Абай в «Слове назидания». Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык - на мир откроются и твои глаза. «Слова назидания» Абая можно рассмотреть как урок и размышление над вопросами, волнующими каждого человека. (Читают 2-3 учащихся выразительно и переводим на казахский язык.)

И Тургенев, и Абай писали свои труды в последние годы жизни. Они ставят и решают самые разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы. И «Стихотворение в прозе», и «Слова назидания» - единое целое, имеющие то или иное воспитательное значения и эстетическую ценность. Отличие между трудами Тургенева и Абая в том, что у Тургенева каждое стихотворения имеет заголовок, а у Абая – иначе, идет нумерация слов.

VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Русский язык» Тургенева и «Двадцать пятое» слова Абая, прочитать понравившиеся 1-2 стихотворения в прозе, сделать их анализ.

VII. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

Автор: Нургалиева Майра Ильясовна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства