Интегрированный урок
Учитель литературы. Здравствуйте! Сегодня урок-размышление, урок-исследование. Работать будем в группах и индивидуально. Мы желаем вам хорошего настроения и отличной работы. На уроке продолжаем работать по роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».
Учитель истории. Тема урока «Нигилизм и его последствия». Цели его вы определите сами, изучив исследовательскую работу одной из групп.
Учитель истории. Группа, проводившая исследование среди учащихся 9-11-х классов познакомит нас с его результатами.
Сформулировать цели
(Познакомить с понятием нигилизма; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова;
- Учитель литературы. Чтобы иметь представление о предмете нашего разговора, группе учащихся было предложено изучить, как понятие «нигилизм» раскрывается в различных словарях.
Со своим исследованием выступает вторая группа. (Агаркова)
Учитель литературы. А какого настроения больше в этих формулировках позитивного или негативного? Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается.
Учитель истории. В романе «Отцы и дети» Тургенев в общедоступной форме изложил идею «нигилизма» устами главного героя Евгения Базарова.
Прежде чем обратиться к анализу взглядов Базарова на окружающий мир, вспомним историческую обстановку в России в это время.
Работа группы 3.
Выводы. Действительно, в стране….
- Учитель литературы.
Вспомним, Кто же такой Базаров – главный герой произведения?
Задание группы 4.
Учитель литературы. А теперь посмотрим, соответствуют ли взгляды главного героя нигилистическим? С этой целью обратимся к тексту произведения , к вашим записям в тетради и к заданию, которое было дано каждой группе.
Сначала проведем разминку, задания которой это закончить предложенное предложение.
Разминка.
А сейчас, представители каждой группы представят нам отчет о проделанной работе. К выступлению приглашается группа, которая рассматривала политические взгляды Базарова. Готовится группа, рассматривающая его научные взгляды.
Работа каждой группы
Сделаем общий вывод, ответив на вопрос: соответствуют ли взгляды главного героя нигилистическим? - Взгляды Базарова соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, Он отрицает всё: нравственные законы, музыку, поэзию, любовь, семью; Базаров пытается объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью науки.
- А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?
Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт». Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает». Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».
- Какое из трёх толкований , по вашему мнению, больше подходит к нигилизму Базарова? Ответ аргументируйте.
А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)
Учитель истории - Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?
- Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?
- Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.
- Как называются люди, ломающие старый строй?
- Революционерами.
- Значит, Базаров по взглядам – революционер.
Учитель литературы. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером».
Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?
- Чтобы построить новое – лучше старого.
-И что же собирается строить Базаров?
- Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.
-Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?
- Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.
-Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их?
- Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.
. С какой целью тогда в лице Базарова он создаёт в целом положительный образ героя? (ответы учащихся) Также ответ на этот вопрос вы найдёте в высказывании самого Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова - это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.
Учитель истории .
- Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?
Хорошо, а теперь перейдем к вопросу, данному в начале нашего урока в анкете, считаете ли вы себя нигилистом, если да, то что вы отрицаете.
Выводы.
,Учитель литературы
Рефлексия. Сейчас я предлагаю
Вы должны поставить метки в форме небольшой точки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.
На листах оценивания выставите отметки всем участникам группы.
Пусть наш сегодняшний урок закончит этот ролик..