способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
развивать творческие способности, навыки работы в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
1. Сообщение ученика
А знаете ли вы, что художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. «В лице Гаршина,- говорил Репин,- меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Гаршин вскоре после этого действительно погиб. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.
2.Игра «Да. Нет»
В феврале 2015 исполнилось 160 лет со дня рождения русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина.
Родился в дворянской семье.
Воспитывал отец.
В четыре года собрался на войну.
Имеет образование горного инженера.
В 1877 ушел добровольцем на русско-турецкую войну.
В июне 1878 года Гаршин был произведен в офицеры и продолжил военную службу.
Известная сказка В.М. Гаршина "Аленький цветочек".
Разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку.
- О какой сказке идет речь?
III. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы продолжим работу над этим произведением, попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.
Постановка проблемного вопроса.
- Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
V. Работа над новым материалом.
Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним героев сказки.
Игра "Угадай героя"
«Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой».
«Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать».
«Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:
– Ах, как хорошо...»
«….наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку».
Дома вы рисовали героев сказки: розу и жабу. (Выставка рисунков)
- Почему вы розу изобразили именно такой? (Потому что она красивая, добрая, нежная, прекрасная).
- Какие краски вы использовали для своих рисунков? (Розовую, алую, жёлтую)
- То есть вы брали тона яркие, чистые, радующие глаз и душу.
- А теперь давайте посмотрим, какой вы изобразили жабу.
- Почему вы изобразили ее именно такой? (Потому что она страшная, гадкая и безобразная)
- Какие цвета вы использовали? (Темно-коричневые, черные, темно-зеленые)
- Какое настроение создает букет такой цветовой гаммы?
- Что вы хотели показать таким контрастом цветов? (Что роза и жаба вместе не смотрятся)
Какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится? (Жаба бесчувственное и безобразное животное).
- Какой это образ – положительный или отрицательный?
- Значит, жаба – это символ чего? (Зла).
- Итак, мы видим два мира, два противоречия.
- Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).
- Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).
- Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)
- Зачем мальчику нужна была роза?
- А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).
Физминутка
Прием "Шесть шляп мышления".
7. Тест
1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
А) жабе
Б) розе
В) бабочке
2. О чём думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
В) цвести вечно
3. Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как
А) она не досталась жабе
Б) её гибель была неизбежна
В) она украсила последние минуты жизни мальчика
5. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А) роза
Б) жаба
Взаимопроверка результатов теста по ключу:
1 - А
2 - Б
3 – В
4 – В
5 – А
Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
- Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?
– Как выдумаете, добро или зло победило в этой сказке? (Несмотря на то, что мальчик умер, победило добро).
– Почему автор назвал своё произведения сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят).
– Чему научила вас сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям. Быть добрее не портить красоту, всегда бороться со всем уродливым и злым).
- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?
- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)
- Кого из героев сказки вы представили(розу)
- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)
- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.
(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)
Составление синквея
Составим стихотворение – синквейн о розе.
Например,
1. Роза.
2. Добрая, красивая.
3. Любит, растёт, наслаждается.
4. Роза – нежное создание.
5. Роза – добро. (Ответ ученика).
Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.
О чём заставляет задуматься это произведение? (Делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).
1.Самооценка своей работы на уроке
Домашнее задание:
нарисовать свою иллюстрацию к этой сказке и подписать её словами текста,