kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Республики Башкортостан.

Конспект урока, посвященный Году Литературы.

Учитель:

Шигапова Сария Замгутдиновна

г. Октябрьский-2016 г.

Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе».

Цель урока:

- познакомить  учащихся с  творчеством  В.М.Гаршина   и его  произведением "Сказка о Жабе и Розе";

- повышение уровня восприятия литературного произведения; развитие критического мышления через изучение произведения.

Задачи:

- учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

 - развивать творческие способности;

 - воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня,  5 февраля, во всех школах проводятся уроки литературы.

2015 год объявлен в Башкортостане Годом литературы. Президент республики Рустэм Хамитов подписал Указ о проведении в Башкортостане Года литературы.

Указ подписан в соответствии с Указом Президента России «О проведении в Российской Федерации Года литературы», а также в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению.

Согласно Указу, 2015 год объявлен в республике Годом литературы.

- На доске вы видите эмблемы  Года литературы в Башкортостане и Российской Федерации.

Основой композиции эмблемы Года литературы в Башкортостане послужило изображение пера. Его верхушка похожа на крыло Пегаса и Акбузата.  Вверху– символический цветок курая. Перо рисует на полотне полосы цветов флага республики. Внизу эмблемы указан 2015 год, присутствует надпись «Год литературы» на русском и башкирском языках.

На официальном логотипе Года литературы в Российской Федерации, выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов – Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

2.      Изучение нового материала.

- Каких писателей и поэтов вы знаете? (На доске портреты выдающихся писателей и поэтов).

- Сегодня я расскажу вам о писателе  Всеволоде Михайловиче Гаршине. В этом году ему исполняется 160 лет со дня рождения.

- Какие  рассказы и сказки В.М.Гаршина вы читали?

(Книжная выставка).

Портрет писателя.

     Эпиграф урока: «Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы».                                                   В. М. Гаршин.

Биографическая справка.

Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). Мать Гаршина, "типичная шестидесятница", интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. Завадовский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). С 1864 года он учился в петербургской  7-й гимназии. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался литературной деятельности. В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.

19 (31) марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта (5 апреля) 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.

Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

ТВОРЧЕСТВО

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

3. Чтение « Сказка о Розе и Жабе». (читает учитель)

- Я предлагаю вам подумать над тем, что же спрятал автор под символами « РОЗА» и «ЖАБА»? И чему они нас учат?

   ( Ответ.  Люди, которые делают добро прекрасны, жадные и ленивые – отвратительные, их никто не любит).

В чём же главная мысль произведения?

(Роза была счастлива, чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, что она доставила радость несчастному мальчику)

- Так и добрый человек на земле делает этот мир ещё светлее, надёжнее, счастливее. Всеволод Михайлович Гаршин словно хочет сказать: «Пусть ваша душа будет так же прекрасна, как этот удивительный цветок, учитесь у мира только хорошему».

Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка».

  И сейчас я обращаюсь к вам: Будьте добрыми, отзывчивыми, не обижайте тех, кто слабее вас, помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи и тогда о вас будут вспоминать с благодарностью.

Заключение.

- Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвёл на вас особенное впечатление?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе».»

Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе».

Цель урока:

- познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением "Сказка о Жабе и Розе";

- повышение уровня восприятия литературного произведения; развитие критического мышления через изучение произведения.

Задачи:

- учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

- развивать творческие способности;

- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.



Ход урока.

  1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, 5 февраля , во всех школах проводятся уроки литературы.

2015 год объявлен в Башкортостане Годом литературы. Президент республики Рустэм Хамитов подписал Указ о проведении в Башкортостане Года литературы.

Указ подписан в соответствии с Указом Президента России «О проведении в Российской Федерации Года литературы», а также в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению.

Согласно Указу, 2015 год объявлен в республике Годом литературы.



- На доске вы видите эмблемы Года литературы в Башкортостане и Российской Федерации.



Основой композиции эмблемы Года литературы в Башкортостане послужило изображение пера. Его верхушка похожа на крыло Пегаса и Акбузата. Вверху– символический цветок курая. Перо рисует на полотне полосы цветов флага республики. Внизу эмблемы указан 2015 год, присутствует надпись «Год литературы» на русском и башкирском языках.

















На официальном логотипе Года литературы в Российской Федерации, выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов – Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

2. Изучение нового материала.

- Каких писателей и поэтов вы знаете? (На доске портреты выдающихся писателей и поэтов).

- Сегодня я расскажу вам о писателе Всеволоде Михайловиче Гаршине. В этом году ему исполняется 160 лет со дня рождения.

- Какие рассказы и сказки В.М.Гаршина вы читали?

(Книжная выставка).

Портрет писателя.







Эпиграф урока: «Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы». В. М. Гаршин.

Биографическая справка.

Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). Мать Гаршина, "типичная шестидесятница", интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. Завадовский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). С 1864 года он учился в петербургской 7-й гимназии. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался литературной деятельности. В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.

19 (31) марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта (5 апреля) 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.

Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.



ТВОРЧЕСТВО

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

3. Чтение « Сказка о Розе и Жабе». (читает учитель)

- Я предлагаю вам подумать над тем, что же спрятал автор под символами « РОЗА» и «ЖАБА»? И чему они нас учат?

( Ответ. Люди, которые делают добро прекрасны, жадные и ленивые – отвратительные, их никто не любит).

В чём же главная мысль произведения?

(Роза была счастлива, чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, что она доставила радость несчастному мальчику)

- Так и добрый человек на земле делает этот мир ещё светлее, надёжнее, счастливее. Всеволод Михайлович Гаршин словно хочет сказать: «Пусть ваша душа будет так же прекрасна, как этот удивительный цветок, учитесь у мира только хорошему».

Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка».

И сейчас я обращаюсь к вам: Будьте добрыми, отзывчивыми, не обижайте тех, кто слабее вас, помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи и тогда о вас будут вспоминать с благодарностью.

Заключение.

- Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвёл на вас особенное впечатление?































Министерство образования Республики Башкортостан.

Конспект урока, посвященный Году Литературы.









Подготовила и провела:

Шигапова С.З.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ОС(к)ОШ № 19 VII-VIII видов.





г. Октябрьский, 2015.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе».

Автор: Шигапова Сария Замгутдиновна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект по литературному чтению, тема "В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-v-m-garshin-skazka-o-zhabie-i-rozie"
    ["file_id"] => string(6) "161798"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422276087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе»."
    ["seo_title"] => string(49) "tiema-uroka-v-m-garshin-skazka-o-zhabie-i-rozie-1"
    ["file_id"] => string(6) "308493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458587196"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Гаршин " Сказка о жабе и розе""
    ["seo_title"] => string(31) "garshin-skazka-o-zhabie-i-rozie"
    ["file_id"] => string(6) "298906"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456414712"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Главная мысль произведения В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе""."
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokaglavnaiamyslproizviedieniiavmgarshinskazkaozhabieirozie"
    ["file_id"] => string(6) "275290"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452536237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» "
    ["seo_title"] => string(117) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-v-m-garshin-skazka-o-zhabie-i-rozie"
    ["file_id"] => string(6) "194862"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427818523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства