Тема: В стране Фольклора
Цели:
Обучающие
а) познакомить с понятием «фольклор»;
б) углубить представление детей о жанрах фольклора;
в) повторить различие между пословицами и поговорками;
г) обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие:
а) развитие познавательного интереса уч-ся;
б) развитие умения обобщать, классифицировать, делать выводы, доказывать;
в) развитие умения различать пословицы и поговорки;
г) развитие монологической речи учащихся.
Воспитывающие
а) воспитывать интерес к культуре народа, к родному языку, к изучению литературы.
Оборудование: учебник, ребусы («загадка», «сказки»), карточки с названием жанров, карточки с заданиями на 3 группы, текст с пословицами и поговорками, карточки с половицей.
Тип урока: объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Объявление темы и задач урока.
Учитель: - На сегодняшнем уроке мы продолжим начатое в начальных классах знакомство с устным народным творчеством, вспомним некоторые жанры фольклора, поработаем над умением различать пословицы и поговорки. Есть такие немецкие слова «folk» - народ и «lore» - мудрость.
Дети записывают в тетрадь: Фольклор - устное творчество народа.
- Почему фольклор-это устное творчество?
- Почему его называют народным?
III. Вступительная беседа
Учитель: - Но сначала повторим то, что вам знакомо об устном народном творчестве, или о фольклоре, с самого раннего детства. (В центре доски карточка со словами «фольклор», а рядом - карточки с названиями малых жанров фольклора: небылицы, считалки, дразнилки, заклички, частушки и т. д.).
Класс делится на 3 группы (по рядам). Каждой группе выдается карточка с примерами некоторых жанров фольклора.
№Три - четыре - пять: Мышь пошла гулять. Пять - четыре - три: Кот идет, смотри! Кот разинул рот. Ой, кончайте счет!
2. Караул! Караул!
Дядя Митя утонул!
Ни в болоте, ни в реке,
Просто в кислом молоке.
3. Приезжали свататься
на гнедой кобыле.
Все приданое забрали,
А меня забыли.
№2. 1. О, люли, люли, люли, Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги, Не нашли пути-дороги, Они сели на ворота, А воротка скрип, скрип. Не будет у нас Ваню: У нас Ваня спит, спит.
2. В тихом омуте черти водятся.
Не подымай носу: споткнешься.
Выше лба уши не растут,
№Хвастал храбрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня!»
2. Уж ты радуга-дуга,
Не давай дождя, Давай солнышка, Коколнышка!
3. Тише, мыши: Кот на крыше Кошку за уши ведет. Кошка драна, Хвост облез, Кто промолвит, Тот и съест.
Учитель: - У вас на карточке написаны примеры некоторых жанров фольклора, а название их вы видите на доске. Это молчанки, скороговорки, ковыльные песни, считалки, дразнилки, частушки, небылицы, заклички, по-говорки. Вы должны определить, как называется каждый из ваших примеров, который записан на карточке. А если сможете, то приведет свои примеры.
(Через некоторое время дети читают пример из карточки и называют его жанр. Если в ответе есть недочеты или ошибки, то остальные команды исправляют, приводят свои примеры.
(слайд 2)
Затем учитель показывает детям ребус.
Учитель: - А это название еще одного жанра фольклора, знакомого вам с малых лет.
Заклички
Поговорки
Частушки
Небылицы
Дразнилки
Считалки
Колыбельные песни
Скороговорки
Молчанки
ФОЛЬКЛОР
(слайд 3)
Дети отгадывают, и в «домике» (слайд 2) , появляется еще один «кирпичик» (карточка со словом «загадки»).
Учитель: - Посмотрите на доску, у нас с вами незаметно из карточек-кирпичиков выстроилась высокая стена с крепким фундаментом («фольклор»). Но, мне кажется, что в нашем домике чего-то не хватает. Чего же?
Дети: - Крыши.
Учитель: - Да, и это еще один жанр фольклора, может быть, самый любимый вами.
(слайд 4)
В конце всей этой работы на доске перед глазами детей названия всех основных жанров УНТ, известных им.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Но мы с вами не назвали ещё один очень известный жанр фольклора.
Составьте карточки по порядку, и вы узнаете, о чем я говорю.
пти
А
КРАС ЛО
НЬЕМ НЬЕМ
НА ВЕК
ЦА ЧЕ
ПЕ УЧЕ
(«Птица красна пеньем, а человек ученьем»).
Учитель: - Как называется этот жанр фольклора?
Дети: - Пословица.
Учитель: - Как вы понимаете ее смысл?
Дети:
Учитель: - Сейчас проверим, как вы знаете пословицы. Закончите пословицы, которые я вам назову. В них во всех содержится цифра 7:
• У семи нянек.
Дети: - Дитя без глазу.
Учитель: • Семь бед.
Дети: - Один ответ.
Учитель: • Семеро одного.
Дети: - Не ждут.
Учитель: • Семь раз отмерь.
Дети: - Один раз отрежь.
Учитель: • Один сошкой, а семеро.
Дети: - С ложкой.
