Урок изучения и закрепления новых знаний.Выделяем проблемы , Учащиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. На уроке ведется работа с текстом комедии, цитатами героев; Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей; Работа с выдержками из критических статей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" »
Технологическая карта урока
Мошкова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного вечернего (сменного)
общеобразовательного учреждения «Центр образования»
Предмет: Литература Класс ________9____________
Базовый учебник: Меркин Г.С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. – М.: «Русское слово», 2011.
Тема урока: Тема ума в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Цель урока: Раскрыть одну из основных проблем комедии «Горе от ума».
Задачи урока: Актуализация ранее полученных знаний.
Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, доска.
Формируемые УУД:
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи;
Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков;
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.
Ход урока
1. Мотивационный этап
Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на урок, мотивация к уроку. Приветствие учителя, настраивание на урок.
УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, формирование целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.
II. Актуализация знаний
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Обсуждение ранее изученного, акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения:
Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) Что такое проблема?
Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.
Овдение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу.
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
III. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?
Учащиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока.
На доске записаны слова: «Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим». (Гельвеций).
Вопросы: 1. К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.
Владение навыками аргументированного устного высказывания.
Способность ставить новые учебные цели и задач; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.
Работа в группах:
1 группа: работает со словарями и даёт заключение: что такое ум?
2 группа: анализ высказываний Чацкого, что такое ум и умный человек.
3 группа: анализ высказываний «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?
4 группа: сопоставление высказываний А.С. Пушкина и И.А. Гончарова: умён или глуп Чацкий? Обосновать, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.
1 группа: какие ключевые понятия входят в значение ума.
2 группа: Представление высказываний Чацкого об уме.
3 группа: Представления «фамусовского общества» об уме.
4 группа: Кто и что говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?
Работа с текстом комедии, цитаты героев;
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;
Работа с выдержками из критических статей.
Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.
УУД: Контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
5. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности.
Обучающиеся представляют с опорой на записи в тетради, результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
УУД: Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, формирование способности к проектированию, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Проверка степени усвоения учебного материала.
УУД: действовать с учётом позиции другого; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
7. Включение нового знания в систему изученного материала.
Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций). Самостоятельная творческая работа. Создание письменного высказывания и его представление.
8. Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Оценивают свою работу на уроке. Заполнение рефлексивной карты: « Сегодня на уроке».
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
Формирование навыков рефлексии.
IX. Д/з. Задание 1 уровня:
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.