Литературное чтение
Тема В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
4 класс
Учитель: Славнюк Алия Минахметовна
- В. М. Гаршин« Сказка о жабе и розе»
- Обобщение по ведущей проблеме.
Научить выделять главное в изучаемом материале.
Развивать самостоятельность мышления ,речь обучающихся.
Воспитывать чуткое отношение к людям.
Оборудование: Интерактивная доска; графические объекты с изображением розы и жабы; набор пословиц, карточки со стихами у обучающихся, тетради по чтению.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель:
«Кому – то сказки надоели, а кто – то сказками пленен и самый лучший наш урок начнем со знакомых нам имен»
Разминка речевого аппарата:
- Чтение: ПТКА-ПТКО- ПТКУ- ПТКИ-ПТКЕ.
- Прочитать на одном дыхании слева на право и обратно:
А роза упала на лапу Азора.
- Сообщение темы урока
- На прошлом уроке мы читали сказку о жабе и розе. Назовите героев этого произведения.
Прежде, чем начать работу над содержанием сказки, я хочу познакомить вас и рассказать несколько слов о жабе и розе.
О жабе: всего на земле живут более 2300 видов лягушек, жаб и их разнообразных родственников. В нашей стране лягушек 10 видов, а жаб всего 4 вида.
(Сообщение обучающегося о жизни и происхождении жаб)
О розе: Об этом прекрасном цветке создано множество легенд и сказаний. В одной легенде говорится, что «роза» появилась из белоснежной морской пены, падающей с тела Афродиты, богине любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря.
Безмерно восхищаясь красотой розы, древние римляне придумали трогательную легенду о происхождении этого растения. «Будто бы богиня охоты Диана приревновала Амура к прелестной нимфе, которая носила имя Розас. Богиня решила избавиться от соперницы и бросила её в куст терновника. Истерзанная колючками красавица- нимфа умерла. Узнав о гибели любимой, Амур, рыдая, стал умолять верховного бога Зевса оживить нимфу. И чудо свершилось: колючий куст покрылся цветами неимоверной красоты. Так, по версии римлян из крови и слез Амура родилась роза. Многие поэты писали о розах. Вот строки А. С. Пушкина:
«Есть роза дивная. Она
Пред изумленною Киферой
Цветет румяна и пышна
Благословенная Венера»
1827 г.
Кифера- небольшой остров в Эгейском море.
Венера – римская богиня любви и красоты.
- Проверка домашнего задания.
- О розах можно говорить очень много. Но сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки и постараемся понять, почему же жаба и роза – главные герои этого произведения. Дома вы приготовили ответы на вопросы к тексту и рисовали сюжетные цепочки.
1 часть:
-Что позволило писателю историю, которую он рассказал назвать сказкой? Что в ней сказочного?
Зачитайте:
-Как выглядела роза в момент своего цветения?
-Что чувствовала она ранним утром?
2 часть
-Когда жаба увидела в первый раз розу?
-С какими словами и желанием жаба ползла к прекрасному созданию?
-О чем пожалела роза в этот момент?
-Почему жабе так захотелось её съесть? (зависть)
-Что такое - зависть?
-Почему жабе не удалось съесть розу?
- Что спасло её?
«Скажи, зачем шипы растут
На стебельке у нежной розы?
Оберегают красоту
И днем и ночью от угрозы».
- Физминутка
- Выборочное чтение.
-Зачитайте отрывок, в котором автор описывает место, где жила роза?
3 часть:
-Кому был дорог этот запущенный цветник, в котором росла роза?
-Почему автор назвал его «хозяином цветника»?
-Как автор описывает больного мальчика?
VI. Чтение по ролям
Найдите отрывок из произведения когда «хозяин цветника» не смог выйти в свой любимый уголок.
Прочитаем по ролям.
- Почему больной мальчик так ждал, когда распустится роза?
VIII. Обсуждение рисунков сюжетных цепочек.
Особое внимание обратите на рисунки, сделанные «крупным планом», т.к. в них можно увидеть, верно ли изображены детали обстановки, внешний вид героев. Далее лучшие из них расположите в соответствии с сюжетом, вспомните основные эпизоды произведения. Вы уже достаточно знаете о героях, чтобы начать составлять и вычерчивать систему образов произведения в виде схемы.
Схема произведения.
IX. Соотнесение текста с иллюстрациями.
-Закройте глаза и представьте все, о чем я буду говорить.
-Вы идете по запущенному саду, вас окружают заросли сорных трав, кругом тень, сырость, и вдруг (откройте глаза)
\На интерактивной доске иллюстрации роз и жабы.\
-Что вы видите?
-Составление рассказа о розе.
-Выберите из текста прилагательные, которые автор использовал
Для описания розы.
У неё тонкий и свежий запах. Нежные розовые лепестки. Душистое, прекрасное создание. Самая красивая в цветнике.
- Глядя на розы, хочется говорить прекрасные слова.
Чтение стихов.
На доске: Он розовый, красный
Он разных сортов
Его называют «царицей цветов»
«О ней поют поэты всех веков
Нет в мире, ничего нежней и краше
Чем этот свиток алых лепестков
Раскрывшихся благоуханной чашей»
С. Маршак 1887-1964г.
«Как хороши, как свежи были розы.
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость.
Моих цветов заветных, дорогих
Казалось мне, в них расцветала радость.
Казалось мне, любовь дышала в них!»
И. П. Метляев 1834г.
X. Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем.
Крылья сложили назад.
XI. Составление рассказа о жабе.
Жаба. С плоским брюхом. Жирная. Старая. Грязно-серые бородавчатые и липкие бока. Безобразные глаза.
- Почему Гаршин выбрал для своего произведения таких резко противоположных героев? (Жаба- это зло, а роза – добро).
XII. Работа с пословицами.
На доске: 1. У зависти глаза велики.
2.Брюхо болело, чужого захотело.
3.Жадное ухо ест по ухо.
4. Завидущие слова не знают стыда.
5.Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
-Какая из этих пословиц подходит больше всего к сказке?
- В чем основной смысл сказки?
XIII. Обобщение.
-Что произошло, почему жабе так и не удалось съесть розу?
-Что мы можем сказать о жизни розы?
-Почему роза думала, что жизнь прожита не зря?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение. Нарисовать момент, который показался самым напряженным. Когда вы больше всего волновались, читая сказку.
-Я благодарю вас за работу на уроке. Спасибо!
Хочется закончить урок словами Л. Н. Толстого.
«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра»
Оценка урока: Роза ветров.
Укажите направление вектора (показать)
y:"T?$+ eH???&"serif"'>Оценка урока: Роза ветров.
Укажите направление вектора (показать)