Учитель: - Вижу, что с половицами вы знакомы. Очень близко с этими мудрыми изречениями нашего народа стоят поговорки. Сравнивая пословицу с поговоркой, народ говорил: «Поговорка - цветок, пословица - ягодка». Несмотря на близость пословиц и поговорок, они в то же время отличаются друг от друга. Пословица - законченное суждение («ягодка»), а поговорка - что-то незаконченное, недоговоренное, но украшающее нашу речь («цветок»). Поговорка в отличие от пословицы не имеет обобщенного поучительного смысла, она не делает вывода из сказанного, как пословица.
Откройте свой блог и публикуйте статьи, новости, пресс-релизы, фотогалереи бесплатно!
Сейчас мы наглядно увидим сходство и различие пословиц и поговорок. Для этого разделите лист тетради на 2 части. Первая колонка будет называться «Пословицы», а вторая - «поговорки».
В первую колонку запишем пословицу «Легко чужими руками жар загребать», а во вторую поговорку «Чужими руками жар загребать». (Все записи учитель делает на доске, а дети списывают в тетради).
Учитель: - О каких людях говорится в пословице?
Дети: - Эта пословица о людях, которые любят пользоваться чужим трудом, не любят работать сами.
Учитель: - С помощью какого слова пословица осуждает таких людей?
Дети: - С помощь слова легко.
Учитель: - Сравните пословицу с поговоркой. Чем поговорка отличается от пословицы?
Дети: - В ней нет слова «легко». Она не указывает, что так делать нельзя.
Учитель: - Правильно. Поговорка в отличие от пословицы не судит, не получает, не дает совета, а лишь метко характеризует тех, кто любит пользоваться чужим трудом и чужой славой.
V. Закрепление
Учитель: - А сейчас вы сами из пословицы образуете поговорку, и наоборот. В первую колонку запишем пословицу: «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда». Как вы понимаете ее смысл?
Дети: - Иногда кажется, что есть много выходов из трудной ситуации, а ни один не подходит.
Учитель: - Образуйте из пословицы поговорку, то есть такую фразу, которая бы не давала совета, а изображала бы только явление.
Дети: - Чудеса в решете.
Учитель: - Запишем поговорку во вторую колонку таблицы.
- А теперь выполним задание наоборот. Вам дана поговорка: «Подливать масла в огонь». Запишите ее во 2-й столбик. Переделайте поговорку в пословицу.
Дети: - Не подливай масла в огонь.
Учитель: - Чему учит эта пословица?
Дети: - От масла огонь горит ярче.
Учитель: - Что подразумевается под этим смыслом?
Дети: - Например, когда двое ссорятся, иногда одно слово может довести до драки.
Учитель: - Давайте еще раз повторим, как различаются между собой пословицы и поговорки? Какие знания вам помоги при составлении таблицы?
Дети: - Пословица содержит в себе совет, учит чему-либо, а поговорка только называет явление.
Учитель: - А сейчас вы проверите свое умение находить пословицы и поговорки в речи. У вас на партах имеется текст. Найдите в нем 10 пословиц и поговорок.
(Сначала ученики читают текст про себя. Затем выразительно, а потом работают самостоятельно).
Текст
В мире жить - с миром жить.
Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловить. Саша, Витя, Миша пришли в условленное место, а Коли нет.
- Семеро одного не ждут, - сказал Саша.
- Справим дело и без Новгорода, - подхватил Витя.
- Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем, - поддержал
друзей Миша.
Но тут показался бегущий Коля.
- Не могу вставать с петухами, - сказал запыхавшийся мальчик.
- Врет и глазом не моргнет, - сурово заметил Саша.
- Уговор дороже денег, - вставил Витя.
- Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее на речку. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, - сказал примеряю-ще Коля.
- За малое судиться — большое потерять, - улыбнулся Миша.
И все мальчики зашагали к реке.
Учитель: - Назовите пословицы, которые вы нашли в этом тексте. Дети: - В мире жить - с миром жить.
Семеро одного не ждут.
Справим дело и без Новгорода.
Уговор дороже денег.
Не дразните собаку, и лаять не станет.
Чтобы рыбку съест, надо в воду лезть.
За малое судиться - большое потерять.
Учитель: - Какие поговорки вы нашли?
Дети: - Рвать на себе волосы.
Вставать с петухами.
Врет и глазом не моргнет.
VI. Итог
Учитель: - Молодцы! Вижу, что со сложной работой вы справились отлично. Хочется пожелать вам, чтобы вы в своей речи почаще пользовались пословицами и поговорками. И не только в речи, но чтобы жить они вам помогали, указывали правильный путь в трудной ситуации. Именно «правильный путь», ведь в них заключена вековая мудрость нашего народа.
А мне осталось добавить, что на этом знакомством с фольклором мы не заканчиваем. Мы только начали интересное и увлекательное путешествие по стране Фольклора. И на следующий урок нас ждет в гости город Загадок.
VII. Инструктаж домашнего задания
Учитель: - Допишите в таблицу 3 любые пословицы и 3 поговорки. Желающие могут нарисовать 2-3 пословицы или придумать по пословице рассказ поучительный.